Технологическая карта урока русского языка в 11 классе на тему «Обособленные члены предложения. Обобщение»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 11
Тип урока: Урок применения предметных умений.
Технология урока (методы, формы организации деятельности): Технология развития проблемного и аналитического мышления (работа в группах, самоконтроль).
Тема: Обособленные члены предложения. Обобщение.
Цель: Углубление и обобщение знаний об обособленных членах предложения.
- обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Обособленные члены предложения»;
-определить уровень знаний по темам «Обособленное определение», «Обособленное приложение», «Обособленное обстоятельство»;
- воспитывать умение слушать товарища, формировать навык самостоятельной работы;
Формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных определениях.
Подготовка к ЕГЭ.
Задачи:
1.Понимать условия постановки знаков препинания при обособлении.
2.Находить в тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения, находить грамматические и пунктуационные ошибки.
3. Анализировать тексты с точки зрения целесообразности использования в них конструкций с обособленными членами.
4. Составлять предложения и тексты, используя конструкции с обособленными членами предложения.
5. Осуществлять самооценку выполняемых заданий.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Предметные результаты: обобщение знаний обучающихся об обособленных определениях, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах.
Метапредметные результаты: определение роли обособленных определений в предложении и тексте в тестовых заданиях, умение находить пунктуационные ошибки по обособлению определений и исправлять их в тексте и предложениях.
Формирование УУД
Личностные УУД: добросовестное самостоятельное повторение теоретического материала дома,
Регулятивные УУД: уметь определять цель и алгоритм выполнения учебной деятельности на уроке; точно выражать свои мысли; уметь определять успешность выполнения заданий.
Познавательные УУД: уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма, анализировать предложения и систематизировать правила в ходе практической деятельности, составлять схемы и приводить свои примеры, уметь находить речевые штампы в предложениях.
Коммуникативные УУД: уметь слушать объяснения одноклассников, учитывать ошибки и их корректировать в практической и речевой деятельности своих и товарищей , уметь сотрудничать в парах, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Основные понятия и термины: Обособленные члены предложения; согласованные и несогласованные, распространенные и нераспространенные, одиночные определения, причастный оборот.
Планируемые результаты: Выполнять задания части А тестов ЕГЭ, обособлять определения в письменной речи
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный этап. | | Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. | Личностные УУД: добросовестное самостоятельное повторение теоретического материала дома, |
| Синтаксическая пятиминутка | Эпиграф. «Знаки препинания служат нотами при чтении». А.П. Чехов Как вы считаете, можно слова Чехова взять в качестве эпиграфа? | Нота. Графический знак, изображающий музыкальный звук. Ноты – текст музыкального произведения, графически изображённый. (Знаки препинания помогают нам понять написанное, верно передать смысл предложения.) | Регулятивные УУД: уметь определять цель и алгоритм выполнения учебной деятельности на уроке; точно выражать свои мысли; уметь определять успешность выполнения заданий. |
Основной этап. Осмысление. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Фронтальный опрос. | Дайте лексическое значение слов обособить, обособленный? Обособить – выделить из общего, создать особое положение. Обособленный – стоящий особняком, отдельно. Выделенный путём обособления. Обособленное определение – Обособленное приложение – Обособленное обстоятельство – Обособление сравнительного оборота - Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. (Н. Некрасов) Березонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов. (В. Боков) Г) Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой. Д) Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению. Вывод: | (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.) (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Обособленное распространённое приложение, стоящее после нарицательного существительного.) (обособленное деепричастие) (обособление сравнительного оборота) Вывод (делают учащиеся): 1)обособляются определения, выраженные причастными оборотами; 2)обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; 3)обособляются приложения; 4)обособляются уточняющие члены предложения; 5)обособляются сравнительные обороты | Познавательные УУД: уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма, анализировать предложения и систематизировать правила в ходе практической деятельности, составлять схемы и приводить свои примеры, уметь находить речевые штампы в предложениях. |
3.Актуализация знаний с целью применения предметных умений. | Практическая работа | Работа в группах Работаю по карточкам | Читают, осуждают, один ученик защищает ответ | Коммуникативные УУД: уметь слушать объяснения одноклассников, учитывать ошибки и их корректировать в практической и речевой деятельности своих и товарищей , уметь сотрудничать в парах, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Классифицирующий диктант. Заполните таблицу. | Классифицирующий диктант | Заполните таблицу. Взаимопроверка. Оценивание результата | Коммуникативные УУД: уметь слушать объяснения одноклассников, учитывать ошибки и их корректировать в практической и речевой деятельности своих и товарищей , уметь сотрудничать в парах, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Этап контроля и самоконтроля. | Практическая работа. Выполните практическое задание. Вставьте обособленное определение или приложение. | Вставьте подходящее по смыслу обособленное определение или приложение | Выполнение практического задания. | Познавательные УУД: уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма, анализировать предложения и систематизировать правила в ходе практической деятельности, составлять схемы и приводить свои примеры, уметь находить речевые штампы в предложениях |
Заключительный этап. Рефлексия | Выводы | -Что повторили на уроке? -Какую цель ставили, исходя из темы? -Достигли ли этой цели? | Оценивают свою работу | |
Домашнее задание | | | | |