Урок - исследование по окружающему миру в 3 классе «Удивительное в мире природы зимой»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок-исследование
УМК: «Школа России»
Технологическая карта
Тема | Удивительное в мире природы зимой |
Цель | Познакомиться с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года. |
Задачи | 1.Углублять представление учащихся об изменениях в природе с наступлением зимы, на основе подбора фактов из научно-познавательных текстов и иллюстративных материалов; 2.Уточнять представления о поведении зимой таких животных, как кабаны, налимы, клесты; 3.Находить факты из текстов для доказательства предположений; 4.Наблюдать за многообразием связей в живой и неживой природе |
Формируемые УУД | Личностные УУД формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные УУД Определять цель и план выполнения заданий, Познавательные УУД Ориентироваться в источнике и находить нужную информацию; Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; уметь работать в группе; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. |
Основные понятия | Изменения в природе происходят в любое время года. |
Материалы к уроку | Тексты, иллюстрации, рабочий лист |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Мотивация (создание проблемной ситуации) | Учитель создал следующую ситуацию: - Нам пришло письмо от мальчика, который всегда и во всем сомневается, он пишет: « С наступлением зимы все в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло…» Что ответить мальчику? Что ему написать? Что вы по этому поводу думаете? Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить? замирает?
- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика. И мы все еще не можем написать ответ мальчику. - Что нам нужно сделать, чтобы написать ответ?
Учитель: Итак, цель нашего исследования: Найти примеры из жизни животных и растений в зимний период.(доска) Исследовать мы будем в группах,а потом каждая группа представит свои доказательства. | Детьми были предложены следующие предположения: - зимой природа действительно спит и ничего не происходит; - птицы, которые остались зимовать, не спят, ведут активный образ жизни и т.д. - нам надо доказать мальчику, что зимой изменения в природе продолжают происходить. | Личностные УУД формирование интереса (мотивации) к учению; Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Регулятивные УУД Определять цель и план выполнения заданий, |
2. Исследование в малых группах. | Цель: Доказать мальчику, который всегда во всем сомневается, что и зимой изменения в природе продолжают происходить? Каждая группа получила следующий материал: - один из текстов («Клесты», «Про кабана»- Плешаков А.А. Зеленые страницы, «Зимние грибы»- Юный натуралист, 2000. - №2, Обитатели водоемов зимой», «Налим» - Свечников В. Времена года, и т.д.) - необходимые иллюстрации к каждому тексту;
| Каждая группа составила отчет и выступила перед другими группами. Например: тест «Налим» « Работая над текстом «Налим», мы обнаружили очень много интересных фактов. Связывая информацию с нашей проблемой «продолжают ли происходить изменения в природе зимой?» мы можем отметить следующее: - налим летом, когда t воды выше 15 градусов впадает в спячку; - с наступлением осени он пробуждается, в это время налим питается; - как только реки покрываются льдом, рыбы прекращают питаться и отправляются к местам нереста. Нерестятся налимы в январе, феврале. Из выше сказанного можно сделать вывод, что зимой жизнь не останавливается.
| Познавательные УУД Ориентироваться в источнике и находить нужную информацию; Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Уметь работать в группе; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. |
3.Обмен информацией. | Располагает рабочие листы на доске. | Каждая группа предоставляет собранные в ходе исследования факты. | |
4.Связывание информации, формулирование вывода | -Что же происходит в мире природы с наступлением зимы? -Какой вывод мы можем сделать по результатам нашего исследования? -Доказали ли мы мальчику? Что должно убедить его в этом? | Обучающиеся кратко перечисляют происходящие зимой изменения. Изменения не останавливаются зимой. Доказали | Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; |
5.Подведение итогов,рефлексия. |
-Давайте вернемся к гипотезам , которые вы выдвинули в начале урока. Что удалось подтвердить?(Учитель по очереди зачитывает каждую гипотезу)
-Каждая группа заполнит лист самооценки и познакомит нас с ним. | Исследование.
Дети комментируют .
Обучающиеся заполняют листы и зачитывают их вслух. | Коммуникативные УУД Уметь работать в группе; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу |
Савельева Любовь Владимировна