Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Второстепенные члены предложения»
Технологическая карта урока русского языка
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №28» Труш Юлии Сергеевны
Тема урока: Второстепенные члены предложения.
Цели урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.
Формы работы на уроке: групповая, самостоятельная.
Оснащение урока: доска, учебник
Структура и ход урока
Тема: Второстепенные члены предложения | Тип: урок -повторение | |||
Задачи: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения» Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных, дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам. | Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка. | ||
Межпредметные связи: литература | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подытожим наши знания по теме «Второстепенные члены предложения». И я предлагаю вам применить все ваши знания на практике. А эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Словарный диктант | Из реки(Р.п.), по воде(Д.п.),в постели(П.п.),из избушки(Р.п.), по комнате(Д.п.),на стекле(П.п.), в степи(П.п.) Выделяем падежные окончания имен существительных.. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Изучение нового материала | Перед нами простое односоставное предложение: Зима. Давайте сделаем из него простое двусоставное предложение. Например: Наступила зима. А теперь простое распространенное со второстепенным членом – обстоятельством: В городе наступила зима. Добавим определение: В городе наступила долгожданная зима. Добавим и дополнение: В городе наступила долгожданная детьми зима. А теперь добавим однородные определения: В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима. Ну, а теперь давайте сделаем из этого предложения сложное: В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима, и снег засыпал дома. А теперь я предлагаю пофантазировать вам самостоятельно. А потом мы послушаем ваши работы и оценим их. Ребята очень увлеченно работают с творческими заданиями. И у большинства работа успешно выполнена. Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус». Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! - Давайте подчеркнем главные и второстепенные члены предложения. Главные члены : белеет парус, он ищет, он кинул, играют волны, ветер свищет,мачта гнется и скрыпит…и.т.д. Определения : одинокий, голубом, далекой… и т.д. | |||
Закрепление нового материала | Закрепить наши знания я предлагаю при помощи методики 6 шляп (технология критического мышления): Шесть учащихся выбирают по шляпе и высказывают свое мнение по теме. Белая шляпа – говорит факты. То,что нам было известно и понятно. Желтая шляпа – что интересно в этой теме, что не вызывает трудностей. Черная шляпа- что сложно дается, что не понятно. Красная – что в этой теме огорчает или доставляет удовольствие. Синяя шляпа – конкретные факты, итог подводит, делает выводы. | |||
Подведение итогов | ||||
Ребята получают оценки за урок. В качестве домашнего задания получают мини-сочинение на тему «Зима» с использованием схемы построения предложения. От односоставного к сложному. | ||||
Дополнительный материал: Учебные таблицы 5-11 класс. Малюшкин А.Б. | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Ребята должны чувствовать себя более уверенно при нахождении второстепенных членов. Умело использовать их как в письменной, так и в разговорной речи. | ||||
Домашнее задание, дополнительные творческие задания: На дополнительную оценку можно предложить ребятам составить синквейн на тему «Обстоятельство», «Дополнение», «Определение». | ||||
Самоанализ | ||||
Достижения | Сложности | Предложения | ||
| Прежде чем переходить к заданиям творческим, основные знания по теме у учащихся должны быть. Определения второстепенных членов дети должны уже знать. | | ||
| | |