Технологическая карта урока русского языка «Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Дата: 21.12.2015
УМК: «Школа России» В. П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс
Тема: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения Тип урока: Изучения нового материала
Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности обучающихся в процессе выполнения упражнений по теме подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными понятиями «подлежащее» и «сказуемое» на основе ознакомления с их существенными признаками; формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое; обобщить имеющиеся знания о главных членах предложения.
2. Развивать умения анализировать предложение, выявлять его существенные признаки, распознавать в предложении главные члены; сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал (познавательные УУД), на основе наблюдений делать выводы (регулятивные УУД), работать самостоятельно и коллективно (коммуникативные УУД).
3. Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, эмоционально-личностное отношение к предмету.
Планируемый результат:
1. Дети познакомились с основными понятиями «подлежащее» и «сказуемое» на основе ознакомления с их существенными признаками; сформировали умение находить в предложении подлежащее и сказуемое; закрепили имеющиеся знания о главных членах предложения.
2. Дети проявили умения анализировать предложение, выявлять его существенные признаки, распознавать в предложении главные члены; сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы, работать самостоятельно и коллективно.
3. Дети показали культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, проявили интерес к русскому языку.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
Этапы УУД |
Содержание деятельности учителя |
Планируемый результат |
Формы организации |
Методы обучения |
Технологии |
1.Мотивационный этап (Формируются Коммуникативные- планирование, Личностные- самоопределение, Регулятивные- прогнозирование) |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна, и сегодня я у вас буду вести урок русского языка.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. (Слайд 1) - Можете тихо сесть. Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание: «На уроке не ленись, будь всегда внимательным. Что не понял, обратись, сделаешь все правильно!». (Слайд 2) - Кто его прочитает? - Скажите ребята, как вы понимаете эти строчки девиза? - Молодцы правильно нужно усердно работать и слушать учителя, тогда поймешь тему и выполнишь все задания без ошибок. |
Поприветствуют учителя, проверят готовность к уроку, настроятся на познавательную деятельность Прочитают девиз урока, проанализируют и поразмышляют о его значении |
Фронтальная работа |
Метод формирования интереса – эмоциональное приветствие |
Информационно-коммуникационная технология |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий (Формируются Регулятивные– прогнозирование, Личностные– самоопределение; Коммуникативные– планирование, Познавательные -общеучебные). |
Минутка чистописания. - Готовим наши пальчики к правильному письму: При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях дату 21 декабря, классная работа. Начнем урок с минуты чистописания. - Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать? Буква эта с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком? (Б) (Слайд 3) - Пишем строчку Бб, Ббб, Бббб, Ббббб. - Ребята, а зачем нам нужна минутка чистописания? (красиво писать, буквы не забыть) - Минутка чистописания нужна нам для того, чтобы научиться красиво и аккуратно писать, так же чтобы у вас появился правильный наклон у букв. |
Выполнят самомассаж фаланг пальцев Откроют тетрадь, запишут дату и классную работу Проанализируют загадку и найдут ответ на неё Осознают смысл минутки чистописания |
Индивидуальная работа Фронтальная работа |
Наглядный метод Наглядный метод |
Информационно-коммуникационная технология |
3.Решение проблемы (Формируются Регулятивные– целеполагание, Познавательные– общеучебные, Коммуникативные – умение вступать в диалог) Коммуникативные УУД: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные УУД Познавательные УУД: общеучебные (работа с учебником); смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; |
быстро, белка, с, прыгает, ветку, на, ветки. - Прочитайте. Что это? (слова) (Слайд 4) - Давайте составим из этих слов предложение. - Но сначала скажите, что мы называем предложением? (Это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу). (Слайд 4) - Итак, составим предложение. (Слайд 4) Белка быстро прыгает с ветки на ветку. - Запишите это предложение к себе в тетрадь. - Как нужно записывать предложение? (с заглавной буквы) - Что ставится в конце предложения? (точка) - Не забывайте о правильной посадке при письме. - Сейчас вам нужно будет выполнить задание в группах (карточка). - Первая группа имеет ли предложение смысл без первого слова? (Нет) Почему? - Вторая группа имеет ли предложение смысл без третьего слова? (Нет) Почему? - Третья группа имеет ли предложение смысл без второго слова? (Да) Почему? - Какой можно сделать вывод? Вывод: (делают дети) Без первого и третьего слова предложение не имеет смысла. - Ребята, может, кто догадался, как называется тема нашего урока? (Версии: главные слова, предложение, члены и т.д.) Учитель услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока. «Главные члены предложения» (Слайд 5) - Ребята, какие два главных слова мы нашли в предложении? (Белка прыгает). - На какой вопрос отвечает слово белка? (кто?) Это одушевлённый предмет. - Это слово в грамматике называется подлежащим, и подчёркивается при разборе предложения одной чертой (Слайд 6). Подчеркните одной чертой. - Откройте учебник на 32-ой странице. Прочитайте для себя правило, которое расположено внизу. Один ученик читает вслух. Что называется подлежащим? На какие вопросы отвечает подлежащее? Как подлежащее подчеркивается в предложении? - На какой вопрос отвечает слово «прыгает»? (что делает?) - Это слово в грамматике называется сказуемым, и подчёркивать его при разборе предложения надо двумя чертами (Слайд 6). Подчеркните. - Откройте учебник на 33-ей странице. Прочитайте для себя правило, которое расположено вверху. Один ученик читает вслух. Что называется сказуемым? На какие вопросы отвечает сказуемое? Как подчеркивается сказуемое в предложении? - А как мы до сегодняшнего дня называли эти два слова? (грамматическая основа предложения) - Какой же вывод можно сделать? Вывод: Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу в предложении |
Вспомнят понятие, изученное на прошлых уроках Запишут предложение в тетрадь Вспомнят правила работы в группе, будут работать сплоченно Проанализируют полученную информацию и назовут тему сегодняшнего урока Вспомнят признаки имени существительного Откроют учебник Прочитают и проанализируют правило, чтобы ответить на поставленные вопросы Вспомнят признаки имени существительного Прочитают и проанализируют правило, чтобы ответить на поставленные вопросы Сделают выводы |
Фронтальная работа Групповая работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа |
Объяснительно - иллюстративный метод Практический метод (работа с карточками) Словесный метод (беседа) Частично-поисковый метод Частично-поисковый метод |
Информационно-коммуникационная технология Технология проблемного обучения Технология проблемного диалога Технология проблемного обучения Информационно-коммуникационная технология |
4.Первичное закрепление (Формируются Коммуникативные– умение выражать свои мысли, Познавательные- общеучебные, Личностные – психологическая комфортность.). Познавательные УУД: общеучебные (работа с учебником); смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него |
Физминутка и гимнастика для глаз (Слайд 7) - Найдите упражнение 35-ое на 32-ой странице. - Прочитайте. Что нужно сделать в задании? - Прочитайте первое предложение в первом столбике. - О ком или о чем говорится в этом предложении? - Какая схема подходит? Почему? - Правильно, подходит схема, расположенная с правой стороны. - Прочитайте второе предложение в первом столбике. - О ком или о чем говорится в этом предложении? - Какая схема подходит? Почему? - Правильно, подходит схема, расположенная с левой стороны. - Из второго столбика предложения запишите в тетрадь и подчеркните главные члены в предложении. - Какая схема подходит в первом предложении во втором столбике? Почему? - Какая схема подходит во втором предложении во втором столбике? Почему? - Являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? - Почему? Вывод: Потому что в каждом предложении есть подлежащее и сказуемое, а они и являются главными членами в предложении. - Откройте учебник на 33-ей странице упражнение 36-ое. Прочитайте задание. - Посмотрите на иллюстрацию, как бы вы озаглавили это стихотворение? - Прочитайте стихотворение для себя. - О чем это стихотворение? - Что обозначает выражение «банный день»? - Спишите первые два предложения и подчеркните в каждом предложении главные члены (подлежащее и сказуемое). - Сейчас вы будете в роли учителей, будете проверять тетради у своего соседа. Если обнаружите ошибку, то карандашом на полях поставьте галочку рядом с этим местом. (Слайд 8) - Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте по слайду. Обменяйтесь обратно. - Поднимите руки у кого одна ошибка? А у кого две? - Хорошо, а сейчас я проверю, как вы усвоили сегодняшний материал. |
Выполнят физминутку и гимнастику для глаз Проанализируют упражнения, соотнесут предложения и схемы к ним Сделают выводы по упражнению Проанализируют иллюстрацию, сделают предположения Прочитают стихотворение для себя Спишут предложения к себе в тетрадь, проанализируют их и выделят главные члены предложения Будут работать в паре для взаимопроверки работы |
Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Парная работа |
Практический метод (выполнение упражнений) Практический метод (выполнение упражнений) |
Информационно-коммуникационная технология |
5.Самоанализ (самостоятельная работа) (Формируются Познавательные- учебные; Коммуникативные –умение выражать свои мысли). Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него |
Тестовая работа 1.Подлежащее- это … А) главный член предложения, отвечающий на вопросы: кто? что? Б) второстепенный член предложения В) главный член предложения, отвечающий на вопросы: что делать? что сделали? 2.Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения. Перелётные птицы отправились в путь. А) отправились в путь Б) перелётные птицы В) птицы отправились Г) птицы в путь 3. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении. Весной снегирь летит в чащу леса. А) подлежащим Б) сказуемым 4.Найди подлежащее и сказуемое Струйки тёплого пара шли от старых пней. 5. Сказуемое- это … А) главный член предложения, отвечающий на вопросы: кто? что? Б) второстепенный член предложения В) главный член предложения, отвечающий на вопросы: что делают? что делает? - После того, как выполните, обменяйтесь листочками друг с другом и проверьте со слайда. Если правильно, то + если нет, то - В конце работы сосчитайте и напишите, сколько минусов вы нашли. -У кого не было не одной ошибки, а у кого одна, у кого больше двух. Пожелание. (Слайд 9) |
Проанализируют материал, полученный на уроке Сделают выводы, по изученному материалу. Выявят «пробелы» в своих знаниях Будут работать в паре для взаимопроверки работы |
Индивидуальная работа Парная работа |
Практический метод (выполнение теста) Практический метод (выполнение теста) |
|
6.Домашнее задание (Формируются Познавательные- общеучебные) Личностные (осознание и повторение изученного материала) |
Выучить правило, стр. 32-33; Выполнить упр. 38, стр.34 (Слайд 10) |
Запишут домашнее задание, осмыслят |
Индивидуальная работа |
Объяснительно-иллюстративный метод |
Информационно-коммуникационная технология |
7. Рефлексия (Формируются Познавательные – общеучебные; Коммуникативные – умение выражать свои мысли) Регулятивные (оценка своей деятельности) |
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что такое подлежащее? А сказуемое? - Какое задание было интересно выполнять? - Что показалось вам трудным? (Слайд 11) - Посмотрите на слайд, дополните предложения. - Молодцы, сегодня хорошо поработали, я попрошу всех тетради сдать. Я посмотрю, проверю и поставлю отметку за урок. - Всем спасибо за урок, можете идти отдыхать. |
Рассмотрят вопросы, сделают вывод. |
Фронтальная работа |
Словесный метод (беседа) |
Технология личностно-ориентированного обучения |