Сборник практических заданий «Предметные декады в начальной школе» (2–4 классы)
МОБУ СОШ №3 ЛГО г. Лесозаводск Предметные декады в начальной школе сборник практических заданий
|
|
Бордакова О.О., Гречанова Н.В. учителя начальных классов
|
Аннотация 3
Введение 4
Олимпиады 5
Кроссворды 25
Викторины 31
Заключение 51
Использованная литература 52
Данный сборник практических заданий полностью соответствует Новому образовательному стандарту для начальной школы.
Сборник будет полезен учителям и родителям, заинтересованным в повышении уровня математических и языковых знаний детей и развитии их способностей.
Целью заданий является формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Выполнение заданий сборника позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения по предметам. Задачи направленны на повышение мотивации к обучению.
Известный практик и ученный, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил: « Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый».
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что и предусматривают Федеральные государственные стандарты.
В связи с этим мы предлагаем материал, который может быть использован для организации и проведения предметных декад.
В сборнике содержатся различные задания по русскому языку и математике для 2-4 классов. Среди заданий, включённых в данное пособие: предметные олимпиады, кроссворды, викторины.
Выполнение заданий сборника, позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения по основным предметам.
ОлимпиадыОлимпиада по математике 2 класс
1 |
Число из которого вычитают, называется … вычитаемое слагаемое уменьшаемое |
2 |
Найдите пример, в котором есть вычислительная ошибка: 79-48=31 54+47=91 36+25=61 |
3 |
|
На одной клумбе распустилось 15 роз, а на другой – 21 роза. 7 роз срезали. Сколько роз осталось на клумбах? Отметь правильный выбор действий для решения этой задачи. 1) (+) 2) (+) 1) (+) 2) (-) 1) (-) 2) (+) |
|
4 |
Среди данных записей найди уравнение. 21+Х 76-21=55 Х+3>1 36-Х=25 |
5 |
Миша разложил 15 марок на одной странице альбома, и 20 марок на другой. После этого ему осталось разложить 16 марок. Сколько всего марок было у Миши? Отметь правильный выбор действий для решения этой задачи. 1) (+) 2) (-) 1) (+) 2) (+) |
6 |
После того, как мама раздала детям 28 груш, у неё осталось ещё 15. Сколько всего груш было у мамы? Отметь правильный выбор действий для решения этой задачи. (-) (х) (+) |
7 |
В книге 56 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. За сколько дней он прочитал эту книгу? за 7 дней за 8 дней за 3 дня |
8 |
В трёх одинаковых коробках 18 карандашей. Сколько карандашей в 5 таких коробках? 18 карандашей 25 карандашей 30 карандашей 35 карандашей |
9 |
Как представить в виде произведения двух множителей число 54? 7х7 8х7 6х9 |
10 |
Найдите число, которое делится на 6: 28 42 46 |
1
11 11 из 20 |
Какое число надо вставить в окошко, чтобы равенство стало верным: 63: = 9? 7 6 8 |
12 |
Какое число надо вставить в окошко, чтобы неравенство стало верным: : 8 > 9? 56 80 48 |
13 |
Сравните выражение: 30-9:3… (30-9):3 < = > |
14 |
Представьте число 56 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. 50+6 40+16 24+26 |
15 |
Произведение каких двух чисел равно 51? 3 и 17 18 и 3 36 и 2 |
16 |
Найдите число, в котором 7 единиц 2 разряда: 576 709 607 |
17 |
В одной книге 9 страниц. Это в 3 раза меньше, чем в другой. Сколько страниц во второй книге? 27 страниц 6 страниц 18 страниц |
18 |
В одной книге 40 страниц, а в другой в 5 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах? 53 страницы 75 страниц 48 страниц |
19 |
В одной книге 30 страниц, а в другой 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй? в2 раза в 10 раз в 5 раз |
20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина обложки книги прямоугольной формы 8 см, а длина 12 см. Чему равен периметр этого прямоугольника? 80см 40см 60см 20см
Олимпиада по математике 4 класс
Олимпиада по русскому языку, 2 класс
Олимпиада по русскому языку, 3 класс
Олимпиада по русскому языку, 4 класс
|
Кроссворды
Викторина по математике для 2 класса
1 |
В сказках часто говорят «за тридевять земель». Сколько это? |
2 |
Вспомните сказку Ш.Перро «Золушка». Кого из животных фея превратила в людей? Сколько их было?
|
3 |
Какое время года начинается в одном году, а продолжается в другом?
|
4 |
4 года назад Мите было 8 лет. Сколько лет Мите будет через 5 лет?
|
5 |
У Оли было 18 рублей. Она истратила из них столько же, сколько осталось. Сколько рублей осталось у Оли?
|
6 |
Сколько в семье детей, если шесть родных братьев имеют по сестре?
|
7 |
Сколько цифр 5 нужно, чтобы записать числа по порядку от 20 до 70?
|
8 |
У каких двузначных чисел разница между разрядами составляет 8?
|
9 |
Подбери число и подставь в выражение: 4* + 1* + 2* = 91.
|
10 |
Посадили 8 деревьев с интервалом по 7 м. Сколько всего метров ушло на посадку Деревьев?
|
11 |
Термометр показывает +20°. Какую температуру покажут два термометра?
|
12 |
На столе лежат 17 фломастеров. Красный лежит седьмым при счете справа налево. Тогда, слева направо, каким по счету он будет?
|
13 |
Курица сидит справа от петуха, а утка справа от курицы. Кто сидит посередине?
|
14 |
На верхней полке 30 учебников, а на нижней – 60. Сколько учебников нужно переставить, чтобы стало поровну? |
15 |
Рассмотри рисунки. Узнай, сколько килограммов будут весить 2 гуся? |
16 |
Дима задумал число. Прибавил к нему 8, затем 11, вычел 34 и получил 27. Какое число задумал Дима? |
17 |
Вася выше Алины на 8 см, а Света ниже Васи на 3 см. Кто из детей самый высокий?
|
18 |
Сколько треугольников в этой фигуре?
|
19 |
Посчитай сумму чисел в треугольниках и сумму чисел в окружностях и запиши их разность.
|
20 |
В парке посадили в ряд 7 ёлочек, а между ними поставили по 1 скамейке. Сколько скамеек понадобилось?
|
Викторина по математике для 3 класса
1 |
Прямоугольное поле имеет длину 800 м и ширину 300 м. Какой длины будет сторона у квадратного поля с тем же периметром?
|
2 |
За первое место в конкурсе отряду дали половину всех шоколадок. За второе – одну третью часть всех шоколадок. За третье – 20. Сколько всего было шоколадок? |
3 |
Какие длина и ширина у прямоугольника, если его P — 20 см, а S – 24 кв. см?
|
4 |
Сколько цифр 5 нужно, чтобы записать числа по порядку от 20 до 70?
|
5 |
У каких двузначных чисел разница между разрядами составляет 8?
|
6 |
Класс из 25 человек выстроился в шеренгу по одному, чередуясь: девочка, мальчик, девочка и т. д. Сколько в классе мальчиков, если первой стоит девочка? |
7 |
Дети стали в хоровод. Снегурочка стоит от Деда Мороза десятой, с какой стороны ни считай. Сколько ребят в хороводе? |
8 |
За 30 мин волк пробегает 8 км. Сколько км зверь пробежит за 4 ч? |
9 |
Может ли получиться четырехзначное число, если сложить два трехзначных числа?
|
10 |
Чтобы найти число, надо от половины разности чисел 6500 и 1500 отнять третью часть суммы чисел 2000 и 4000, а потом умножить на 3. Назови нужное число.
|
11 |
Ломаная состоит из трёх звеньев. Найдите её длину, если длина первого звена равна 14 см, второго – в 2 раза меньше, чем третьего, а длина третьего звена на 6 см меньше, чем первого. |
12 |
Рассмотри ряд чисел. Найди закономерность и определи следующее число. 3, 6, 4, 8, 6, 12, 10, … |
13 |
У каждого стола 4 ножки. Столяр заготовил для столов 80 ножек. Он уже прикрепил необходимое количество ножек к трём столам. Сколько ножек для столов осталось? |
14 |
Рассмотри рисунки. Узнай, сколько килограммов будут весить 2 гуся? |
15 |
Периметр маленького квадрата 8 см. Из четырёх таких квадратов составили один большой квадрат. Найдите его периметр. |
16 |
Сколько треугольников в этой фигуре?
|
17 |
Длина прямоугольника 17 см, а ширина – на 5 см меньше. Чему равен периметр прямоугольника?
|
18 |
Разгадай ребус. |
19 |
Каким числом надо заменить знак ☺, чтобы сумма чисел во всех строках и столбцах была одинаковой? |
20 |
Квадрат разделили на равные квадраты. Найди периметр закрашенной фигуры.
|
Викторина по математике для 4 класса
1 |
Сколько килограммов в 1 тонне? |
2 |
За первое место в конкурсе отряду дали половину всех шоколадок. За второе – одну третью часть всех шоколадок. За третье – 20. Сколько всего было шоколадок?
|
3 |
Обдумывая решение задачи, Петя 3 ч ходил по комнате. Какое расстояние он прошел за это время, если его скорость была 9 м/мин? |
4 |
Продолжи рад чисел. Запиши следующее число: 2, 3, 5, 7, 11, … |
5 |
За 30 мин волк пробегает 8 км. Сколько км зверь пробежит за 4 ч? |
6 |
Чтобы найти число, надо от половины разности чисел 6500 и 1500 отнять третью часть суммы чисел 2000 и 4000, а потом умножить на 3. Назови нужное число. |
7 | |
Вставь цифры вместо звёздочек. Сложите пропущенные цифры. Сколько у вас получилось?
|
8 |
Рассмотрите закономерность и назовите следующее число. 4, 7, 13, 22, 34, … |
9 |
Периметр маленького квадрата 8 см. Из четырёх таких квадратов составили один большой квадрат. Найдите его периметр. |
10 |
Разгадай ребус. |
11 |
У Гены 3 воздушных шарика разного цвета. Сколько разных пар шариков из них можно составить? |
12 |
Квадрат разделили на равные квадраты. Найди периметр закрашенной фигуры. |
13 |
В коробке лежит всего15 шариков синего, белого и красного цвета поровну. Если, не глядя в коробку, достать оттуда 9 шариков, можно ли утверждать, что среди них обязательно будут шарики всех трёх цветов? |
14 |
Алёша отдыхал в деревне у бабушки с 20 июня, а утром 21 августа вернулся домой. Сколько дней Алёша находился у бабушки? |
15 |
На участке прямоугольной формы построили дом и две одинаковые квадратные хозяйственные постройки. Посмотри на рисунок и найди площадь незастроенного участка земли. |
16 |
Запиши число четырнадцать миллионов тридцать восемь тысяч семь?
|
17 |
В клетки впишите целые числа так, чтобы корнем уравнения было число 2. Найдите произведение наименьшего и наибольшего чисел. |
18 |
Разгадай ребус. |
19 |
Вокруг сада прямоугольной формы стоит забор. Площадь сада – 2700м2. Какова длина забора, если его длина и ширина измеряются в круглых числах с одинаковым количеством разрядов и нулей? |
20 |
Сколько кубиков понадобилось Васе, чтобы сложить башню, если она одинаково выглядит со всех сторон, и внутри вся башня заполнена кубиками?
|
Викторина по русскому языку для 2 класса
1 1 из 20 |
На странице букваря 33 богатыря
|
2 2 из 20 |
|
3 3 из 20 |
Сколько гласных букв в русском алфавите?
|
4 4 из 20 |
|
5 5 из 20 |
|
6 6 из 20 |
|
7 7 из 20 |
|
8 8 из 20 |
Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
|
9 9 из 20 |
|
10 10 из 20 |
|
11 11 из 20 |
|
12 12 из 20 |
|
13 13 из 20 |
|
14 14 из 20 |
|
15 15 из 20 |
|
16 16 из 20 |
|
17 17 из 20 |
|
18 18 из 20 |
|
19 19 из 20 |
|
20 20 из 20 |
Какие согласные всегда только мягкие?
|
Викторина по русскому языку для 3 класса
1 |
|
2 |
|
3 |
3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
|
4 |
|
5 |
|
6 |
ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
|
7 |
доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодёж.?
|
8 |
|
9 |
Сколько слогов в слове «ягода»?
|
10 |
Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка.
|
11 |
|
12 |
хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?
|
13 |
|
14 |
|
15 |
слог, потом первый:
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
Определите род имени существительного «кофе».
|
20 |
|
Викторина по русскому языку для 4 класса
1 |
|
2 |
Какому падежу принадлежат предлоги:
|
3 |
Какие гласные пропущены:
|
4 |
носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
|
5 |
Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.
|
6 |
Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.
|
7 |
Является ли местоимение частью речи?
|
8 |
Измени сущ. 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения: мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.
|
9 |
Какого числа и лица местоимение «вы»?
|
10 |
|
11 |
|
12 |
нужно торопит.ся?
|
13 |
Известно миру с давних пор,
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
Определите род имени существительного «кофе».
|
18 |
Употребите во множественном числе имя существительное «шофер».
|
19 |
|
20 |
|
Заключение
Основным критерием результативности в урочной и внеурочной деятельности выступает отношение ребёнка к изучению предметов и его личные достижения.
Наш сборник практических заданий был создан на основе опыта работы авторов и апробирован на учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Работа по развитию познавательных процессов в начальной школе показала, что у учащихся:
повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память;
развивается способность решения задач в нестандартных ситуациях;
формируются начальные основы психической культуры – дети спокойны, радостны, уверены в себе.
Данный сборник не только обеспечивает развитие учащихся, но и помогает им преодолеть трудности обучения.
Воронцова, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. – Введ. 22.12.2009 // Инструктивно-методические рекомендации к 2010/2011 учебному году/ отв. ред. Л.Е.Курнешова. – Ч. 1. – М.: Центр Школьная книга, 2010. – С. 89-115.
Аверьянова И. В., Лапшина Н. Н. Предметные недели и праздники. Волгоград. Учитель, 2007
Волина В. В. Занимательное Азбуковедение. Москва. Просвещение, 1991
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург. АРГО, 1996.
Голуб И. Б., Ушаков Н. Н. Путешествия по стране слов. Москва. Просвещение, 1992
Дик Н. Ф. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе. Ростов – на Дону. Феникс, 2008
Лысаков В. Г. 1000 загадок. Москва. АСТ, Сталкер, 2006
Павленко В. К., Кожушко М. Ф. Занимательная азбука. Алматы. Атамұра, 1998
Персидская И. В., Фонова Г. А.Классные часы в 1 – 4 классах. Волгоград. Учитель, 2007
Пословицы и поговорки. Минск. Харвест, 2005
Соколова Т. Н. Школа развития речи. Рабочие тетради для детей 6 – 7 лет. РОСТ, 2010
Соколова Т. Н. Школа развития речи. Рабочие тетради для детей 7 – 8 лет. РОСТ, 2011
Соколова Т. Н. Школа развития речи. Рабочие тетради для детей 8 – 9 лет. РОСТ, 2012
Татьянченко Н. Ф. Фразеологический словарь русского языка. Москва. Диалог, 2002
Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). РОСТ, 2012
Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (8 –9лет). РОСТ, 2012