12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паненкова Ирина Михайловна13745
Россия, Смоленская обл., Вязьма
Материал размещён в группе «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАЗДНИК "ДЕНЬ ХЛЕБА"



                                              Автор: Паненкова Ирина Михайловна,

                                                     педагог дополнительного образования


2020


Праздник «День хлеба».

Форма: праздник.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Цели: учить истории создания хлеба; развивать воображение, мышление, зрительные и

двигательные способности, творческую активность; воспитывать бережное

отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба, патриотизм.

Наглядность: выставка книг, посвящённая хлебу; выставка хлебобулочных изделий.

Оборудование: указка, бумага, карандаши, стирашки.

Литература: 1. Алмазов Б.А. Наш хлеб. – Л.: Детская литература, 1985 г.

                     2. Владимиров А.В. Земля на зёрнышке стоит. – М.: Детская литература,

                         1984 г.

                     3. Кармазин В.Д. Наш хлеб. – М.: Правда, 1986 г.

                     4. Сушкова Л.В. Именем хлеба. – М.: Московский рабочий, 1984 г.


                                                     Ход праздника:

I.Слово руководителя: - Эпиграф: Кто землю сам пахал, тот за столом

                                                         Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,

                                                         Стянув на свежей скатерти узлом

                                                         Во дни страды исхоженные стёжки.

                                                         Я тоже в поле вырос и окреп,

                                                         Шёл не прохожим по родному краю,

                                                         И по тому, как люди ценят хлеб,

                                                         Себе друзей в дорогу выбираю.

                                                                                               (Н. Рыленков).

Именно этими четверостишиями нашего земляка – поэта, Николая Ивановича Рыленкова, я желала начать наш праздник «День хлеба». Поколения ваших мам, пап, бабушек и дедушек умеют ценить хлеб, давайте и мы научимся этому.

II. 1. Литмонтаж.

1-й юннат: Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Хлеб составляет первооснову жизни нашего народа. За 60 лет жизни человек съедает 30 тонн пищи. Около половины её составляет хлеб. Хлеб – основа нашего питания. Ломоть душистого хлеба сытный, вкусный, никогда не приедается, не надоедает. Хлеб содержит все основные вещества, необходимые для человека: крахмал, белок, сахар, жиры, воду. Он даёт людям силу для жизни и работы. Есть хлеб – сыты люди. Нет хлеба – голод, беда. Хлеб – это жизнь.

2-й юннат: Без хлеба нельзя представить могущество государства. Хлебом сильны человек и государство.

3-й юннат: Хлебом – солью встречают самых дорогих и желанных гостей.

4-й юннат: Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. И тем велик. Хлеб – главная пища людей. Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.

5-й юннат: Основной химический компонент хлеба – углеводы. Главный, усвояемый углевод - крахмал. Он, наряду, с простыми сахарами, служит для человека основным энергетическим материалом. Кроме того, с хлебом человек получает необходимые для жизни белки, витамины и минеральные вещества. Учёные подсчитали, что при питании ржаным и пшеничным хлебом, организм человека покрывает потребность в белках на 25-30 процентов, а в углеводах – на 30-40 процентов.

1-й юннат: Во все времена, в нашей стране, к хлебу было особое уважение. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому большому оскорблению. С детских лет учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое большое на земле богатство. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица.

2-й юннат: Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебанос». Так в Древней Греции назывались глиняные горшки, в которых пекли хлеб.

3-й юннат: Самый первый хлеб, который нашли учёные на земле, оказался в гробнице египетского фараона Рамсеса III, жившего за 1200 лет до начала нашей эры. В ту пору, даже для властителя пекли его из растёртых ручными жерновами зёрен, в виде грубых пресных лепёшек. Не очень-то они были вкусными, да и разгрызть такую лепёшку можно было, только размочив в воде. Зёрна пшеницы и хлеб считались некогда священными, поэтому, их часто помещали в гробницы фараонов.

4-й юннат: Когда мы говорим о белом хлебе, мы должны знать, что это хлеб из пшеницы. Чёрный хлеб выпекают из ржаной муки, а белый – из пшеничной. В ржаном (чёрном) хлебе имеются такие полезные вещества, которых нет даже в пшеничной булке. Например, в 150 г чёрного хлеба содержится 0,2 г йода – дневная необходимая норма для человека. Рожь лучше, чем пшеница, переносит суровые условия Нечерноземья. Оба злака имеют одну родину – Закавказье. Но пшеница появилась на свет в тёплых долинах, а рожь – выше, на склонах гор, где условия суровее.

5-й юннат: В царской России сеяли больше рожь, пшеницы во многих местах совсем не было. На Руси запасы зерна, муки, наравне, с порохом и свинцом, заносили в так называемые «строевые списки». В дореволюционной России было около 20 миллионов крестьянских дворов, 30 процентов из них были безлошадны. 34% не имели плугов, 15% были совсем безземельны. 42% пахотной земли принадлежало царской семье, крупным помещикам и монастырям. Производство зерна на душу населения в 1913 году (очень урожайном году) составляло всего 455 кг в год.

1-й юннат: Хлеб – величина не только экономическая, продовольственная, нравственная. Хлеб – величина социальная. Тем, сколько и какого хлеба имел к обеду человек, определялось его положение в обществе. До революции, Россия, хлеб вывозила миллионами пудов золотой бесценной пшеницы, отдавая её за бесценок. В 1911 году Россия произвела 72 миллиона тонн зерна. 13,5 миллиона тонн вывезла за границу, а в стране голодало 30 миллионов человек… Хлеба не хватало.

2-й юннат: Кормильцы нашего хлеба – земля, воздух и солнце. Одно зерно ржи или пшеницы может родить сотни зёрен. Из зерна вырастают золотые колосья, которые затем, с помощью человека, убирают хлебоуборочные машины, на полях нашей необъятной Родины. Потом пшеничные и ржаные зёрна везут на мелькомбинат, где на специальной «мельнице» пшеничные и ржаные зёрна очищают от пыли и грязи, далее отбивают с зёрен тонкую кожицу и оболочку. И уже совсем, чистые зёрна пускают в машину для размола. Из машины выходит мука, которую просеивают на больших ситах, и тогда уже можно печь хлеб. В итоге, муку везут на хлебозавод или в хлебопекарню, где пекут хлеб.

3-й юннат: Страда – уборочная пора у хлеборобов. Страда – слово особой силы, налитое напряжением. Дни уборки хлеба, потому и называются, страдными, что подводят итог. Для хлеборобов- это ответственные, трудные, жданные дни. Важно для хлеборобов убрать выращенное, убрать без потерь. Ни обронить, ни потерять, сохранить каждое зёрнышко, ведь хлеборобы «бились» за каждый колос, холили его, растили и сберегали, не щадя ни времени своего, ни сил.

4-й юннат: К хлебу я отношусь с любовью. Люблю делать разные бутерброды на основе хлеба или булочки. Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки, за обеденным столом всегда проникаюсь глубоким уважением к тем людям, кто его делал, выпекал. Я постоянно учусь беречь хлеб, каждую его крошку. Необходимо ценить и уважать благородный труд хлебороба. Хлеб выращивают и выпекают для того, чтобы его ели, чтобы он, хлеб, увеличивал богатство страны, государства, значит, каждого из нас, чтобы кормил. А для этого надо быть к хлебу внимательнее, уважительнее. В нашей семье даже кусочек зачерствелого хлеба не выбрасывается, а размачивается в воде или молоке, затем на разогретую сковородку, и обжаривается в растительном масле. И даже, как раньше на Руси, крошки хлеба со стола и в рот, чтобы ничего не пропало. А если вы, нечаянно, уронили кусок хлеба, то должны немедленно оставить все дела и поднять его, сдуть пыль, поклониться хлебу или поцеловать, а затем положить на стол или на полку. Шесть тысяч лет существовал этот обычай, к сожалению, сейчас забываемый.

2. Конкурс пословиц и поговорок о хлебе.

Руководитель: Эпиграф: С детской поры мы едим ежедневный свой хлеб,

                                          Густо посыпанный солью родных поговорок.

                                                                                                 (Н. Рыленков).

Ребята, давайте попробуем вспомнить окончание пословицы или поговорки о хлебе. При правильном ответе вы получите жетон. По количеству жетонов в конце праздника победителя ожидает приз (из выпечки хлебобулочных изделий). Итак, поднимаем руку.

Хлеб – батюшка, вода… (– матушка).

Хлебушко – калачу… (дедушка).

Хлеб хлебу… (брат).

Худ обед, когда… (хлеба нет).

Хлеб да вода… ( – мужицкая еда).

У голодного хлеб… (на уме).

Не будет хлеба, не будет… (и обеда).

Русский человек хлеб – соль… (водит).

Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб… (– всему голова).

Был бы хлеб, а пирог… (даром).

Как ни старайся – хлеб только один раз в году… (родится).

Хлеб-соль ешь, а правду… (режь).

Где растёт пырей – вырастет и пшеница, где растёт овсюг – пшеница… (не вырастет).

На чужой каравай рот… (не разевай).

Русский ни с мечом, ни с калачом…. (не шутит).

Не хлебом единым… (жив человек).

Есть калачи – не сидеть… (на печи).

Во всяком хлебе не без… (мякины).

Чья земля, того и… (хлеб).

Около хлеба и мыши… (водятся).

Жива душа калачика… (чает).

Ёрш бы в ухе, да лещ… (в пироге).

Хлеба ни куска, так и в горнице… (тоска).

Красна река берегами, обед… (– пирогами).

Хлеба нет – и корочки в… (честь).

Ешь пирог с грибами, а язык держи… (за зубами).

Где ковыль – там и… (хлеб).

На нови хлеб сеют, на старь навоз… (возят).

Есть хлеб – будет и… (песня).

Земля – матушка, а хлеб…( – батюшка).

Золото да серебро – всего лишь металлы, рожь и пшеница…( – сама жизнь).

Зерно в колосу – торопись сжать… (полосу).

Долго на ниве потеть – много хлеба…(иметь).

Пока колос в поле – трудись…(подоле).

Хвали пшеницу в… (стогу).

Беда, коли во ржи лебеда, ещё больше беда, коли ни ржи, ни… (лебеды).

Матушка – рожь кормит всех сплошь, а пшеница…( – по выбору).

Нет хлеба ни куска, заберёт и в доме… (тоска).

У кого хлебушко, у того и… (счастье).

Хлеб на стол – и стол… (престол!)

Хлеба ни куска – и стол…( доска).

Без хлеба – несытно, без соли…( – несладко).

Мягкий хлеб съел, так и чёрствый…(цел).

Хлеб – трава, а рыба…( – вода).

Не оставляй на завтрак дела, а оставляй…(хлеба).

Сколько ни думай, лучше хлеба не… (придумаешь).

Баловством хлеба не…(добудешь).

3. Конкурс: «Отгадайте кроссворд».







Б

А

Т

О

Н





М

У

К

А








Х

Л

Е

Б





Р

Ж

А

Н

О

Й




П

Р

Я

Н

И

К

И


Б

У

Б

Л

И

К







С

У

Х

А

Р

Ь




Не буханка, а … (батон)

Что получается на мельнице из зёрен? (мука)

… - всему голова. (хлеб)

Хлеб из тёмной муки (его название). (ржаной)

Круглый и румяный, как солнышко. (пряники)

Бараночное изделие. (бублик)

Засушенный хлеб. (сухарь)

         Ключевое слово обозначает формовой хлеб. Ответ: Буханка.










1 п

и

р

о

ж

н

о

е








2 п

е

ч

е

н

ь

е







3 п

л

ю

ш

к

а














4 с

а

й

к

а












5 п

р

я

н

и

к




                                           

кр

е

н

д

е

л

ь









1) Бисквитное … (пирожное).

2) Рассыпчатое… (печенье).

3) Сладкая… (плюшка).

4) Пышная… (сайка).

5) Мятный… (пряник).

6) Маковый… (крендель).


Ключевое слово обозначает древнюю профессию выпечки хлеба (по вертикали, начиная с цифры 1). (пекарь).

III. Подведение итогов праздника. Дегустация выпечки хлебобулочных изделий. Рецепт - подарок. Рефлексия.

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                                                   РЕЦЕПТ - ПОДАРОК

"БЫСТРОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА"


ИНГРЕДИЕНТЫ: ГЕРКУЛЕС - 4 СТ. Л

МУКА ЦЕЛЬНОЗЕРНОВАЯ ПШЕНИЧНАЯ - 4 СТ. Л

МУКА КУКУРУЗНАЯ - 4 СТ. Л

МУКА ПШЕНИЧНАЯ ВЫСШЕГО СОРТА - 4 СТ. Л

МУКА РЖАНАЯ ЦЕЛЬНОЗЕРНОВАЯ - 4 СТ. Л

ОТРУБИ ОЧИЩАЮЩИЕ - 1 ГОРСТЬ

ОРЕХОВАЯ МУКА ( ПЕРЕМОЛОТЬ В КОФЕМОЛКЕ ИЛИ БЛЭНДЕРЕ 1 ГОРСТЬ
СЕМЯН ТЫКВЫ, 1 ГОРСТЬ СЕМЯН ПОДСОЛНЕЧНИКА,1 ГОРСТЬ ЛЮБЫХ ОРЕХОВ)

КУНЖУТ (МЕЛКИЕ СЕМЕНА) 1 ГОРСТЬ

КУРКУМА 1 Ч. Л

КОРИАНДР ПЕРЕМОЛОТЫЙ 1/2 ГОРСТИ

СОЛЬ 1/2 Ч. Л

СОДА 1/2 Ч. Л

РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО (ХОРОШЕЕ ОЛИВКОВОЕ ИЛИ ПОДСОЛНЕЧНОЕ
НЕРАФИНИРОВАННОЕ) - 2 СТ. Л

ЛЮБОЙ КИСЛОМОЛОЧНЫЙ ПРОДУКТ (АЙРАН, КЕФИР) - 0,5 ЛИТРОВОЙ БУТЫЛКИ.


ПРИГОТОВЛЕНИЕ: Все сухие ингредиенты, растительное масло и кефир хорошо
перемешать. (Первое заливаем в смесь масло, а затем уже кефир - это
обязательно). Всё вымешиваем руками, до мягкости и эластичности.

Делаем руками колобок, который заворачиваем в пищевую плёнку.
Накрываем полотенцем на 30 минут.

На разделочной доске с помощью муки (насыпать на доску немного
муки), из теста - колобка (делим на 2 части), раскатываем скалкой 2
хлебных лепёшки.

Берём 2 сухие сковороды с крышками. Ставим их на самый маленький огонь, предварительно распределив на каждой из них по хлебной лепёшке. Закрываем сковороды крышками, и на самом маленьком огне, выпекаем 15 - 20 минут. Как подрумянится один бок, переворачиваем на другой.

После приготовления хлебные лепёшки положить на разделочную
доску и накрыть полотенцем до остывания.


                                         ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!


                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


t1588866727aa.jpg


ПРАЗДНИЧНАЯ ВЫСТАВКА


t1588866727ab.jpg


В ХОДЕ ПРАЗДНИКА

                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ № 3



t1588866727ac.jpg


РАЗГАДЫВАЕМ КРОССВОРДЫ ВМЕСТЕ С МАМОЙ


t1588866727ad.jpg


И БЕЗ МАМЫ

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

t1588866727ae.jpg


ДЕГУСТИРУЕМ ВЫПЕЧКУ


t1588866727af.jpg

Опубликовано в группе «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»


Комментарии (16)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 08.05.20 в 04:22 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна, за отличную разработку!
Шабанова Алёна, 08.05.20 в 04:40 3Ответить Пожаловаться
Интересно было поучаствовать в празднике, хоть и в воображаемом.... Спасибо!
Волкова Светлана Ивановна, 08.05.20 в 05:19 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, что проводите такие праздники и воспитываете уважительное отношение к хлебу!
Елена Владимировна, 08.05.20 в 06:18 3Ответить Пожаловаться
Замечательный праздник! МОЛОДЦЫ!!!
Паненкова Ирина Михайловна, 08.05.20 в 20:38 3Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, спасибо за тёплый отзыв!
Паненкова Ирина Михайловна, 08.05.20 в 20:39 2Ответить Пожаловаться
Алёна, очень рада за отклик о мероприятии, спасибо!
Паненкова Ирина Михайловна, 08.05.20 в 20:40 2Ответить Пожаловаться
Светлана Ивановна, благодарю за добрые слова!
Паненкова Ирина Михайловна, 08.05.20 в 20:41 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, очень приятный отзыв, спасибо!
Максакова Наталья Михайловна, 08.05.20 в 20:42 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересное занятие!
Паненкова Ирина Михайловна, 08.05.20 в 21:37 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталья Михайловна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.