Преодоление социальной исключённости детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья

4
0
Материал опубликован 28 July 2020

Педагог ДО

МБОУ «СОШ №1

им. Ярослава Василенко» п. Пурпе

Лизункова Тамара Викторовна.


Преодоление социальной исключённости детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.


«В душе каждого ребенка таится желание

свободной театральной игры, в которой он

воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активирует его мышление, тренирует

память и образное восприятие, развивает

воображение и  фантазию, совершенствует речь».

Антипина Е.А.

Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование. 

Театральное объединение в школе – прекрасное место для общения ребят всех возрастов. Здесь бывает интересно абсолютно всем подросткам, ученикам младших классов, выпускникам. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу между его участниками и дают повод для внеурочных встреч, во время которых происходит разучивание ролей, репетиции. Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли, уже и в жизни не будет пасовать перед трудностями.

В процессе изучения научной литературы и практических работ по теме «Преодоление социальной исключённости детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья», используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ, а, также, опираясь на собственную практику, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, тем более, что программа, по которой я работаю, направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности.

        Все задачи тесно переплетены между собой, они дополняют друг друга и, выполняя одну, невозможно не поставить перед собой другие.

1. Первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.

      2. Развитие эмоциональной сферы детей. Слушая музыку, используемую для оформления спектаклей, инсценировок, исполняя разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняются на занятиях театрализованной деятельностью, и умения, полученные на них, впоследствии используются  на школьных праздниках и концертах.

      3. Повышение уровня самооценки у детей; не боязнь публичного выступления. Очень важно сформировать у детей с ОВЗ и инвалидов уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в постановках и театрализованных играх на занятиях, выступая перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Особую роль играет кукольный театр, где артист не видит зрителя и это даёт ему полную раскрепощённость и снимает застенчивость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии по типу «театр лечит», учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные  возможности для участия в том или ином мероприятии. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом, что я и наблюдаю в ходе работы с детьми.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребёнка. Каждый ребёнок исполняет доступную для него роль независимо от диагноза. Конечно же, приходится приложить максимум усилий и педагогического умения, чтобы ребёнок дал согласие на роль и затем прочувствовал и сыграл её на сцене. Занимаясь с детьми, очень часто выявляю у них желание быть ведущими в игре, то есть проявление лидерства, что я немедленно поощряю и ищу формы и методы, чтобы это желание у них не пропало, а наоборот регулярно возникало.

Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях – это тоже формы реализации творческих возможностей ребёнка.

5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Участие в театрализованной деятельности: диалог между героями, между педагогом и ребенком, между двумя или несколькими партнёрами положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

6. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы театрального коллектива. Присутствие родителей (родственников) на спектаклях и праздниках. Помощь родителей в изготовлении костюмов, декораций для спектаклей, где выступают их дети. Организация совместных чаепитий.

Но самым главным, когда вливается в театральный коллектив ребёнок с ОВЗ или ребёнок – инвалид – является общение. Общение – фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, будь то игра массовая или игра в постановке, которая является для них средством коммуникации. Поэтому включение игры в социально-педагогический (коррекционный) процесс и обеспечивает успешное развитие ребёнка с проблемами.

Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход отличный от рамок стандартной общеобразовательной школы с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.


Используемая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(приказ Минобрнауки РФ от 19.12.14г. № 1598).

Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М. : «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.

Бараева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416.

О введении ФГОС ОВЗ 11.03.2016г № ВК-452/07. Министерство образования и науки РФ, Государствнное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет». Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью. Москва, 2015г.

Методические рекомендации по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Схемы. Таблицы. Комментарии. Составитель Б.Б.Дамбаева, О. П. Куприянова, Э.А.Мысникава. Чита, 2016г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации