12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Борисова Наталья Сергеевна18
1

«Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.»



Тема: «Представление об однозначных и многозначных словах.

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке.

Предметные задачи урока:

дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, толковый словарь русского языка.



Этап урока

Время

Содержание.
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Метод – словесный.

Приём- беседа.


1 мин.

1.Приветствие гостей.

2.-Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим заодно правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

Слушают учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.






Вспоминают правила поведения на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Актуализация знаний.


Метод – словесный.

Приём- беседа.

Метод – практический , минутка чистописания.






7 мин.

Пальчиковая гимнастика. «Дождь»

- Откройте тетради. Число записано.

Минутка чистописания.

Яш яб ям яз яр ля ся

Оцените свою работу(оценочная шкала)

-Прочитайте слова.

яма яшма Яша яблоко язык

- Значение какого слова непонятно? Что делать, если не знаем значение слова?

Слайд № 2.

-Что общего у этих слов?




- Какое слово «лишнее»?

- Назовите б/гл в слове яблоко.


-Ещё раз внимательно посмотрите на эти слова. Приготовьтесь записывать по памяти.

2. Письмо по памяти.

Запишите слово, которое всегда надо писать с большой буквы;

Запишите слово, в котором ударный гласный во 2 слоге;

Запишите слово, состоящее из 3 слогов.

- Проверьте написание по эталону.

Оцените свою работу(оценочная шкала)
















Выделяют лишнее слово.












Отвечают на вопросы.

Коммуникативные :

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Постановка учебной задачи и её решение.


Метод – словесный.

Приём- беседа.


2 мин.

- Что обозначает слово язык?

- Сколько значений может иметь слово?

Слайд № 3.

- Кто может сформулировать тему урока?

- А какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Чему мы должны научиться?

Слайд № 4.

Отвечают на вопросы.








Слушают учителя.


Формулируют тему урока.

Ставят цели на урок.




Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Определять цель урока.

Работа по теме урока.



Метод – словесный.

Приём- беседа.
Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.







































Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.


























Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.


Физминутка.


30 мин.

1.-Откройте ваши учебники на стр. 26.

-Рассмотрите рисунки.

-Назовите предметы, которые нарисованы.

-Какие значения имеет слово «колокольчик»? А слово «кисть»?

-Откройте свои толковые словари и дайте определение словам: колокольчик, кисть.


-Что вы можете о них сказать? Почему одним словом мы назвали несколько картинок?

-
Как вы думаете, как называются слова, которые имеют несколько(много) значений? (многозначные)

- А все ли слова имеют несколько значений?
-Назовите слова, которые имеют только одно значение.
-Как можно назвать такие слова? Как думаете? (
однозначные)

-Составьте предложение с любым из этих слов.

2. -Прочитайте на странице 27, на что нужно обратить внимание.
-Какие слова называются однозначными? Приведите примеры из учебника.
-Какие слова называются многозначными? Приведите примеры из учебника.
Вывод: Мн.сл. имеют не менее 2 лексических значений. При этом они схожи по каким либо параметрам, н-р по внешнему виду или функциональному назначению (для чего предназначены).

Слайды № 5,6.

3.Упражнение. Наблюдение: однозн. и многозн. слова.

Слайды № 7,8

4.У детей карточки со словами.

( карандаш, пенал, берёза, нос

звезда, иголка)

-Давайте закончим нашу схему примерами.

- Встаньте ребята, у которых на парте лежат карточки со словами.

-Распределите свои слова в 2 столбика.

- Распределите слова на 2 группы:

однозначные многозначные

Физминутка.

5. Слайд №11.

-Посмотрите на картинки.

- Подберите к каждой картинке по 2 слова, называющих этот предмет.

-Как думаете, почему к одной картинке подобрали 2 слова?

( слова с похожим лексическим значением –схожим, близким)

- Как вы думаете, как называют такие слова?(близкие по значению) Синонимы

- Придумайте пару слов, противоположных по значению. (примеры)

6.-Откройте словарь на странице 141. Как называется этот словарь?
А как называется словарь на странице 142?
Как расположены слова в этих словарях? Почему?

7.-Откройте учебники на 28 странице.

Прочитайте текст.

-Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ.
-Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.
-Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову
прилежный.


8. Работа в группах.

- В ваших конвертах лежат слова. Составьте пары из этих слов.
-Вам надо подобрать слова с противоположным значением. В выполнении этого задания вам поможет словарь на странице 142.

пасмурный -…

редкий - …

смелый-…

холодный - …

близкий - …


Давайте проверим.

Молодцы.


Были ли у вас трудности в выполнении этого задания?

Хорошо, ребята. Вы справились с заданием.

Называют предметы.


Отвечают на вопросы.







Работают с толковым словарём.


Составляем схему-опору.


Отвечают на вопросы.















Составляем схему-опору.


Отгадывают загадку.



















Иллюстрируют схему-опору (добавляют примеры)










Повторяют движения.























Работают со словарями.












Читают справку о слове.









Находят слова с противоположным значением. Приклеивают на лист парами.

Анализируют свою работу.





Отвечают на вопросы учителя.


Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные : самоопределение к деятельности

Итог урока.

Рефлексия.

Метод – словесный.

Приём- беседа.


5 мин.

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
 

Дополни предложения:

-Сегодня на уроке я узнал, что у слова может быть одно или …

-Если слова имеют только одно значение, они называются …

-Если слова имеют несколько значений, они называются …

-Если я не знаю значения слова, то я посмотрю его …

- Слова толстый-тонкий, высокий-низкий, день-ночь – это слова …

- Слова врач-доктор, смелый-храбрый, ученик-школьник- это слова …

Оцените свою работу на уроке по опорным словам:

Слайды №12,13.

Спасибо за урок! Урок окончен!


















Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.