Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о предложении» (2 класс)

17
6
Материал опубликован 10 January 2016

Технологическая карта урока

Автор урока

Долгобородова Лариса Анатольевна

Образовательное учреждение

МБОУ СШ № 8 города Архангельска

Образовательная программа по предмету

Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык 2 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Описание урока

Тема

Обобщение знаний о предложении

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания детей о предложении.

Задачи урока

закреплять умение правильно оформлять предложение в письменной речи;

создать условия для развития умения распознавать предложения в структуре текста;

развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся;

развивать умение структурировать полученные знания и оценивать их;

формировать взаимоконтроль, взаимовыручку при работе в мини-группе

Планируемые результаты

Предметные:

научатся:

- составлять предложения из группы слов;

- грамматически верно строить предложения, как в устной речи, так и на письме.

Метапредметные:

научатся:

- осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников;

- самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала;

- оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Формируемые УУД

Личностные УУД: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление данной темы; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы и формы обучения

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная работа

Межпредметные связи

Окружающий мир: «Осенние изменения в природе»

Оборудование

Авторская презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с текстом для самостоятельной работы, карточки со словами для составления предложений)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, приемы

1. Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока.

Эмоциональный настрой на урок. Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Чтобы грамотным стать,

Надо многое знать.

- А что значит быть грамотным?

- Хотите ли вы быть грамотными?

 

Высказывают мнение по данному вопросу. Уточняют о грамотности относительно урока русского языка.

Фронтальная работа.

Умение выражать свои мысли, слушать высказывания других.

Проблемный вопрос стимулирует мыслительную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: обобщить знания по теме, выявить затруднения.

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит отгадать кроссворд со словами интересными, словарными, известными.

- Зачем надо заучивать словарные слова?

- Отгадав загадку, четко произнесите безударную гласную в отгадке.

1. Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он – забияка,

Поутру – часы. (Петух)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

3. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберет. (Иней)

4. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

5. Чтобы не замерз никто,

Не обойтись нам без … (Пальто)

6. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

7. По ней встречают, по уму провожают. (Одежда)

8. На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь. (Пенал)

9. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш)

10. У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лисица)

11. Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или … (Ученик)

Объясняют, что безударную гласную в таких словах не проверить, поэтому их надо запоминать.

 

Отгадывают загадки. Контролируют правильность произнесения отгадки, фиксируют затруднения. Совместно обсуждают возникшую проблему, проводят коррекцию.

Отгадки сопровождаются картинками и написанными в кроссворде словами.

Объясняют значение слов забияка, вперевалку, на ощупь.

Делают вывод по данному этапу работы.

Элементы игровой деятельности – загадки.

Формирование орфографической зоркости.

Высказывание предположений на основе анализа и сопоставления материала загадки с реальным предметом. Развитие сообразительности.

Расширение кругозора детей.

3. Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи

- Какое слово получилось по вертикали?

- Какая тема нашего урока, и что мы будем делать?

- Как вы думаете, в конце урока мы будем Знайками или Незнайками в данной теме?

- Как это проверить?

С помощью выделенного по вертикали слова определяют тему урока.

Прогнозируют результат и планируют свою деятельность на уроке.

 

Выдвижение гипотез – стимулирование познавательной активности.

4. Включение в систему знаний

Цель: обобщение и систематизация материала по теме

- Давайте вспомним, что вы знаете о предложении и составим кластер.

- Какие предложения бывают по цели высказывания?

- Что содержит каждый вид предложения?

- Какие бывают предложения по интонации?

 

Предложения


 

побудительные


 

 

повествовательные

вопросительные

 

невосклицательная, восклицательная


 


 

 

вопросительная


 

- Как оформляется предложение в устной речи и на письме?

- Произнесите следующую фразу с разной интонацией.

Мы едем на экскурсию

Обобщают знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации.

Вспоминают правила оформления предложений в устной речи и на письме.

Чтение предложения с нужной интонацией.

Фронтальная работа при составлении кластера.

Участие в обсуждении развивает совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

4. Физкультминутка

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют движения по тексту.

Здоровьесберегающая технология. Профилактика утомления.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: закрепить знания по данной теме

- Теперь попробуйте сами в предложенном тексте расставить знаки препинания.

Летом наша семья жила в деревне Наш дом стоял у реки Мы часто ходили ловить рыбу Как хорошо и весело мы отдохнули А вы

- Ответьте на вопрос в конце текста.

Индивидуальная работа в тетради. Закрепление предметных знаний.

После выполнения контроль в форме сличения результата с эталоном, коррекция. Самооценивание.

Делятся впечатлениями о летних каникулах.

Практический метод в

индивидуальной работе.

Самопроверка и оценка результата своей деятельности.

6. Закрепление знаний и способов действий

- Сейчас вы будете работать в группах и составлять из слов на карточках предложения. (Каждой группе – 1 предложение).

серые, улетают, на, гуси, юг

моросит, дождик, холодный

на, стоит, осенняя, дворе, погода

небо, тучами, хмурое, затянуло

(дифференцированный подход)

- Какое заглавие можно придумать?

- Это получился текст?

- Как правильно расположить предложения, чтобы получился текст?

Соблюдают правила работы в группе, составляют предложения. Зачитывают и объясняют, какие получились предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализируют, делают вывод. Вносят необходимые изменения.

Работа с карточками. Частично-поисковый метод информации по заданию.

Умение работать в группе, обучение учебному сотрудничеству.

7. Домашнее задание

Комментирование домашнего задания.

С. 22, № 34 – составить и записать небольшой текс по картинке

(Можно по желанию подобрать свою картинку)

Творческое задание на закрепление знаний по теме «Предложение».

Выбор по желанию картинки для выполнения задания.

8. Рефлексивно-оценочный

- Сейчас проведем небольшой конкурс. Проверим вашу память. (Контроль долговременной памяти). Вспомните словарные слова, которые мы повторили в начале урока и запишите их.

- Устно составьте с одним из них предложение.

- Какие по цели высказывания и по интонации ваши предложения?

- Все ли у вас сегодня получилось?

- Так кто же вы в этой теме: Знайки или Незнайки?

Проверяется, кто больше запомнил. Всего должно быть 11 слов. Затем обмениваются тетрадями и проверяют правильность написания. При необходимости сличают с образцом.

Ответы детей. Обобщение информации.

Анализ своей деятельности. Сравнение результата с чем, что прогнозировали.

Оценка процессов и результатов деятельности

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

интересный урок!

5 February 2016

Хороший урок.

13 February 2016

Замечательный урок - всегда приятно читать и взять на заметку!

18 August 2017

Спасибо, Елена Васильевна, за такие чудесные слова.

18 August 2017

Прекрасный урок, Лариса Анатольевна, спасибо!!! С удовольствием в свою копилку!

23 December 2017

Валентина Ивановна, спасибо за Ваше внимание к моей работе!

23 December 2017

Уважаемая Лариса Анатольевна! Понравился Ваш урок! Особенно интересным для детей и мотивирующим познавательную активность отмечу использование загадок, кроссворда. А конкурс на запоминание в конце урока, просто находка, так много задач урока он решает! Обязательно возьму в копилку для занятий по коррекции дисграфии у младших школьников, как весь урок целиком, так и отдельные части! Спасибо за публикацию.

30 October 2018

Надежда, большое спасибо за Ваш комментарий, за высокую оценку моего труда. Приятно, что материал востребован.

30 October 2018

Похожие публикации