Урок русского языка в 3 классе на тему «Однородные члены предложения»
Русский язык
3 класс
Технологическая карта
Тема: Однородные подлежащие и сказуемые.
Тип урока: открытие нового знания.
Тема |
Однородные подлежащие и сказуемые. |
Цели |
Познакомить с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Научить находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложения с однородными членами. |
Основное содержание темы, термины и понятия |
Однородные подлежащие, однородные сказуемые, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: однородные. |
Планируемый результат |
Предметные: Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые. Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах. Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет. УУД: Личностные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Познавательные: Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка. |
Организация пространства.
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Русский язык, литературное чтение (умение осознанного чтения), окружающий мир. |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и в группах. |
Иванов С.В., Евдокимова А.О., кузнецова М.И.«Русский язык». Учебник. 3 класс, 1 часть. Толковый словарь (учебник) «Работа со словарными словами». |
I этап. Мотивация к деятельности
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Однородные члены предложения» |
Слайд 1 - Какие звуки вы услышали вместо звонка? Как вы думаете, куда на уроке мы отправимся? - Вместо оценок я буду награждать вас за хорошие ответы цветочками. Если вы соберете в конце урока букетик из 5 цветочков – получите «отлично». Слайд 2. Посмотрите на нашу цветочную полянку, какие цветы вы видите? Что интересного заметили? (Они все одинаковые) - Прочитайте тему нового раздела. Как вы думаете, какое отношение имеет картинка к теме? (В предложениях есть одинаковые члены предложения) |
II этап. Учебно – познавательная деятельность
Последовательность изучения |
|
Диагностические задания |
|
Цель: актуализировать знания однородных членов предложения. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Слайд 3. - Сегодня мы должны на уроке найти ответы на вопросы: Какие же члены предложения могут быть однородными? Как найти их в предложении? Слайд 4. - Посмотрите, кто прилетел к нам на цветочную поляну? Отгадаем загадку. На ромашку у ворот Опустился вертолёт – Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза) - Как пишется это слово? Какая безударная гласная? Можно ли ее проверить? - Как вы думаете, почему стрекозу назвали стрекозой? Это из-за характерного стрёкота крыльев при полёте стрекозы. - Как вы думаете, а одно ли значение у этого слова? Слайд 5. 1) Хищное насекомое с длинным тонким телом и двумя парами прозрачных крыльев, производящих при полёте характерный шум. 2) (разг.) О живой, подвижной девочке. Слайд 6 – 7. - А теперь поработаем в парах. Перед вами стихотворение В. Земнова. Спит на ветке стрекоза – Бирюзовые глаза. Целый день она летала Возле речки у дворов, Много мошек нахватала, Много съела комаров. - Почему стрекозу называют хищным насекомым? - Какого цвет глаза у стрекозы? - Вставьте вдвоём с соседом пропущенные буквы в слова этого стихотворения. - Докажите, правильно ли вы вставили буквы? Реализация построенного проекта. Слайд 8. - К нам на полянку прилетели не только стрекозы, но и другие насекомые. Упр. 417 стр. 137 (устно) - Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения. - В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены предложения? (Ученики выдвигают гипотезы) - Прочитайте в «Толковом словаре», как объясняется значение слова «однородный». - Чем отличаются 2 и 3 предложение от 1? - Чем отличается 2 предложение от 3? - Прочитайте 4 предложение. Найдите главные члены предложения. - Что изменилось в этом предложении по сравнению с предыдущими? - Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С интонацией перечисления) - Как на письме они разделяются? (запятой) - А как они соединяются? (Союзом «и») - Какой вывод мы можем сделать? Первичное закрепление во внешней речи. Слайд 9. - Понаблюдаем, что делают насекомые на поляне. Упр. 418 (устно) - Прочитайте предложения. Физминутка. - Покажите, что делали бабочки на поляне. - Найдите и подчеркните главные члены предложения. Поставьте к ним вопросы. - Сравните предложения. Чем они отличаются? - Какой вывод можно сделать? В предложении может быть несколько подлежащих при одном сказуемом. В предложении может быть несколько сказуемых при одном подлежащем. Такие подлежащие и сказуемые называются однородными. Однородные подлежащие и сказуемые соединяются при помощи интонации, союзом И или только с помощью интонации перечисления - Сравним свой вывод с учебником. - Как на схемах мы будем обозначать однородные подлежащие и сказуемые? - Нарисуем эти обозначения. __ == Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Упр. 419 стр. 139 - Послушайте отрывок из стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса» - Какие предложения вам встретились? Прочитайте с интонацией перечисления. - Спишите. Включение в систему знаний и повторение. - Определите, к какой части речи относятся однородные члены в лесной песне. (Все относятся к существительному) - А в предложении до песни? (Там есть местоимения, существительные и глаголы) |
Фронтальная работа. Работа в парах. Вставить пропущенные буквы. Работа в группах. Найти главные члены предложения. Самостоятельная работа. Найти главные члены предложения. Фронтальная работа. Вывод. Самостоятельная работа. Списывание текста. Индивидуальная работа. (работа на доске с одним из учеников) Определение частей речи однородных членов предложения. |
III. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: зафиксировать новое содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
-Какова была цель сегодняшнего урока? -Достигли ли цели? Докажите. - Придумайте предложение к таким схемам: __ и __ = __ =, = -Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения? (умение находить главные члены предложения, схемы, рассуждения) -Где нам могут пригодиться умения, полученные сегодня на уроке? -Нарисуйте в кружке лицо: если вы хорошо поняли сегодняшнюю тему урока – человечек улыбается, если недостаточно хорошо, человечек хмурится. - Покажите рисунки и я пойму, кто понял, о чем мы сегодня говорили. - Покажите букетики, которые вы собрали за урок. Молодцы! - Спасибо за хорошую работу на уроке! |