Урок по обществознанию для 6 класса. «Что такое экономика?»
МБОУ Рассветовкая СОШ Аксайского района Ростовской области |
|
Материал содержит план конспект урока, маршрутный лист ученика, экономическую задачу для учащихся, презентацию к уроку. Интегрирован с математикой. Материал соответствует ФГОС. |
|
Урок обществознания в 6 классе по теме: «Что такое экономика?»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель учителя: рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.
Цель ученика: знать характерные черты и признаки экономической сферы жизни общества.
Образовательные задачи:
- обеспечить усвоение учащимися определений новых понятий;
- сформировать у учащихся представления о характерных чертах и признаках экономической сферы жизни общества.
Развивающие задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать навыки сравнения и анализа социальных явлений;
- развивать способность к проблемному мышлению;
- продолжить формирование умения учащихся работать с текстом.
Воспитательные задачи:
- помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала;
-воспитание экономической культуры.
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации.
Основные понятия: экономика, потребность, потребитель, производство, производители, прибыль, бизнес, менеджер.
Оборудование:
учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» 6 класс. М, «Русское слово», 2012;
компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска;
презентация, подготовленная в программе «PowerPoint»;
И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» 6 класс. М, «Русское слово», 2013.
Программное обеспечение: PowerPoint.
Продолжительность урока: 45 минут.
Этапы урока |
Цели этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Приёмы, методы |
Дидактическая оснащённость |
1. организационный (1 мин.) |
Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. |
Приветствие, организация внимания учеников. |
Слушают учителя |
||
2. этап подготовки к сознательному усвоению материала (4 мин.) |
Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности. |
«Совсем недавно начался уч. год. Вспомните, как вы с вашими родителями готовились к нему. Что вы делали?» Посмотрите на слайд 1 и попробуйте составить из приведённых греческих слов название науки, которая и занимается изучением товаров, денег, заработной платы и т.п. Да, действительно, тема нашего урока – «Что такое экономика?» А теперь давайте сформулируем цели нашего урока. Помощь в формулировке целей: Знать определение понятия «экономика» Выяснить основные законы экономики. Думаю, что это цели на несколько наших уроков, посвящённых экономике. |
Ответы – приобретали школьную форму, тетради и др. Предлагают вариант – ЭКОНОМИКА. Предлагают варианты. Один из учеников записывает цели на доске. |
Социальная ситуация. Эвристическая беседа. |
Слайд 2 Слайд 3 |
Этап усвоения новых знаний и умений |
Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. |
Создание новой образовательной среды |
Учащиеся включаются в деятельность. |
||
3.1 |
Развитие психических процессов: -логического мышления -развитие речи через включение в процесс обсуждения. |
Давайте вернёмся к греческим словам Эко-хозяйство ном – закон и сформулируем определение понятия ЭКОНОМИКА. |
Предлагают варианты определения. |
Мозговой штурм |
Слайд 4 |
Анализируются ответы учеников. Обобщение учителя. Экономика – законы ведения хозяйства. Экономика – хозяйство страны. Экономика – наука о законах развития хозяйственной деятельности. |
Записывают определения в тетради. |
Слайд 5 |
|||
3.2 |
Развитие внимания. Усвоение новых понятий. |
Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма «Буратино» и я вас попрошу найти ответ на вопросы: 1. что очень заинтересовало лису и кота? Что им хотелось забрать? 2. каковы были желания Буратино? А зачем ему куртка? Другими словами куртка и Азбука должны были принести пользу своим владельцам, они их будут использовать, т.е. ПОТРЕБЛЯТЬ. Нужда человека в чем-либо называется ПОТРЕБНОСТЬ, а сам человек…. (вернуться к ситуации 1 сент.)
А откуда берутся вещи, которые мы потребляем? Производство – процесс создания разных видов товаров и услуг, предназначенных для продажи. Производители – семьи, фирмы, государство (помните, как мы встречались с производителем школьной формы, который предлагал свои услуги) |
Смотрят фрагмент из мультфильма «Буратино». Отвечают на вопросы Деньги Купить куртку и Азбуку. Папе Карло подарит, т.к. холодно. ПОТРЕБИТЕЛЬ. Записывают в тетрадь определения понятий: потребность, потребитель. (учебник с.52 или со слайда) Их кто-то изготавливает, производит. Записывают определения и схемы в тетрадь. |
Применение средств ИКТ в обучении. Снятие эмоционального напряжения в рамках здоровьесбережения. |
Видеофрагмент Слайд 6 Слайд 7 |
Развитие аналитического мышления. Познавательные УУД: отработка навыков смыслового чтения и обобщения фактов из источника. |
Итак, подводим первый итог. Экономика включает в себя 2 группы населения Потребитель производитель А производитель может быть потребителем? Т.е. это не раз и навсегда закреплённая за человеком позиция. Он может быть и производителем, и потребителем. Производителей часто называют БИЗНЕСМЕНАМИ. Что же такое бизнес? Сейчас мы это узнаем. Посмотрите на список профессий: учитель, водитель автобуса, врач, менеджер. Какая профессия вам пока не известна? Посмотрите на ЛИСТ № 1, прочитайте текст, составьте и запишите в тетрадь определения понятий БИЗНЕС, МЕНЕДЖЕР. Менеджеры за свою работу получают заработную плату, а вот хозяева производства получают ПРИБЫЛЬ, т.е. выгоду. Что такое прибыль мы с вами узнаем подробно на следующем уроке. Дома поинтересуйтесь в справочниках, определением понятия ПРИБЫЛЬ и как она получается. Посмотрите на свои парты – ЛИСТ №2. Задача. Её вы решите дома и она поможет вам понять как появляется прибыль. Обращаю внимание, что под А) – лёгкое задание, Б) – повышенной сложности, в) – сложное задание. Каждый может выбрать свой уровень сложности. |
Ответ пишется на слайде Да, … (приводят примеры) Работа с учебником - составление и выписывание определений. |
Частично-поисковый метод. Разноуровневость заданий. |
Слайд 8 |
|
3.3 |
Личностные УУД: -мысленное воспроизведение видеофильма. -самооценка события |
Вспомните, маленький неграмотный Буратино думал, что деньги….как появляются?
Но мы –то знаем, что они зарабатываются трудом физическим, умственным, в зависимости от профессии человека. …а теперь подумайте и скажите – так зачем же нам надо учить экономику и другие науки? Знать как себя вести с продавцами, как правиль сделать покупку, не быть обманутыми ни продавцами, ни производителями. |
Растут на деревьях. Чтобы не оказаться под влиянием мошенников. |
Обращение к социальному опыту ребёнка. |
|
4 закрепление |
Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Давайте теперь вы самостоятельно выполните задание в печатной тетради и этим проверите себя – насколько вы усвоили новый материал. Откройте печатные рабочие тетради на с. 26, задание № 3. Выполните его. |
Работают в тетради. Первый, кто выполнит его в тетради, делает на слайде на интерактивной доске. |
Слайд № 9 |
|
5 самооценка |
регулятивные УУД: самооценка. |
Открываем часть доски: Как выполнено задание? Поставь балл Быстро, правильно, самостоятельно – 3 Правильно, но медленно – 2 Правильно, но с помощью других – 1 Быстро, но неправильно – 0 На след. уроках вы будете выполнять и другие задания в этой тетради, оценивать себя и если наберёте 15 б – получите «5» 14б – «4» 13-12 б – «3» |
Сравнивают свои работы с доской. Выставляют баллы. |
Уровневая дифференциация. |
|
6 рефлексия |
регулятивные УУД: итоговая рефлексия. |
Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами сформулировали в начале урока. Какой цели мы уже достигли? Вторая цель нами достигнута? Но мы с вами обязательно всего добьёмся на след. уроках, посвящённых экономической сфере общества. Мы – молодцы, мы со всем справимся!
Уже кому-нибудь из вас захотелось в будущем заняться экономикой? Мы все уже поняли, что экономика очень важна в нашей повседневной жизни, чтобы никакие «кот» и «лиса» не смогли ввести нас в заблуждение и забрать наши заработанные честным трудом денежки. Мы сегодня хорошо поработали, но я особенно хочу отметить работу …. (Ф.И.) |
Узнали определение понятия «Экономика» и многих других. Пока нет. |
||
7 инструктаж по выполнению домашнего задания |
Определить требования к результатам выполнения домашнего задания. |
Прочитать: & 7. Выучить словарь урока (записи в тетради). В печатной тетради с. 24 – выполнить задание №1. Мах балл за его выполнение – 3. |