МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАЗДНИК "ДЕНЬ ХЛЕБА"
Автор: Паненкова Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
2020
Праздник «День хлеба».
Форма: праздник.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Цели: учить истории создания хлеба; развивать воображение, мышление, зрительные и
двигательные способности, творческую активность; воспитывать бережное
отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба, патриотизм.
Наглядность: выставка книг, посвящённая хлебу; выставка хлебобулочных изделий.
Оборудование: указка, бумага, карандаши, стирашки.
Литература: 1. Алмазов Б.А. Наш хлеб. – Л.: Детская литература, 1985 г.
2. Владимиров А.В. Земля на зёрнышке стоит. – М.: Детская литература,
1984 г.
3. Кармазин В.Д. Наш хлеб. – М.: Правда, 1986 г.
4. Сушкова Л.В. Именем хлеба. – М.: Московский рабочий, 1984 г.
Ход праздника:
I.Слово руководителя: - Эпиграф: Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стёжки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шёл не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
(Н. Рыленков).
Именно этими четверостишиями нашего земляка – поэта, Николая Ивановича Рыленкова, я желала начать наш праздник «День хлеба». Поколения ваших мам, пап, бабушек и дедушек умеют ценить хлеб, давайте и мы научимся этому.
II. 1. Литмонтаж.
1-й юннат: Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Хлеб составляет первооснову жизни нашего народа. За 60 лет жизни человек съедает 30 тонн пищи. Около половины её составляет хлеб. Хлеб – основа нашего питания. Ломоть душистого хлеба сытный, вкусный, никогда не приедается, не надоедает. Хлеб содержит все основные вещества, необходимые для человека: крахмал, белок, сахар, жиры, воду. Он даёт людям силу для жизни и работы. Есть хлеб – сыты люди. Нет хлеба – голод, беда. Хлеб – это жизнь.
2-й юннат: Без хлеба нельзя представить могущество государства. Хлебом сильны человек и государство.
3-й юннат: Хлебом – солью встречают самых дорогих и желанных гостей.
4-й юннат: Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. И тем велик. Хлеб – главная пища людей. Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.
5-й юннат: Основной химический компонент хлеба – углеводы. Главный, усвояемый углевод - крахмал. Он, наряду, с простыми сахарами, служит для человека основным энергетическим материалом. Кроме того, с хлебом человек получает необходимые для жизни белки, витамины и минеральные вещества. Учёные подсчитали, что при питании ржаным и пшеничным хлебом, организм человека покрывает потребность в белках на 25-30 процентов, а в углеводах – на 30-40 процентов.
1-й юннат: Во все времена, в нашей стране, к хлебу было особое уважение. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому большому оскорблению. С детских лет учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое большое на земле богатство. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица.
2-й юннат: Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебанос». Так в Древней Греции назывались глиняные горшки, в которых пекли хлеб.
3-й юннат: Самый первый хлеб, который нашли учёные на земле, оказался в гробнице египетского фараона Рамсеса III, жившего за 1200 лет до начала нашей эры. В ту пору, даже для властителя пекли его из растёртых ручными жерновами зёрен, в виде грубых пресных лепёшек. Не очень-то они были вкусными, да и разгрызть такую лепёшку можно было, только размочив в воде. Зёрна пшеницы и хлеб считались некогда священными, поэтому, их часто помещали в гробницы фараонов.
4-й юннат: Когда мы говорим о белом хлебе, мы должны знать, что это хлеб из пшеницы. Чёрный хлеб выпекают из ржаной муки, а белый – из пшеничной. В ржаном (чёрном) хлебе имеются такие полезные вещества, которых нет даже в пшеничной булке. Например, в 150 г чёрного хлеба содержится 0,2 г йода – дневная необходимая норма для человека. Рожь лучше, чем пшеница, переносит суровые условия Нечерноземья. Оба злака имеют одну родину – Закавказье. Но пшеница появилась на свет в тёплых долинах, а рожь – выше, на склонах гор, где условия суровее.
5-й юннат: В царской России сеяли больше рожь, пшеницы во многих местах совсем не было. На Руси запасы зерна, муки, наравне, с порохом и свинцом, заносили в так называемые «строевые списки». В дореволюционной России было около 20 миллионов крестьянских дворов, 30 процентов из них были безлошадны. 34% не имели плугов, 15% были совсем безземельны. 42% пахотной земли принадлежало царской семье, крупным помещикам и монастырям. Производство зерна на душу населения в 1913 году (очень урожайном году) составляло всего 455 кг в год.
1-й юннат: Хлеб – величина не только экономическая, продовольственная, нравственная. Хлеб – величина социальная. Тем, сколько и какого хлеба имел к обеду человек, определялось его положение в обществе. До революции, Россия, хлеб вывозила миллионами пудов золотой бесценной пшеницы, отдавая её за бесценок. В 1911 году Россия произвела 72 миллиона тонн зерна. 13,5 миллиона тонн вывезла за границу, а в стране голодало 30 миллионов человек… Хлеба не хватало.
2-й юннат: Кормильцы нашего хлеба – земля, воздух и солнце. Одно зерно ржи или пшеницы может родить сотни зёрен. Из зерна вырастают золотые колосья, которые затем, с помощью человека, убирают хлебоуборочные машины, на полях нашей необъятной Родины. Потом пшеничные и ржаные зёрна везут на мелькомбинат, где на специальной «мельнице» пшеничные и ржаные зёрна очищают от пыли и грязи, далее отбивают с зёрен тонкую кожицу и оболочку. И уже совсем, чистые зёрна пускают в машину для размола. Из машины выходит мука, которую просеивают на больших ситах, и тогда уже можно печь хлеб. В итоге, муку везут на хлебозавод или в хлебопекарню, где пекут хлеб.
3-й юннат: Страда – уборочная пора у хлеборобов. Страда – слово особой силы, налитое напряжением. Дни уборки хлеба, потому и называются, страдными, что подводят итог. Для хлеборобов- это ответственные, трудные, жданные дни. Важно для хлеборобов убрать выращенное, убрать без потерь. Ни обронить, ни потерять, сохранить каждое зёрнышко, ведь хлеборобы «бились» за каждый колос, холили его, растили и сберегали, не щадя ни времени своего, ни сил.
4-й юннат: К хлебу я отношусь с любовью. Люблю делать разные бутерброды на основе хлеба или булочки. Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки, за обеденным столом всегда проникаюсь глубоким уважением к тем людям, кто его делал, выпекал. Я постоянно учусь беречь хлеб, каждую его крошку. Необходимо ценить и уважать благородный труд хлебороба. Хлеб выращивают и выпекают для того, чтобы его ели, чтобы он, хлеб, увеличивал богатство страны, государства, значит, каждого из нас, чтобы кормил. А для этого надо быть к хлебу внимательнее, уважительнее. В нашей семье даже кусочек зачерствелого хлеба не выбрасывается, а размачивается в воде или молоке, затем на разогретую сковородку, и обжаривается в растительном масле. И даже, как раньше на Руси, крошки хлеба со стола и в рот, чтобы ничего не пропало. А если вы, нечаянно, уронили кусок хлеба, то должны немедленно оставить все дела и поднять его, сдуть пыль, поклониться хлебу или поцеловать, а затем положить на стол или на полку. Шесть тысяч лет существовал этот обычай, к сожалению, сейчас забываемый.
2. Конкурс пословиц и поговорок о хлебе.
Руководитель: Эпиграф: С детской поры мы едим ежедневный свой хлеб,
Густо посыпанный солью родных поговорок.
(Н. Рыленков).
Ребята, давайте попробуем вспомнить окончание пословицы или поговорки о хлебе. При правильном ответе вы получите жетон. По количеству жетонов в конце праздника победителя ожидает приз (из выпечки хлебобулочных изделий). Итак, поднимаем руку.
Хлеб – батюшка, вода… (– матушка).
Хлебушко – калачу… (дедушка).
Хлеб хлебу… (брат).
Худ обед, когда… (хлеба нет).
Хлеб да вода… ( – мужицкая еда).
У голодного хлеб… (на уме).
Не будет хлеба, не будет… (и обеда).
Русский человек хлеб – соль… (водит).
Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб… (– всему голова).
Был бы хлеб, а пирог… (даром).
Как ни старайся – хлеб только один раз в году… (родится).
Хлеб-соль ешь, а правду… (режь).
Где растёт пырей – вырастет и пшеница, где растёт овсюг – пшеница… (не вырастет).
На чужой каравай рот… (не разевай).
Русский ни с мечом, ни с калачом…. (не шутит).
Не хлебом единым… (жив человек).
Есть калачи – не сидеть… (на печи).
Во всяком хлебе не без… (мякины).
Чья земля, того и… (хлеб).
Около хлеба и мыши… (водятся).
Жива душа калачика… (чает).
Ёрш бы в ухе, да лещ… (в пироге).
Хлеба ни куска, так и в горнице… (тоска).
Красна река берегами, обед… (– пирогами).
Хлеба нет – и корочки в… (честь).
Ешь пирог с грибами, а язык держи… (за зубами).
Где ковыль – там и… (хлеб).
На нови хлеб сеют, на старь навоз… (возят).
Есть хлеб – будет и… (песня).
Земля – матушка, а хлеб…( – батюшка).
Золото да серебро – всего лишь металлы, рожь и пшеница…( – сама жизнь).
Зерно в колосу – торопись сжать… (полосу).
Долго на ниве потеть – много хлеба…(иметь).
Пока колос в поле – трудись…(подоле).
Хвали пшеницу в… (стогу).
Беда, коли во ржи лебеда, ещё больше беда, коли ни ржи, ни… (лебеды).
Матушка – рожь кормит всех сплошь, а пшеница…( – по выбору).
Нет хлеба ни куска, заберёт и в доме… (тоска).
У кого хлебушко, у того и… (счастье).
Хлеб на стол – и стол… (престол!)
Хлеба ни куска – и стол…( доска).
Без хлеба – несытно, без соли…( – несладко).
Мягкий хлеб съел, так и чёрствый…(цел).
Хлеб – трава, а рыба…( – вода).
Не оставляй на завтрак дела, а оставляй…(хлеба).
Сколько ни думай, лучше хлеба не… (придумаешь).
Баловством хлеба не…(добудешь).
3. Конкурс: «Отгадайте кроссворд».
| | | | | Б | А | Т | О | Н |
| | | | М | У | К | А | | |
| | | | | Х | Л | Е | Б | |
| | | Р | Ж | А | Н | О | Й | |
| | П | Р | Я | Н | И | К | И | |
Б | У | Б | Л | И | К | | | | |
| | С | У | Х | А | Р | Ь | | |
Не буханка, а … (батон)
Что получается на мельнице из зёрен? (мука)
… - всему голова. (хлеб)
Хлеб из тёмной муки (его название). (ржаной)
Круглый и румяный, как солнышко. (пряники)
Бараночное изделие. (бублик)
Засушенный хлеб. (сухарь)
Ключевое слово обозначает формовой хлеб. Ответ: Буханка.
| | | | | | | | 1 п | и | р | о | ж | н | о | е |
| | | | | | | 2 п | е | ч | е | н | ь | е | | |
| | | | 3 п | л | ю | ш | к | а | | | | | | |
| | | | | | | 4 с | а | й | к | а | | | | |
| | | | | | | 5 п | р | я | н | и | к | | | |
| кр | е | н | д | е | л | ь | | | | | | | |
1) Бисквитное … (пирожное).
2) Рассыпчатое… (печенье).
3) Сладкая… (плюшка).
4) Пышная… (сайка).
5) Мятный… (пряник).
6) Маковый… (крендель).
Ключевое слово обозначает древнюю профессию выпечки хлеба (по вертикали, начиная с цифры 1). (пекарь).
III. Подведение итогов праздника. Дегустация выпечки хлебобулочных изделий. Рецепт - подарок. Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
РЕЦЕПТ - ПОДАРОК
"БЫСТРОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА"
ИНГРЕДИЕНТЫ: ГЕРКУЛЕС - 4 СТ. Л
МУКА ЦЕЛЬНОЗЕРНОВАЯ ПШЕНИЧНАЯ - 4 СТ. Л
МУКА КУКУРУЗНАЯ - 4 СТ. Л
МУКА ПШЕНИЧНАЯ ВЫСШЕГО СОРТА - 4 СТ. Л
МУКА РЖАНАЯ ЦЕЛЬНОЗЕРНОВАЯ - 4 СТ. Л
ОТРУБИ ОЧИЩАЮЩИЕ - 1 ГОРСТЬ
ОРЕХОВАЯ МУКА ( ПЕРЕМОЛОТЬ В КОФЕМОЛКЕ ИЛИ БЛЭНДЕРЕ 1 ГОРСТЬ
СЕМЯН ТЫКВЫ, 1 ГОРСТЬ СЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА,1 ГОРСТЬ ЛЮБЫХ ОРЕХОВ)
КУНЖУТ (МЕЛКИЕ СЕМЕНА) 1 ГОРСТЬ
КУРКУМА 1 Ч. Л
КОРИАНДР ПЕРЕМОЛОТЫЙ 1/2 ГОРСТИ
СОЛЬ 1/2 Ч. Л
СОДА 1/2 Ч. Л
РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО (ХОРОШЕЕ ОЛИВКОВОЕ ИЛИ ПОДСОЛНЕЧНОЕ
НЕРАФИНИРОВАННОЕ) - 2 СТ. Л
ЛЮБОЙ КИСЛОМОЛОЧНЫЙ ПРОДУКТ (АЙРАН, КЕФИР) - 0,5 ЛИТРОВОЙ БУТЫЛКИ.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ: Все сухие ингредиенты, растительное масло и кефир хорошо
перемешать. (Первое заливаем в смесь масло, а затем уже кефир - это
обязательно). Всё вымешиваем руками, до мягкости и эластичности.
Делаем руками колобок, который заворачиваем в пищевую плёнку.
Накрываем полотенцем на 30 минут.
На разделочной доске с помощью муки (насыпать на доску немного
муки), из теста - колобка (делим на 2 части), раскатываем скалкой 2
хлебных лепёшки.
Берём 2 сухие сковороды с крышками. Ставим их на самый маленький огонь, предварительно распределив на каждой из них по хлебной лепёшке. Закрываем сковороды крышками, и на самом маленьком огне, выпекаем 15 - 20 минут. Как подрумянится один бок, переворачиваем на другой.
После приготовления хлебные лепёшки положить на разделочную
доску и накрыть полотенцем до остывания.
ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРАЗДНИЧНАЯ ВЫСТАВКА
В ХОДЕ ПРАЗДНИКА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
РАЗГАДЫВАЕМ КРОССВОРДЫ ВМЕСТЕ С МАМОЙ
И БЕЗ МАМЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ДЕГУСТИРУЕМ ВЫПЕЧКУ
Трефилова Раиса Поликарповна
Шабанова Алёна
Волкова Светлана Ивановна
Елена Владимировна
Паненкова Ирина Михайловна
Паненкова Ирина Михайловна
Паненкова Ирина Михайловна
Паненкова Ирина Михайловна
Максакова Наталья Михайловна
Паненкова Ирина Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Паненкова Ирина Михайловна
Татьяна Николаевна Галаева
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Паненкова Ирина Михайловна
Паненкова Ирина Михайловна