Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.
Курс: Основы православной культуры. Учебник: Кураев А.В. Основы православной культуры. Москва. Просвещение 2016.
Интеллектуальная игра «Храм – дом Божий на Земле»
Оборудование: проектор, презентация, у учеников – бумага, ручки, карточки с буквами А,Б,В.
Цели:
1. Приобщение учащихся к духовным ценностям;
2. Развитие познавательного интереса учащихся на примере библейских текстов.
Задачи:
1. Содействовать формированию нравственных качеств учащихся;
2. Создавать условия для раскрытия их интеллектуально-познавательных способностей.
Ход игры.
1.Орг.момент.3 мин.
Педагог. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям.
Дерево достижений
Педагог. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал
Красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Сегодня я приветствую вас на интеллектуальной игре «Храм – дом Божий на Земле».
Игра будет состоять из нескольких раундов. За правильный ответ вы будете получать жетоны. В конце игры мы определим победителя по количеству жетонов.
Сопровождать нас на игре будет наш ангел-хранитель.
2.Начнем нашу игру с разминки. 5мин
Ответы на разминке не оцениваются.
1.Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
2.Что такое культура? ( это всё, что создал человек.)
3.Что такое религия? (РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.)
4.С какой религиозной культурой мы с вами знакомимся?
5. Назовите храмы нашего села, города Стерлитамак.
6. Как называется обращение человека к Богу? (молитва)
7.Как называется Священная книга христиан? (Библия)
8.Как называется картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории? (икона)
10. Назовите самого известного иконописца на Руси. (Андрей Рублёв)
3. 1 раунд «Доскажи словечко» 5 мин.
Выслушав вопрос, дети совещаются и после команды учителя одновременно показывают карточку с буквой.
В старину в народе говорили,
что в Москву специально приезжают для того,
чтобы хлеба-соли покушать,
А) чаю попить
Б) красного звона послушать(почему так говорили)
В) на Кремль полюбоваться
В городе было так много церквей, что из любого места было видно хотя бы одну церковь. Москва славилась своими церквями, а также колоколами, голосами своих колоколов. В народе говорили, что в Москву приезжают для того, чтобы «хлеба-соли покушать, красного звона послушать».
2. Первым,
кого призвал к себе в ученики Христос,
был
А) Андрей(прочитать)
Б) Матфей
В) Пётр
Андрея Первозванного Иисус Христос первого призвал в ученики, о чем и говорит его имя. Это единственный апостол, который побывал на славянской земле и предсказал появление города Киева.
3.Художники-реставраторы
по сохранившимся рисункам, иконам,
чертежам и описаниям
А) Строят храмы
Б) Воссоздают внешний облик
и внутреннее убранство древних церквей
В) Занимаются реставрацией икон, фресок,
росписей внутри храма (почему)
4. 2 раунд. «Я, ты, он, она» 10 мин
-Священное место для православного христианина. (церковь)
-Самый большой, главный храм из всех церквей города.(собор)
-Самое маленькое священное строение.(часовня)
-Учебное заведение для получения духовного и богословского образования.(семинария)
Детям раздаются пазлы церкви России, которые они должны собрать
Педагог. Давайте вспомним правила поведения в храме.
Тихо нужно в храм входить?
Или резво забежать?
Трижды лоб перекрестить?
Или важно маршем прошагать?
Можно там зажечь свечу?
А кого-то стукнуть по плечу?
А у иконы постоять?
А громко топать и кричать?
5. 3 раунд «Православные праздники» 5мин
Педагог читает загадки о православных праздниках, дети угадывают.
1)-Один из главных христианских праздников, который празднуется православными христианами в январе
Пахнет смолою и плюшками,
детскими снами, хлопушками,
Елочки маленькой ствол.
Дарит Господь _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ РОЖДЕСТВО
Слайд-Рождество
2)-Какой праздник называют Праздником праздников и Торжеством из торжеств?
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник – наша _ _ _ _ _ ПАСХА
Слово "Пасха" значит с еврейского "избавление". Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства.
Слайд Пасха
3)-Что за чудо?
Это ново: на апостолов Христовых
В виде пламенных языков
Бог – Святый Дух сводится.
Так явила нам себя Пресвятая _ _ _ _ _ _ ТРОИЦА
Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом.
В этот праздник принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках.
Слайд Троица
6. 4 раунд «Найди окончание» 5 мин
Учащиеся получают карточку, на которой записаны незаконченные предложения и карточки со словами. Из предложенных карточек нужно выбрать те, которые являются продолжением данных предложений.
1. Творцом окружающего мира является … |
|||||||
2. Бог установил во всем … |
|||||||
3. Все в мире свидетельствует о великой … Творца. |
|||||||
4. Весь этот мир Бог создал для жизни … |
|||||||
5. Бог создал этот мир, потому что … людей. |
|||||||
6. Богу нет … никого и нигде. |
|||||||
7. О Боге мы можем знать только то, что Он Сам о Себе … |
|||||||
8. Все, что Бог открыл людям, они записали в … |
|||||||
9. Еще эту книгу называют Священным … |
|||||||
10. Всякое слово в этой книге - … |
|||||||
беспорядок |
животных |
творит |
родного |
Преданием |
книгу |
||
Писанием |
равного |
правда |
Библию |
открыл |
любит |
||
людей |
премудрости |
порядок |
Бог |
7. 5 раунд «Дополни фразу» 3 мин
Бог всем людям … Отец.
- Проверим свою догадку. Разгадаем кроссворд.
1) Что построил праведный Ной? (ковчег)
2) Что мы рисуем на себе при молитве? (крест)
3) Одежду грязь пачкает, а душу? (грех)
4) Символ Пасхи. (яйцо)
8. 6 раунд «Дерево мудрости» 5 мин
На партах у детей листы с заповедями.
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на третье определение кроссворда. Какое это слово? (Грех)
Что же такое грех?(ответы детей)
- Человечество давно нашло ответ, как бороться с вирусами безнравственности,- их ещё называют грехами, – с помощью соблюдения определённого ряда правил – их называют заповедями божьими. Их 10 , но 6 из них учат, как нужно относиться к другому человеку. Прочитаем их и определим, какая же из них будет являться противоядием вирусов, которые мы выделили. Учащиеся находят листы, на которых написаны божьи заповеди и озвучивают их против вирусов, которые можно победить, соблюдая данную заповедь:
1. Почитай отца и мать.(Непочитание родителей)
2. Не убей. (Гнев, бранные слова, жестокость)
3. Не предюбодействуй. (Курение, обжорство, пьянство, любое излишество)
4. Не укради. (Воровство, не скрывай найденного, обещанное выполняй в срок)
5.Не лги и не вовлекай в ложь другого. (Клевета, ложь, обман)
6. Не возжелай того, что принадлежит ближнему твоему.(Зависть)
9. 7 раунд «Весы добра и зла». 5 мин
Какое определение мы с вами дали слову грех?
Как его можно победить? (Делая добрые дела, соблюдая заповеди)
- А как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут
узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть
“зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война,
ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша
весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,
и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют
добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее
мелкие игрушки на чашу весов).
10. 8 раунд Коллективное составление аппликации.3 мин.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
Итог урока. Рефлексия.2 мин.
Вот и закончилась наша игра. Давайте посмотрим, кто заработал больше жетонов. Посмотрим наше Дерево достижений и скажем, достигли ли вы того, что желали вначале урока.(ответы детей)
Кожевникова Елена Владимировна
Ирина
Кошелева Светлана Юрьевна