Урок «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь»
Пояснительная записка к презентации
"Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь"
ЦЕЛЬ: формирование нравственных качеств обучающихся через осмысление ценности труда.
ЗАДАЧИ:
1. выяснить уровень знаний учащихся о профессиях;
2. расширить знания детей о мире профессий;
3. формировать интерес к профессиям;
4. развивать логическое мышление, память, связную речь , умение 5. цивилизованно общаться друг с другом .
ХОД мероприятия
I. Вступительная беседа с учащимися.
Учитель: Ребята, сейчас вы прочитаете стихотворение и подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на классном часе. (слайд)
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
Мамы с папой стать взрослее
Чтоб не просто так мечтать,
Профессии надо изучать!
Дети: Разговор у нас будет о разных профессиях.
Музыкальный клип о профессиях
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется
II. Мотивация уч-ся
А)« Закончи пословицу ».
Посмотрите на экран
(слайд). Здесь записано начало пословиц. Вам надо их продолжить.
Кто не работает, …. (тот и не ест).
Хочешь есть калачи, … ( не сиди на печи ).
Труд человека кормит, … ( а лень портит).
Кто любит труд, … ( того люди чтут).
Без труда не вытащишь … ( и рыбку из пруда).
В труде рождаются … ( герои ).
Учитель: Молодцы! Следующее задание:
Б)Составьте пословицу из данных слов.
Посмотрите на экран.( слайд)
Давайте прочитаем эти слова.
СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ
Дети: Землю красит солнце, а человека труд. ( слайд)
Учитель: Правильно, а кто попробует объяснить смысл этой пословицы?
Дети: Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.
Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. «Землю красит солнце, а человека труд» - такая поговорка ходит в народе.
III. Продолжение беседы.
Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Дети: Нет.
Учитель: Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных заведениях.
А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем, как объясняется слово « профессия » в толковом словаре. ( слайд)
Ученик: ПРОФЕССИЯ – это вид труда , который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.
Формирование осознанного выбора профессии в три шага
IV. Знакомство с видами профессий через игровую деятельность
1. Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется « Доскажи словечко».
Я начинаю, а вы заканчиваете.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать ?
Поезд водит … ( машинист )
Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )
Клеит книжки … ( переплётчик ).
В школе учит нас … ( учитель ).
Столы делает … ( столяр ).
Песни нам поёт … ( певец ).
Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
От болезней лечит … ( врач ).
Красит стены нам … ( маляр ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).
Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).
Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
Потушит в миг пожар … ( пожарный ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С другого языка переведёт … ( переводчик ).
Исправит кран … ( водопроводчик ).
Часы чинит … ( часовщик ).
Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).
Служит на море … ( моряк ).
В машине возит груз … ( шофёр ).
Хлеб убирает … ( комбайнёр ).
В доме свет провёл … ( монтёр ).
В шахте трудится … ( шахтёр ).
В жаркой кузнице … ( кузнец )
Кто всё знает – молодец !
5. К нам в класс почтальон принёс телеграммы от людей различных профессий . Вам надо их прочитать и догадаться , кто их прислал.
Посмотрите на экран (слайд ) давайте их прочитаем и назовём профессию человека от кого эта телеграмма.
а ) Я науки изучил,
Землю словно приручил.
Знаю я, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Я знаток в краю родном
И зовусь я …. ( От агронома.)
Учитель: А кто такой агроном?
Дети: Агроном, специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия. (слайд)
Учитель: Читаем следующую телеграмму (слайд)
б ) Моя работа в глубине, на самом дне.
Моя работа – в темноте и тишине.
Но кто же я, ответь – ка на вопрос :
Не космонавт, а всё хожу средь звёзд. ( От водолаза.)
Учитель: А кто такой водолаз?
Дети: водолаз - профессионал, работающий под водой в водонепроницаемом костюме. ( слайд)
6. Учитель: А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется « Рассыпалось слово ».
Какое первое получилось слово? (логопед)
Учитель: Правильно! А кто такой логопед?
Ученик: Логопед - специалист по логопедии, исправляющий дефекты речи у человека. ( слайд)
Учитель: Какое второе слово? ( окулист)
Учитель: Правильно! А кто такой окулист?
Ученик: Врач специалист по глазным болезням. ( слайд)
Учитель: Третье слово? ( адвокат)
Учитель: Правильно! А кто такой адвокат?
Ученик: Адвокат – человек, защищающий интересы граждан в суде. Одна из древнейших профессий. ( слайд)
Учитель: Четвёртое слово? ( кинолог)
Учитель: Правильно! А кто такой кинолог?
Ученик: Кинолог – человек, воспитывающий собак. (/data/files/d1481491659.ppt (Презентация) слайд)
Учитель: Молодцы! Справились с заданием.
7. А сейчас вам нужно будет отгадать, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках
· Куй железо, пока горячо. ( Кузнец.)
· Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак.)
· Не игла шьёт, а руки. ( Швея.)
· Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( Плотник.)
· Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка.)
· На охоту ехать – собак кормить. ( Охотник.)
8. Учитель: Молодцы! А сейчас давайте разгадаем загадки и прочитайте ключевое слово.
а) Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости. ( Сапожник)
б) Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу,
преграждает путь врагу. (Пограничник)
в) Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
г) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (Шофёр)
д) Пачку, пуанты надела Марина
На сцену вспорхнула, она … (балерина)
е) Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист)
ё) Дупло и берлогу,
Дом лисий и птичий
В лесу охраняет
Надёжно … (лесничий)
ж) На улице Садовой
Дом построен новый,
В нём столько светлых окон !
Считать – не сосчитать !
А крыша так высоко,
что птицам не достать.
В доме десять этажей ,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём ? (Строители)
з) Справедливей всех всегда
Споры все решит … (судья).
Учитель: Молодцы! Посмотрите на экран и скажите какое ключевое слово у нас получилось. (слайд)
саПожник
погРаничник
кОсмонавт
шоФёр
балЕрина
артиСт
леСничий
строИтели
судьЯ
Получилось слово- ПРОФЕССИИЯ
9. Учитель: А сейчас игра на внимание. Весёлая компания,
Удвой своё внимание !
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись !
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет … (трубочист)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый … (повар)
Арий, опер сочинитель
Называется … (композитор)
На заводах по три смены
У станков стоят …. (рабочие)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой … (учителя)
Посадил уж сотни роз
В городском саду … (садовник)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш … (укротитель)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, …(пастух)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный … (учитель)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, … (дворник)
Ходят по клеточкам конь и ладья –
Ход свой победный готовит … (шахматист)
Складки, карманы и ровненький кант –
Платье красивое сшил … (портной)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправился смелый и сильный … (гимнаст)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром … (лесник)
V. Учитель: Давайте сделаем вывод всему тому о чём мы сегодня с вами говорили. Посмотрите на экран (слайд)
Давайте проверим ваш выбор профессии по шагам
VI. Индивидуальные выступления уч- ся с презентациями
Учитель: Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус ! Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна !
Наш классный час подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Мы ещё не раз будем с вами говорить о выборе профессий. Ведь выбор будущей профессии – это очень важное дело для каждого из вас.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь !
VII. Итоги классного часа. Награждение наиболее активных учеников.
- Педсовет плюс . 2005. № 8.
- Агеева И. Д. Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных праздников.-М.: ТЦ «Сфера», 2002
- Думанская С. Н. Классные часы.-Х.: Изд. группа «Основа», 2008
Использованная литература :
1. Мазнин И. 500 загадок для детей. – М. :ТЦ«Сфера»,
Ильина Оксана Геннадьевна
Наталья Алексеевна Яковлева