Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о предложении» (2 класс)
Технологическая карта урока
Автор урока |
Долгобородова Лариса Анатольевна |
Образовательное учреждение |
МБОУ СШ № 8 города Архангельска |
Образовательная программа по предмету |
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык 2 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России» |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
2 |
Описание урока |
|
Тема |
Обобщение знаний о предложении |
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Цель урока |
Обобщить и систематизировать знания детей о предложении. |
Задачи урока |
закреплять умение правильно оформлять предложение в письменной речи; создать условия для развития умения распознавать предложения в структуре текста; развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся; развивать умение структурировать полученные знания и оценивать их; формировать взаимоконтроль, взаимовыручку при работе в мини-группе |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся: - составлять предложения из группы слов; - грамматически верно строить предложения, как в устной речи, так и на письме. Метапредметные: научатся: - осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников; - самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала; - оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Формируемые УУД |
Личностные УУД: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление данной темы; развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Методы и формы обучения |
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная работа |
Межпредметные связи |
Окружающий мир: «Осенние изменения в природе» |
Оборудование |
Авторская презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с текстом для самостоятельной работы, карточки со словами для составления предложений) |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы, приемы |
1. Организационный момент Мотивация учебной деятельности Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока. |
Эмоциональный настрой на урок. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Чтобы грамотным стать, Надо многое знать. - А что значит быть грамотным? - Хотите ли вы быть грамотными?
|
Высказывают мнение по данному вопросу. Уточняют о грамотности относительно урока русского языка. |
Фронтальная работа. Умение выражать свои мысли, слушать высказывания других. Проблемный вопрос стимулирует мыслительную деятельность. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: обобщить знания по теме, выявить затруднения. |
- Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит отгадать кроссворд со словами интересными, словарными, известными. - Зачем надо заучивать словарные слова? - Отгадав загадку, четко произнесите безударную гласную в отгадке. 1. Он в мундире ярком, Шпоры для красы. Днем он – забияка, Поутру – часы. (Петух) 2. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая. (Морковь) 3. Не снег и не лёд, А серебром деревья уберет. (Иней) 4. Вперевалку зверь идет По малину и по мед. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь) 5. Чтобы не замерз никто, Не обойтись нам без … (Пальто) 6. Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. (Собака) 7. По ней встречают, по уму провожают. (Одежда) 8. На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь. (Пенал) 9. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш) 10. У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лисица) 11. Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или … (Ученик) |
Объясняют, что безударную гласную в таких словах не проверить, поэтому их надо запоминать.
Отгадывают загадки. Контролируют правильность произнесения отгадки, фиксируют затруднения. Совместно обсуждают возникшую проблему, проводят коррекцию. Отгадки сопровождаются картинками и написанными в кроссворде словами. Объясняют значение слов забияка, вперевалку, на ощупь. Делают вывод по данному этапу работы. |
Элементы игровой деятельности – загадки. Формирование орфографической зоркости. Высказывание предположений на основе анализа и сопоставления материала загадки с реальным предметом. Развитие сообразительности. Расширение кругозора детей. |
3. Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи |
- Какое слово получилось по вертикали? - Какая тема нашего урока, и что мы будем делать? - Как вы думаете, в конце урока мы будем Знайками или Незнайками в данной теме? - Как это проверить? |
С помощью выделенного по вертикали слова определяют тему урока. Прогнозируют результат и планируют свою деятельность на уроке. |
Выдвижение гипотез – стимулирование познавательной активности. |
4. Включение в систему знаний Цель: обобщение и систематизация материала по теме |
- Давайте вспомним, что вы знаете о предложении и составим кластер. - Какие предложения бывают по цели высказывания? - Что содержит каждый вид предложения? - Какие бывают предложения по интонации?
Предложения
побудительные
повествовательные вопросительные
невосклицательная, восклицательная
вопросительная
- Как оформляется предложение в устной речи и на письме? - Произнесите следующую фразу с разной интонацией. Мы едем на экскурсию |
Обобщают знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации. Вспоминают правила оформления предложений в устной речи и на письме. Чтение предложения с нужной интонацией. |
Фронтальная работа при составлении кластера. Участие в обсуждении развивает совместную деятельность с учителем и одноклассниками. |
4. Физкультминутка |
А теперь все тихо встали, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. |
Выполняют движения по тексту. |
Здоровьесберегающая технология. Профилактика утомления. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: закрепить знания по данной теме |
- Теперь попробуйте сами в предложенном тексте расставить знаки препинания. Летом наша семья жила в деревне Наш дом стоял у реки Мы часто ходили ловить рыбу Как хорошо и весело мы отдохнули А вы - Ответьте на вопрос в конце текста. |
Индивидуальная работа в тетради. Закрепление предметных знаний. После выполнения контроль в форме сличения результата с эталоном, коррекция. Самооценивание. Делятся впечатлениями о летних каникулах. |
Практический метод в индивидуальной работе. Самопроверка и оценка результата своей деятельности. |
6. Закрепление знаний и способов действий |
- Сейчас вы будете работать в группах и составлять из слов на карточках предложения. (Каждой группе – 1 предложение). серые, улетают, на, гуси, юг моросит, дождик, холодный на, стоит, осенняя, дворе, погода небо, тучами, хмурое, затянуло (дифференцированный подход) - Какое заглавие можно придумать? - Это получился текст? - Как правильно расположить предложения, чтобы получился текст? |
Соблюдают правила работы в группе, составляют предложения. Зачитывают и объясняют, какие получились предложения по цели высказывания и по интонации. Анализируют, делают вывод. Вносят необходимые изменения. |
Работа с карточками. Частично-поисковый метод информации по заданию. Умение работать в группе, обучение учебному сотрудничеству. |
7. Домашнее задание |
Комментирование домашнего задания. С. 22, № 34 – составить и записать небольшой текс по картинке (Можно по желанию подобрать свою картинку) |
Творческое задание на закрепление знаний по теме «Предложение». |
Выбор по желанию картинки для выполнения задания. |
8. Рефлексивно-оценочный |
- Сейчас проведем небольшой конкурс. Проверим вашу память. (Контроль долговременной памяти). Вспомните словарные слова, которые мы повторили в начале урока и запишите их. - Устно составьте с одним из них предложение. - Какие по цели высказывания и по интонации ваши предложения? - Все ли у вас сегодня получилось? - Так кто же вы в этой теме: Знайки или Незнайки? |
Проверяется, кто больше запомнил. Всего должно быть 11 слов. Затем обмениваются тетрадями и проверяют правильность написания. При необходимости сличают с образцом. Ответы детей. Обобщение информации. Анализ своей деятельности. Сравнение результата с чем, что прогнозировали. |
Оценка процессов и результатов деятельности Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Евдакименко Виктория Викторовна
Надежда
Аушева Елена Васильевна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Понакшина Валентина Ивановна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Цветкова Надежда
Долгобородова Лариса Анатольевна