12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда Павловна23

Сценарий праздника-конкурса для учеников 4-го класса начальной школы по внеурочной деятельности по предмету - «Окружающий мир».

 

Игровая программа написана учителем начальных классов Бакиной Надеждой Павловной.

 

Цель: обобщить знания детей о значении растений и животных, о растениях и животных, попавших в Красную книгу; воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе. Доставить детям радость.

 

Ход праздника.

 

1 ученик.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А еще природа храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,

Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

 

2 ученик.

Родина! С чего начинается она у каждого человека? Конечно же с мамы, а еще – с природы! Многие поэты, писатели, композиторы посвящают свои произведения природе.

Послушайте, о чем пишет Сергей Викулов.

 

3 ученик.

Услышу ль сосен шум в полдневный час, 
Журчанье струй средь камушков у брода,- 
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна,

по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты —
Поля, луга, леса, моря и реки.

 

4 ученик.

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух — три ее основы.
Какая бы не грянула беда —
Все возродится снова.

5 ученик.

Но если...
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем,

что это «если» значит?
О, Человек!
Природа - Мать ни рек

И ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых озер.
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!

И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.

 

6 ученик.

Константин Паустовский, замечательный наш писатель, сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»

И действительно. Общаясь с природой, проникая в ее тайны, понимаешь, что человек, природа и Родина неотделимы друг от друга.

 

Песня «Наш край»

 

7 ученик.

Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя…
Может этим и манит

Человека земля?
Иль березкой кудрявой,
Нескупой на слова?
Или явором ?

Явор - сем лесам голова!

Иль плясуньей - калиной,
Что сережкой трясет
Или первой травинкой,
Пробивающей лёд?
Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!

8 ученик.

И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.

И родными местами,

Где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами –

Чуть о них не забыл!

Манят волею реки
И раздольем поля…
Не обманет во веки
Человека земля!

 

9 ученик.

Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Она украшает нашу жизнь, ни один праздник не обходиться без цветов. Ответим нашей планете теплом на тепло, любовью на любовь, добротой на добро, дружбой на дружбу.

Исполним вместе с котом Леопольдом песню.

 

Песня «Если добрый ты»

 

10 ученик.

Все богатства русского пейзажа
В полное владение нам даны.
Вьюжных зим серебряная пряжа, 
Кружева зеленые весны.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Хором Это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

 

11 ученик.

Но так бывает, к сожалению, что природные богатства любят и берегут по-настоящему не все из нас.

12 ученик.

а) На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты 
Оставляет нам каждое лето.

 

б) Откровенье цветов луговых 
Нами понято было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

 

в) В нас молчало безмолвное «Стой!»
Нам казалось все мало, все мало. 
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

 

г) И не видели, как из- под ног
Молчаливо, дыша еле- еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.

 

Многие растения являются лекарственными.

 

1 ученик рассказывает о лекарственных свойствах василька.

2 ученик о мать-и-мачехе.

 

Сценка

 

Девочка-ромашка. (Сидит с букетом лекарственных трав)

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

 

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

(протягивает пучок дурмана)

 

Ромашка.

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его!

(Ведьма убегает)

Ох, уж эта травяная ведьма!

Так и норовит сделать гадость.

То корешок ядовитый подсунет,

то траву не съедобную.

(Ведьма, крадучись, возвращается)

 

Травяная ведьма.

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.

 

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

(Ведьма грозит кулаком и убегает)

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу красную они

Уже давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

 

 

А кто знает, что такое Красная книга природы?

 

13 ученик.

Красная книга – это книга природы. В нее занесены редкие виды растений и животных. Их особенно нужно охранять честно и бережно.

1 ученик рассказывает о странствующих голубях.

2 ученик о морских коровах.

3 ученик о дронтах.

 

14 ученик.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов.
И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

 

15 ученик.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

 

Сценка «Белая черемуха»

 

Девочка (Идет, показывая на дерево черемухи)

Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча, 
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.

Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки. Одна другой говорит:

- Это чья черемуха?

- Да она ничья. Белая Снегурочка около ручья.

Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.

 

Девочка

Прибежали девочки,
А Снегурки нет,
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.

 

16 ученик.

Да! Цветы – это лекарства, красота и покой нашей земли. С цветка и травинки начинается большая природа: жизнь деревьев и кустарников, родников и рек, озер и морей, рыб, птиц и зверей.

 

17 ученик.

Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата

Березняк иль малинник густой.

 

18 ученик.

А уж, сколько орехов и ягод.
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

 

Сценка

 

- Сорвите нас, мы очень вкусные! - кричали два гриба всем, кто проходил мимо. Один был с серовато-зелёной, а другой с беловато-жёлтой шляпкой.

-  Мы настоящие шампиньоны!

 

Белка.

- Ай-ай-ай! Какие же вы обманщики! Вы самые настоящие бледные поганки.

 

- Как ты об этом узнала? – удивились поганки

 

Белка.

- На ножках-то у каждого из вас бугорок, а на нём белая плёнка, будто воротничок. У одного он из крупных чешуек, а у другого словно из бородавочек. Такие же приметы и у вашего дружка, мухомора.

Ну-ка ответьте, какой цвет пластинок под вашими шляпками?

 

1 гриб - У меня они белые.

 

2 гриб - А у меня, а у меня кремовые.

 

Белка.

- Чтобы вы знали, у шампиньонов пластинки грязно-розовые, тёмно-коричневые или даже чёрно-бурые.

 

1 гриб - Опять нас никто не хочет собирать.

 

2 гриб  - И почему мы родились ядовитыми? А так хочется попасть в корзинку к другим грибам.

 

19 ученик.

Дерево, трава, цветок и птица 
Не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

 

 

 

Сценка

 

Мальчик.

Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

 

Мотылёк.

Я живу на лугу, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнце ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я не долго – не более дня.
Будь же добрым со мной.

И не трогай меня!

 

20 ученик.

Все, все на свете, на свете нужны:
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!

Нужны все подряд -
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.

 

21 ученик.

Доброе дерево, старые ветви. 
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!

21 (а)
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали.
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.

21 (б)

Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.

21 (в)

Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.

 

22 ученик.

А вот поэту Глебу Гербовскому пришлось назвать свое стихотворение «Мертвый лес».

 

23 ученик.

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел.
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел. 

23 (а)
Медведь ушел, умчались зайцы,
Хватили горя комары. 
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары. 

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни цветок – иссякла сила,

И что ни кустик – ставим крест.

23 (б)
Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей.
Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек…Злодей! Злодей!

 

24 ученик.

Нор звериных, птичьего гнезда

Хором Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

 

Песня «Не дразните собак»

 

25 ученик.

Лес – наше богатство! Это воздух для лёгких, влага и тень.

Лес – дом для зверей и птиц.

Это кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес – зелёный наряд нашей планеты.

 

26 ученик.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

Знаете ли вы?

 

27 ученик.

Каждая сова уничтожает за один год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит одна сова спасет одну тонну хлеба в год.

 

28 ученик.

У кукушки необыкновенный аппетит. За 1 час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

 

29 ученик.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на 1 грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров.

 

30 ученик.

Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва писателя Михаила Пришвина.

- Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!

 

Кроссворд «Птицы»

 

Если вы решите кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочитаешь отгадку к такой загадке:

 

Шило впереди,

клубок спереди,

ножницы сзади.

 

  1. Живет в лесу, ухает, как разбойник,
    люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

 

  1. Маленький, беленький

по лесочку прыг, прыг,

по снежочку тык, тык. ( Заяц)

 

  1. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

 

  1. Посреди деревьев кузнецы куют . (Дятел)

 

  1. Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится ,как бес,

И повёртка в лес. (Сорока)

 

  1. Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит. (Грач)

 

  1. Зубовато, серовато, 
    по полю рыщет, 
    телят, овец ищет. (Волк)

 

  1. Пришла из лесу птичница 
    в рыжей шубке –

кур посчитать. (Лиса)

 

Конец праздника: дети исполняют песню

«Пусть всегда будет Солнце»
Автор текста (слов): Ошанин Л. Композитор (музыка): Островский А. 

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.