Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Второстепенные члены предложения»

4
0
Материал опубликован 20 November 2019

Технологическая карта урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №28» Труш Юлии Сергеевны
Тема урока:
Второстепенные члены предложения.

Цели урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Формы работы на уроке: групповая, самостоятельная.

Оснащение урока: доска, учебник

Структура и ход урока

Тема: Второстепенные члены предложения

Тип: урок -повторение

Задачи: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.


Планируемые результаты

Предметные: научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных,

дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам.




Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

Межпредметные связи: литература

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подытожим наши знания по теме «Второстепенные члены предложения». И я предлагаю вам применить все ваши знания на практике. А эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»


Актуализация необходимых знаний

Словарный диктант


Из реки(Р.п.), по воде(Д.п.),в постели(П.п.),из избушки(Р.п.), по комнате(Д.п.),на стекле(П.п.), в степи(П.п.)

Выделяем падежные окончания имен существительных..

Организация познавательной деятельности


Изучение нового материала


Перед нами простое односоставное предложение: Зима. Давайте сделаем из него простое двусоставное предложение. Например: Наступила зима.

А теперь простое распространенное со второстепенным членом – обстоятельством:

В городе наступила зима.

Добавим определение:

В городе наступила долгожданная зима.

Добавим и дополнение:

В городе наступила долгожданная детьми зима.

А теперь добавим однородные определения:

В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима.

Ну, а теперь давайте сделаем из этого предложения сложное:

В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима, и снег засыпал дома.



А теперь я предлагаю пофантазировать вам самостоятельно. А потом мы послушаем ваши работы и оценим их.


Ребята очень увлеченно работают с творческими заданиями. И у большинства работа успешно выполнена.


Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Давайте подчеркнем главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены : белеет парус, он ищет, он кинул, играют волны, ветер свищет,мачта гнется и скрыпит…и.т.д. Определения : одинокий, голубом, далекой… и т.д.


Закрепление нового материала

Закрепить наши знания я предлагаю при помощи методики 6 шляп (технология критического мышления):

Шесть учащихся выбирают по шляпе и высказывают свое мнение по теме. Белая шляпа – говорит факты. То,что нам было известно и понятно. Желтая шляпа – что интересно в этой теме, что не вызывает трудностей. Черная шляпа- что сложно дается, что не понятно. Красная – что в этой теме огорчает или доставляет удовольствие. Синяя шляпа – конкретные факты, итог подводит, делает выводы.


t1574269517aa.jpg



Подведение итогов



Ребята получают оценки за урок. В качестве домашнего задания получают мини-сочинение на тему «Зима» с использованием схемы построения предложения. От односоставного к сложному.




Дополнительный материал: Учебные таблицы 5-11 класс. Малюшкин А.Б.


Диагностика достижения планируемых результатов:

Ребята должны чувствовать себя более уверенно при нахождении второстепенных членов. Умело использовать их как в письменной, так и в разговорной речи.


Домашнее задание, дополнительные творческие задания: На дополнительную оценку можно предложить ребятам составить синквейн на тему «Обстоятельство», «Дополнение», «Определение».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения



Прежде чем переходить к заданиям творческим, основные знания по теме у учащихся должны быть. Определения второстепенных членов дети должны уже знать.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации