Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель _________ Т.М.Камышова Протокол № 1 от «22» августа 2017 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ И.В.Хлевная « » ________ 2017 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________Н.В. Гайдаенко Приказ №______ от «___»_________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
образовательная область «Обществознание и естествознание»
4 а КЛАСС
2017-2018 учебный год
Разработчик программы:
Смирнова Нина Петровна-
учитель начальных классов
г. Красноперекопск - 2017г.
Содержание
1. |
Введение |
2 |
2. |
Планируемые результаты |
2 |
3. |
Содержание тем учебного предмета |
8 |
4. |
Календарно-тематическое планирование |
11 |
введение
Данная программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
- примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО;
-авторской программы по предмету «Окружающий мир» А.А. Плешакова, 2014г.
Цель курса: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и национального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
3. Содержание учебного предмета
В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 часов.
Земля и человечество (9ч.)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Практические работы: «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», «Знакомство с картой звёздного мира», «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте», «Знакомство с историческими картами»
В результате изучения темы обучающийся научится:
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Элементарным приемам чтения плана и карты, узнавать материки и океаны, их названия, расположенные на глобусе и карте.
Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
Описывать отдельные события из истории Отечества, использовать ленту времени.
Правилам поведения человека при охране памятников истории и культуры
Получит возможность научиться:
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
Работать с готовыми моделями (глобусом и картой)
Создавать несложные модели планет и созвездий
Природа России (10ч.)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.
Практические работы: «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России», «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России», «Поиск и показ на карте природные зоны России», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» , «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь», «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».
В результате изучения темы обучающийся научится:
Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря.
Различать виды водоемов, их разнообразие, использование человеком.
Понимать общие условия необходимые для живых организмов, связь живой и неживой природы в различных природных зонах (арктических пустынь, тундры, лесов, степей, пустынь, у моря)
Понимать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Получит возможность научиться:
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса
Искать дополнительную информацию в различных источниках.
Анализировать ситуации с точки зрения экологии.
Родной край – часть большой страны (15ч.)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Презентация проектов.
Практические работы: «Знакомство с картой родного края», «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств», «Рассматривание растений леса и их распознавание», «Рассматривание растений луга и их распознавание», «Рассматривание растений пресных вод и их распознавание», «Рассматривание полевых культур и их распознавание»
Экскурсия: Природные сообщества родного края. В поле.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде
Определять особенности поверхности родного края, узнавать на рисунке, показывать на карте
Давать краткую характеристику водоемам родного края, называть их
Исследовать состав почвы, узнает ее значение для жизни человека
Различать природные ископаемые и понимать их использование человеком
Классифицировать природные сообщества (лес, луг, пресный водоем)
Выделять различные отрасли растениеводства и животноводства в родном крае
Определять роль растений и животных в жизни людей и бережное отношение к ним
Получит возможность научиться:
Выполнять опыты с природными объектами, простейшие измерения
Устанавливать взаимосвязи в природе, выполнять уход за культурными растениями, за домашними животными
Страницы Всемирной истории (5 ч.)
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Использовать ленту времени
Определять различные эпохи: древний мир , средние века, новое время , новейшее время.
Определять к какой эпохе принадлежат те или иные выдающиеся люди, знать их имена.
Работать с географической картой
Получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.
Страницы истории России (20ч.)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 -1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Описывать отдельные события из истории Отечества
Показывать на карте границы России, некоторые города, описывать события происходившие в различные эпохи на Руси
Называть выдающихся людей и патриотов прошедших времен, города, места изученных сражений разных эпох
Участвовать в охране памятников истории и культуры
Получит возможность научиться:
Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Современная Россия (9ч.)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов.
В результате изучения темы обучающийся научится:
Знаниям основного закона России и прав человека
Описывать государственные праздники, традиции, обычаи народов, населяющих Россию
Описывать историю создания гимна, герба, флага
Рассказывать о городах России, отдельных важных событиях общественной и культурной жизни страны
Получит возможность научиться:
Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной Стране
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
в том числе на: |
||||
экскурсии |
проекты |
Практическая работа |
Тестовая работа |
||||
1 |
Земля и человечество |
9ч |
- |
- |
4 |
2 |
|
2 |
Природа России |
10ч |
1 |
9 |
2 |
||
3 |
Родной край - часто большой страны |
15ч |
2 |
- |
6 |
2 |
|
4 |
Страницы Всемирной истории |
5ч |
1 |
||||
5 |
Страницы истории России |
20 ч |
2 |
||||
6 |
Современная Россия |
9ч |
2 |
||||
Итого |
68 ч |
2 |
1 |
19 |
11 |
Проекты:
1 Проект к первой части учебника (по выбору)
2. «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов»
№ п/п |
Дата план |
Дата факт |
Тема урока |
Кол-во часов |
Прим |
1 |
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) Мир глазами астронома. Стартовая диагностика |
9 ч 1 |
|||
2 |
Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» |
1 |
|||
3 |
Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» |
1 |
|||
4 |
Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» |
1 |
|||
5 |
Мир глазами историка |
1 |
|||
6 |
Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» |
1 |
|||
7 |
Мир глазами эколога |
1 |
|||
8 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие |
1 |
|||
9 |
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 |
1 |
|||
10 |
Раздел «Природа России» (10 часов) Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» |
10 ч 1 |
|||
11 |
Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» |
1 |
|||
12 |
Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» |
1 |
|||
13 |
Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» |
1 |
|||
14 |
Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» |
1 |
|||
15 |
Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» |
1 |
|||
16. |
Лес и человек. Проверочная работа №1 |
1 |
|||
17. |
Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» |
1 |
|||
18. |
Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» |
1 |
|||
19. |
У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2 |
1 |
|||
20. |
Обобщающий урок. Проверим и оценим свои достижения. Урок-игра "Природные зоны России" |
1 |
|||
21. |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» |
15 ч 1 |
|||
22. |
Поверхность нашего края |
1 |
|||
23. |
Родной край – часть большой страны. Экскурсия №1 |
1 |
|||
24. |
Водные богатства нашего края |
1 |
|||
25. |
Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» |
1 |
|||
26 |
Земля - кормилица |
1 |
|||
27. |
Экскурсия 2 в поле |
1 |
|||
28. |
Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание растений леса и их распознавание» |
1 |
|||
29. |
Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание растений луга и их распознавание» |
1 |
|||
30 |
Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание растений пресных вод и их распознавание» |
1 |
|||
31 |
Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19«Рассматривание полевых культур и их распознавание» |
1 |
|||
32 |
Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа |
1 |
|||
33 |
Животноводство в нашем крае |
1 |
|||
34 |
Презентация проектов. Тест № 3 |
1 |
|||
35 |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) Начало истории человечества |
5 ч 1 |
|||
36 |
Мир древности: далёкий и близкий |
1 |
|||
37 |
Средние века: время рыцарей и замков |
1 |
|||
38 |
Новое время: встреча Европы и Америки |
1 |
|||
39 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 |
1 |
|||
40 |
Раздел «Страницы истории России» (20 часов). Жизнь древних славян |
20 ч 1 |
|||
41 |
Во времена Древней Руси |
1 |
|||
42 |
Страна городов |
1 |
|||
43 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
1 |
|||
44 |
Трудные времена на Русской земле |
1 |
|||
45 |
Русь расправляет крылья |
1 |
|||
46 |
Куликовская битва |
1 |
|||
47 |
Иван Третий |
1 |
|||
48 |
Мастера печатных дел |
1 |
|||
49 |
Патриоты России |
1 |
|||
50 |
Пётр Великий |
1 |
|||
51 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
|||
52 |
Екатерина Великая. Проверочная работа №2 |
1 |
|||
53 |
Отечественная война 1812 года |
1 |
|||
54 |
Страницы истории XIX века |
1 |
|||
55 |
Россия вступает в XX век |
1 |
|||
56 |
Страницы истории 1920 – 1930-х годов |
1 |
|||
57 |
Великая война и Великая Победа |
1 |
|||
58 |
Великая война и великая Победа |
1 |
|||
59 |
Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 |
1 |
|||
60 |
Раздел «Современная Россия» (9 часов). Основной закон России и права человека |
9 ч 1 |
|||
61 |
Мы – граждане России |
1 |
|||
62 |
Славные символы России |
1 |
|||
63 |
Такие разные праздники |
1 |
|||
64 |
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
1 |
|||
65 |
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
1 |
|||
66 |
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) |
1 |
|||
67 |
Путешествие по России(по Волге, по югу России) |
1 |
|||
68 |
Презентация проектов |
1 |
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ
№ урока в теме |
Тема урока |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
*