12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Паненкова Ирина Михайловна13745 Россия, Смоленская обл., Вязьма Материал размещён в группе «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР» |
Праздник "День хлеба"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАЗДНИК "ДЕНЬ ХЛЕБА"
Автор: Паненкова Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
2020
Праздник «День хлеба».
Форма: праздник.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Цели: учить истории создания хлеба; развивать воображение, мышление, зрительные и
двигательные способности, творческую активность; воспитывать бережное
отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба, патриотизм.
Наглядность: выставка книг, посвящённая хлебу; выставка хлебобулочных изделий.
Оборудование: указка, бумага, карандаши, стирашки.
Литература: 1. Алмазов Б.А. Наш хлеб. – Л.: Детская литература, 1985 г.
2. Владимиров А.В. Земля на зёрнышке стоит. – М.: Детская литература,
1984 г.
3. Кармазин В.Д. Наш хлеб. – М.: Правда, 1986 г.
4. Сушкова Л.В. Именем хлеба. – М.: Московский рабочий, 1984 г.
Ход праздника:
I.Слово руководителя: - Эпиграф: Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стёжки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шёл не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
(Н. Рыленков).
Именно этими четверостишиями нашего земляка – поэта, Николая Ивановича Рыленкова, я желала начать наш праздник «День хлеба». Поколения ваших мам, пап, бабушек и дедушек умеют ценить хлеб, давайте и мы научимся этому.
II. 1. Литмонтаж.
1-й юннат: Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Хлеб составляет первооснову жизни нашего народа. За 60 лет жизни человек съедает 30 тонн пищи. Около половины её составляет хлеб. Хлеб – основа нашего питания. Ломоть душистого хлеба сытный, вкусный, никогда не приедается, не надоедает. Хлеб содержит все основные вещества, необходимые для человека: крахмал, белок, сахар, жиры, воду. Он даёт людям силу для жизни и работы. Есть хлеб – сыты люди. Нет хлеба – голод, беда. Хлеб – это жизнь.
2-й юннат: Без хлеба нельзя представить могущество государства. Хлебом сильны человек и государство.
3-й юннат: Хлебом – солью встречают самых дорогих и желанных гостей.
4-й юннат: Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. И тем велик. Хлеб – главная пища людей. Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.
5-й юннат: Основной химический компонент хлеба – углеводы. Главный, усвояемый углевод - крахмал. Он, наряду, с простыми сахарами, служит для человека основным энергетическим материалом. Кроме того, с хлебом человек получает необходимые для жизни белки, витамины и минеральные вещества. Учёные подсчитали, что при питании ржаным и пшеничным хлебом, организм человека покрывает потребность в белках на 25-30 процентов, а в углеводах – на 30-40 процентов.
1-й юннат: Во все времена, в нашей стране, к хлебу было особое уважение. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому большому оскорблению. С детских лет учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое большое на земле богатство. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица.
2-й юннат: Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебанос». Так в Древней Греции назывались глиняные горшки, в которых пекли хлеб.
3-й юннат: Самый первый хлеб, который нашли учёные на земле, оказался в гробнице египетского фараона Рамсеса III, жившего за 1200 лет до начала нашей эры. В ту пору, даже для властителя пекли его из растёртых ручными жерновами зёрен, в виде грубых пресных лепёшек. Не очень-то они были вкусными, да и разгрызть такую лепёшку можно было, только размочив в воде. Зёрна пшеницы и хлеб считались некогда священными, поэтому, их часто помещали в гробницы фараонов.
4-й юннат: Когда мы говорим о белом хлебе, мы должны знать, что это хлеб из пшеницы. Чёрный хлеб выпекают из ржаной муки, а белый – из пшеничной. В ржаном (чёрном) хлебе имеются такие полезные вещества, которых нет даже в пшеничной булке. Например, в 150 г чёрного хлеба содержится 0,2 г йода – дневная необходимая норма для человека. Рожь лучше, чем пшеница, переносит суровые условия Нечерноземья. Оба злака имеют одну родину – Закавказье. Но пшеница появилась на свет в тёплых долинах, а рожь – выше, на склонах гор, где условия суровее.
5-й юннат: В царской России сеяли больше рожь, пшеницы во многих местах совсем не было. На Руси запасы зерна, муки, наравне, с порохом и свинцом, заносили в так называемые «строевые списки». В дореволюционной России было около 20 миллионов крестьянских дворов, 30 процентов из них были безлошадны. 34% не имели плугов, 15% были совсем безземельны. 42% пахотной земли принадлежало царской семье, крупным помещикам и монастырям. Производство зерна на душу населения в 1913 году (очень урожайном году) составляло всего 455 кг в год.
1-й юннат: Хлеб – величина не только экономическая, продовольственная, нравственная. Хлеб – величина социальная. Тем, сколько и какого хлеба имел к обеду человек, определялось его положение в обществе. До революции, Россия, хлеб вывозила миллионами пудов золотой бесценной пшеницы, отдавая её за бесценок. В 1911 году Россия произвела 72 миллиона тонн зерна. 13,5 миллиона тонн вывезла за границу, а в стране голодало 30 миллионов человек… Хлеба не хватало.
2-й юннат: Кормильцы нашего хлеба – земля, воздух и солнце. Одно зерно ржи или пшеницы может родить сотни зёрен. Из зерна вырастают золотые колосья, которые затем, с помощью человека, убирают хлебоуборочные машины, на полях нашей необъятной Родины. Потом пшеничные и ржаные зёрна везут на мелькомбинат, где на специальной «мельнице» пшеничные и ржаные зёрна очищают от пыли и грязи, далее отбивают с зёрен тонкую кожицу и оболочку. И уже совсем, чистые зёрна пускают в машину для размола. Из машины выходит мука, которую просеивают на больших ситах, и тогда уже можно печь хлеб. В итоге, муку везут на хлебозавод или в хлебопекарню, где пекут хлеб.
3-й юннат: Страда – уборочная пора у хлеборобов. Страда – слово особой силы, налитое напряжением. Дни уборки хлеба, потому и называются, страдными, что подводят итог. Для хлеборобов- это ответственные, трудные, жданные дни. Важно для хлеборобов убрать выращенное, убрать без потерь. Ни обронить, ни потерять, сохранить каждое зёрнышко, ведь хлеборобы «бились» за каждый колос, холили его, растили и сберегали, не щадя ни времени своего, ни сил.
4-й юннат: К хлебу я отношусь с любовью. Люблю делать разные бутерброды на основе хлеба или булочки. Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки, за обеденным столом всегда проникаюсь глубоким уважением к тем людям, кто его делал, выпекал. Я постоянно учусь беречь хлеб, каждую его крошку. Необходимо ценить и уважать благородный труд хлебороба. Хлеб выращивают и выпекают для того, чтобы его ели, чтобы он, хлеб, увеличивал богатство страны, государства, значит, каждого из нас, чтобы кормил. А для этого надо быть к хлебу внимательнее, уважительнее. В нашей семье даже кусочек зачерствелого хлеба не выбрасывается, а размачивается в воде или молоке, затем на разогретую сковородку, и обжаривается в растительном масле. И даже, как раньше на Руси, крошки хлеба со стола и в рот, чтобы ничего не пропало. А если вы, нечаянно, уронили кусок хлеба, то должны немедленно оставить все дела и поднять его, сдуть пыль, поклониться хлебу или поцеловать, а затем положить на стол или на полку. Шесть тысяч лет существовал этот обычай, к сожалению, сейчас забываемый.
2. Конкурс пословиц и поговорок о хлебе.
Руководитель: Эпиграф: С детской поры мы едим ежедневный свой хлеб,
Густо посыпанный солью родных поговорок.
(Н. Рыленков).
Ребята, давайте попробуем вспомнить окончание пословицы или поговорки о хлебе. При правильном ответе вы получите жетон. По количеству жетонов в конце праздника победителя ожидает приз (из выпечки хлебобулочных изделий). Итак, поднимаем руку.
Хлеб – батюшка, вода… (– матушка).
Хлебушко – калачу… (дедушка).
Хлеб хлебу… (брат).
Худ обед, когда… (хлеба нет).
Хлеб да вода… ( – мужицкая еда).
У голодного хлеб… (на уме).
Не будет хлеба, не будет… (и обеда).
Русский человек хлеб – соль… (водит).
Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб… (– всему голова).
Был бы хлеб, а пирог… (даром).
Как ни старайся – хлеб только один раз в году… (родится).
Хлеб-соль ешь, а правду… (режь).
Где растёт пырей – вырастет и пшеница, где растёт овсюг – пшеница… (не вырастет).
На чужой каравай рот… (не разевай).
Русский ни с мечом, ни с калачом…. (не шутит).
Не хлебом единым… (жив человек).
Есть калачи – не сидеть… (на печи).
Во всяком хлебе не без… (мякины).
Чья земля, того и… (хлеб).
Около хлеба и мыши… (водятся).
Жива душа калачика… (чает).
Ёрш бы в ухе, да лещ… (в пироге).
Хлеба ни куска, так и в горнице… (тоска).
Красна река берегами, обед… (– пирогами).
Хлеба нет – и корочки в… (честь).
Ешь пирог с грибами, а язык держи… (за зубами).
Где ковыль – там и… (хлеб).
На нови хлеб сеют, на старь навоз… (возят).
Есть хлеб – будет и… (песня).
Земля – матушка, а хлеб…( – батюшка).
Золото да серебро – всего лишь металлы, рожь и пшеница…( – сама жизнь).
Зерно в колосу – торопись сжать… (полосу).
Долго на ниве потеть – много хлеба…(иметь).
Пока колос в поле – трудись…(подоле).
Хвали пшеницу в… (стогу).
Беда, коли во ржи лебеда, ещё больше беда, коли ни ржи, ни… (лебеды).
Матушка – рожь кормит всех сплошь, а пшеница…( – по выбору).
Нет хлеба ни куска, заберёт и в доме… (тоска).
У кого хлебушко, у того и… (счастье).
Хлеб на стол – и стол… (престол!)
Хлеба ни куска – и стол…( доска).
Без хлеба – несытно, без соли…( – несладко).
Мягкий хлеб съел, так и чёрствый…(цел).
Хлеб – трава, а рыба…( – вода).
Не оставляй на завтрак дела, а оставляй…(хлеба).
Сколько ни думай, лучше хлеба не… (придумаешь).
Баловством хлеба не…(добудешь).
3. Конкурс: «Отгадайте кроссворд».
| | | | | Б | А | Т | О | Н |
| | | | М | У | К | А | | |
| | | | | Х | Л | Е | Б | |
| | | Р | Ж | А | Н | О | Й | |
| | П | Р | Я | Н | И | К | И | |
Б | У | Б | Л | И | К | | | | |
| | С | У | Х | А | Р | Ь | | |
Не буханка, а … (батон)
Что получается на мельнице из зёрен? (мука)
… - всему голова. (хлеб)
Хлеб из тёмной муки (его название). (ржаной)
Круглый и румяный, как солнышко. (пряники)
Бараночное изделие. (бублик)
Засушенный хлеб. (сухарь)
Ключевое слово обозначает формовой хлеб. Ответ: Буханка.
| | | | | | | | 1 п | и | р | о | ж | н | о | е |
| | | | | | | 2 п | е | ч | е | н | ь | е | | |
| | | | 3 п | л | ю | ш | к | а | | | | | | |
| | | | | | | 4 с | а | й | к | а | | | | |
| | | | | | | 5 п | р | я | н | и | к | | | |
| кр | е | н | д | е | л | ь | | | | | | | |
1) Бисквитное … (пирожное).
2) Рассыпчатое… (печенье).
3) Сладкая… (плюшка).
4) Пышная… (сайка).
5) Мятный… (пряник).
6) Маковый… (крендель).
Ключевое слово обозначает древнюю профессию выпечки хлеба (по вертикали, начиная с цифры 1). (пекарь).
III. Подведение итогов праздника. Дегустация выпечки хлебобулочных изделий. Рецепт - подарок. Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
РЕЦЕПТ - ПОДАРОК
"БЫСТРОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА"
ИНГРЕДИЕНТЫ: ГЕРКУЛЕС - 4 СТ. Л
МУКА ЦЕЛЬНОЗЕРНОВАЯ ПШЕНИЧНАЯ - 4 СТ. Л
МУКА КУКУРУЗНАЯ - 4 СТ. Л
МУКА ПШЕНИЧНАЯ ВЫСШЕГО СОРТА - 4 СТ. Л
МУКА РЖАНАЯ ЦЕЛЬНОЗЕРНОВАЯ - 4 СТ. Л
ОТРУБИ ОЧИЩАЮЩИЕ - 1 ГОРСТЬ
ОРЕХОВАЯ МУКА ( ПЕРЕМОЛОТЬ В КОФЕМОЛКЕ ИЛИ БЛЭНДЕРЕ 1 ГОРСТЬ
СЕМЯН ТЫКВЫ, 1 ГОРСТЬ СЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА,1 ГОРСТЬ ЛЮБЫХ ОРЕХОВ)
КУНЖУТ (МЕЛКИЕ СЕМЕНА) 1 ГОРСТЬ
КУРКУМА 1 Ч. Л
КОРИАНДР ПЕРЕМОЛОТЫЙ 1/2 ГОРСТИ
СОЛЬ 1/2 Ч. Л
СОДА 1/2 Ч. Л
РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО (ХОРОШЕЕ ОЛИВКОВОЕ ИЛИ ПОДСОЛНЕЧНОЕ
НЕРАФИНИРОВАННОЕ) - 2 СТ. Л
ЛЮБОЙ КИСЛОМОЛОЧНЫЙ ПРОДУКТ (АЙРАН, КЕФИР) - 0,5 ЛИТРОВОЙ БУТЫЛКИ.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ: Все сухие ингредиенты, растительное масло и кефир хорошо
перемешать. (Первое заливаем в смесь масло, а затем уже кефир - это
обязательно). Всё вымешиваем руками, до мягкости и эластичности.
Делаем руками колобок, который заворачиваем в пищевую плёнку.
Накрываем полотенцем на 30 минут.
На разделочной доске с помощью муки (насыпать на доску немного
муки), из теста - колобка (делим на 2 части), раскатываем скалкой 2
хлебных лепёшки.
Берём 2 сухие сковороды с крышками. Ставим их на самый маленький огонь, предварительно распределив на каждой из них по хлебной лепёшке. Закрываем сковороды крышками, и на самом маленьком огне, выпекаем 15 - 20 минут. Как подрумянится один бок, переворачиваем на другой.
После приготовления хлебные лепёшки положить на разделочную
доску и накрыть полотенцем до остывания.
ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРАЗДНИЧНАЯ ВЫСТАВКА
В ХОДЕ ПРАЗДНИКА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
РАЗГАДЫВАЕМ КРОССВОРДЫ ВМЕСТЕ С МАМОЙ
И БЕЗ МАМЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ДЕГУСТИРУЕМ ВЫПЕЧКУ