Викторина по обществознанию на тему « Что такое право?» (8 класс)
Викторина по обществознанию на тему: « Что такое право?»
Цель: формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся; Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.
Задачи:
1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;
2. предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.
Оборудование: таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.
Организация игры: учащихся делят на три команды. Игру для учащихся 8-9 классов проводит учитель истории и обществознания.
ХОД ИГРЫ:
Вступительное слово:
Ведущий: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.
«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»
Конкурс «Представление команд».
В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.
Конкурс «Разминка».
Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.
Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)
Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)
Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)
Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)
Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)
Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная)
С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)
С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)
10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)
11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)
12. Что такое дисциплинарный проступок? (Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки
Конкурс «Преступление и наказание».
Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.
За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.
Карточки с заданием (описание ситуации):
Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.
В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.
Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.
Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.
Конкурс «Знаете ли вы закон?»
Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
-- Ученик разбил стекло (Административная)
-- Гражданин купил сознательно ворованную вещь (Уголовная)
-- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)
-- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)
-- Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)
-- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)
-- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)
-- Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)
-- Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)
-- Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)
Конкурс «Юридическая консультация».
Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание – 5 минут. Наивысший балл- 5.
17-летний Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?
(Свой ответ пояснить).
(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)
Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)
13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали в парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
((Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).
V11.Конкурс. « Я знаток права» Командам предлагается ответить на вопросы по Конституции Р.Ф. в виде тестов. За все правильно отвеченые тесты команда получает по 5 баллов.
Tecт l
Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада.
В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения.
Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят.
Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.
Ребенок – это человек ...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.
Тест 2
Что тако закон?
а) документ, который регулирует права людей.
б) правило поведения.
в) наказание за преступление.
В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей.
Правонарушение – это…
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.
Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении.
б) трудовая книжка.
в) все перечисленные выше документы.
Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.
Тест 3
Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей.
б) 137 статей.
в) их в ней вообще нет.
2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка;
б) охраной порядка, прав и свобод человека;
в) охраной домов.
В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей.
б) это возможность делать то, что хочешь.
в) оба варианта подходят.
Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да.
б) нет.
в) может, только с разрешения родителей.
Ребенок, совершивший преступление ...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.
Учитель: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:
- права человека
- юридическая ответственность человека: административная, уголовная
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция РФ
- Уголовный Кодекс
- право.
Подведение итогов игры. (Награждение команды-победительницы)
Список литературы:
1.Боголюбов, Иванова, Матвеев: Обществознание: Учебник для 8-9 классов 2.Учебник Обществознание 8 класс А.И. Кравченко (2010 год)