Сценарий пресс-конференций «Планета в опасности» для учащихся 10-11 классов

3
0
Материал опубликован 14 November 2015

Пресс-конференция «ПЛАНЕТА В ОПАСНОСТИ»


 

(для учащихся 10-11 классов)


 

Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации.

Задачи:

1) интегрировать разрозненные экологические представления и понятия;

2) обобщить, расширить и углубить знания по теме;

3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.

Ведущий. Уважаемые товарищи! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Значимость ее в том, что внимание всех живущих на Земле обращается к проблеме, которая не только нуждается в серьезном подходе к ее решению, но и требует, и незамедлительно, участия всего человечества в предотвращении грозящей катастрофы. Планета людей в опасности! Это не истерический крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За этими словами - горькая истина.

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Каждое явление лучше всего характеризует количественные и качественные показатели, поэтому обратимся к цифрам. Человечество берет, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды, возвращая ей не менее 20 млрд тонн твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растительный покров уже не в состоянии переработать угарный газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же леса исчезают с огромной скоростью; зеленая оболочка Земли ежегодно сокращается на 1 %.

Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Красная книга разбухает от все новых и новых названий, вносимых в нее под звуки траурных маршей экологической катастрофы. Загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряются плодородные почвы, обедняются флора и фауна, воздух городов и рабочих поселков порой далек от санитарных норм... вот почему говорить сегодня об экологии - это значит говорить не только об изменении природы, но и о спасении жизни. Тревожный набат зовет к разуму.

Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технического прогресса, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются в то же время проблемами экологическими.

И способы, и средства их решения могут быть лишь международными и общечеловеческими. Ни одно государство, отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Несущие кислотные дожди тучи, пыльные бури, дымы производств, «мертвые» воды рек не знают государственных границ.

«Судьба природы - наша судьба». Эта фраза с глубоким смыслом, ведь экология - это наука о взаимодействии организма с окружающей средой. Организм всегда находится под воздействием окружающей среды, приспособляется к ней, изменяет свои свойства, и начинает уже сам воздействовать на нее, изменяя ее. Этот цикл повторяется многократно, поэтому живые организмы и окружающая среда взаимосвязаны и взаимозависимы. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение - гибель. Все мы, живущие на этой планете, должны постичь эту истину ради нынешних и будущих поколений.

 

На нашей пресс-конференции присутствуют ученые и эксперты:

- научный сотрудник Государственного института защиты растений;

- научный сотрудник Центральной лаборатории охраны природы;

- эксперт МСОП;

- научный сотрудник Международного общества охраны дикой природы;

- председатель городского отделения общества охраны природы.

В работе участвуют учащиеся старших классов.

 

Председатель. Разрешите представить корреспондента газеты «Комсомольская правда».

Корреспондент. Я хотел бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на все живое?

Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить научного сотрудника Государственного института защиты растений.

Научный сотрудник Государственного института защиты растений. Кислотные дожди. Это явление связано в основ-ном с увеличением использования минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие «кислотные дожди». Кислотность соединения выражается показателем pH. Чистая вода имеет нейтральный показатель (pH 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (pH около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.

Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии; 4,1 -в континентальной Европе. В некоторых районах кислотность достигает pH 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая.

Таким образом, это явление существует в мировом масштабе. Считается, что причиной в данном случае является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы, имеющейся в атмосфере, и 85 % серы, содержащейся в атмосфере над континентальной Европой.

Самым вредным веществом является сернистый ангидрид, который, взаимодействуя с влажным воздухом, превращается сначала в ионизированный сульфат, а потом в сернистую кислоту. К счастью, не весь сернистый ангидрид, имеющийся в воздухе, превращается в сернистую кислоту. Огромное его количество выпадает на землю.

Но существуют и другие источники - оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту.

Первыми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов целые леса в ФРГ.

Нельзя также исключать возможность взаимодействия нескольких загрязняющих веществ, что наиболее опасно для экосистем, так как 2 малотоксичных соединения при совместном воздействии становятся более токсичны в сотни раз. Достоверно известно, что в данном случае речь идет о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможно остановить загрязнение атмосферы, то все равно ущерб, нанесенный кислотными дождями, ощущался бы еще в течение нескольких десятилетий.

 

Корреспондент журнала «Наука и жизнь». Я хотел бы узнать о явлении «парникового эффекта», каковы причины этого явления?

Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить научного сотрудника Центральной лаборатории охраны природы.

Научный сотрудник Центральной лаборатории охраны природы. Парниковый эффект. Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысится, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. Причиной такого термического разогрева является парниковый эффект - явление уже давно известное ученым (первое исследование относится к 1890 году), которое за последние годы достигло угрожающих масштабов.

При наличии равновесия в природе падающие солнечные лучи согревают поверхность Земли, которая продуцирует инфракрасное излучение, рассеивающееся в атмосфере. Но так происходило до тех пор, пока не была нарушена хрупкая взаимосвязь между поступающим на Землю и выделяющимся с поверхности излучениями. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходи4 необратимое повышение средней температуры поверхности Земли. Основная причина - высокая концентрация углекислого газа в атмосфере, возросшая на четверть по сравнению с доиндустриальным периодом.

В 1957 году углекислый газ составлял 0,31 % в атмосфере, а в настоящее время - 0,35 %. Что же приводит к такому увеличению? В первую очередь - минеральное топливо. Оно сжигается, чтобы поддержать движение всей «машины» экономического развития, и углекислый газ - его неизбежный побочный продукт. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. И вполне вероятно, что их еще будут использовать в огромных количествах, по крайней мере, в течение столетия. Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд т углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд тонн.

Исчезновение лесов также сделало свое дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о недавних трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки, которые наряду с другими лесами тропического пояса являются «легкими» нашей планеты. Теперь же около 30 % углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах.

С огромной тревогой говорят ученые всего мира об уменьшении лесов. Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические. Сведение леса влечет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и ландшафта. Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окружающую среду, с последующими изменениями границ сельскохозяйственных районов и снабжения пресной водой.

Кроме того, в масштабах целых континентов ожидается повышение уровня моря примерно на 30 см в ближайшие 40 лет.

Корреспондент журнала «Знание - сила». Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты?

Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить эксперта Международного союза охраны природы.

Эксперт Международного союза охраны природы. Озоновая дыра. Слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагубное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опасности. Озон содержится в стратосфере, в полосе от 25 до 60 км над земной поверхностью. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах, для производства пенополиуретана, очистки деталей в электронике и др. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дырой в Арктике.

Одна молекула хлорфторуглеводорода вызывает цепную реакцию, в результате которой разрушается около 100 тысяч (!) молекул озона. Кроме того, хлористые и фтористые углеводороды не задерживаются внизу, поднимаются в стратосферу, где могут жить 70-100 лет, уничтожая озоновый слой.

Последствия даже частичного разрушения озонового слоя могут оказаться катастрофическими: неослабленные озоном ультрафиолетовые лучи со всей своей энергией начнут достигать земной поверхности, вызывая огромное количество заболеваний рака кожи и нанося серьезный ущерб растительности и морской экосистеме.

В настоящее время действует соглашение, подписанное десятками стран, которое предусматривает постепенное сокращение производства фреона вплоть до полного отказа от него.

Корреспондент журнала «Экология». Как можно рассмотреть проблему отходов нашей планеты? Каковы их последствия?

Председатель. На этот вопрос ответит Председатель городского отделения общества охраны природы.

Председатель городского отделения общества охраны природы. Проблема отходов признается учеными одной из самых главных и трудных. В широком смысле, отходы - это все, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб. Лишь углекислого газа в атмосферу ежегодно выбрасывается 5 млрд тонн на каждого человека. Именно эти отходы, выпадая кислотным дождем, губят рыбу в озерах, убивают леса. Загрязненный воздух разрушает также сокровища нашей культуры. Кислотные отложения вызвали на мраморном Парфеноне за последние 24 года более серьезную эрозию, чем за 24 столетия до этого.

Отходы - это нефтяные пятна, губительные для жизни океана. Отходы - это тяжелые металлы, ядовитые вещества, насыщающие почву, воздух, воду и пищу. Отходы - это горючее атомных электростанций, надежно захоронять которые пока не научились. Отходы - это неразлагающиеся в земле пластики. Отходы - это химикаты, утекающие со свалок в грунтовые воды.

Корреспондент журнала «Природа». Каковы причины гибели тысяч животных?

Председатель. На этот вопрос попрошу ответить научного сотрудника Международного общества охраны природы.

Научный сотрудник Международного общества охраны дикой природы. Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью тропических лесов. Некоторых животных еще даже не успел изучить человек и не знает о их значении в жизни биосферы, не знает о возможной пользе для людей.

Все вместе - вырубка лесов, северных и тропических, опустынивание земли, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами, покрытие дорогами и постройками оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Сколько животных исчезает с лица Земли тихо и незаметно!

Статистика такова: в начале века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы - потеря громадная, потеря навсегда.

Председатель. Прослушав все выступления, мы убедились, что биосфера серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека. Люди! Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух -чтобы дышать; кристальная вода - чтобы пить; вся Природа - чтобы жить. Давайте жить в согласии с Природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатство!

ВИКТОРИНА

Вопросы:

  1. Что такое экология? (Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.)

  2. Назовите четыре основных закона экологии, сформулиро­ванные Б. Коммонером.(Все связано со всем. Все должно куда-то деваться. Ничего не дается даром. Природа «знает» лучше.)

  3. Какова сущность принципа конкурентного исключения Гау- зе? (Два вида не могут существовать в одной и той же местно­сти, если их экологические потребности одинаковы, то есть если они занимают одну и ту же экологическую нишу.)

  4. Правильно ли выражение «полезные и вредные виды»? (Нет, виды в естественных биоценозах составляют единую систему, в которой все части взаимодействуют друг с другом и необходи­мы для целостной системы.)

  5. Что означает слово «биогеоценоз»? (Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и неживых компонентов, объединенных в единый природный комплекс.)

  6. Каковы причины парникового эффекта? (Сжигание ископае­мого топлива и продуктов его переработки, транспортные вы­бросы, антропогенные нарушения работы микроорганизмов почв.)

7. Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 70 % поверхности залита водой? (Пресной воды на планете около 2,5 %. Она либо недоступна, либо загрязнена и ее потребление на единицу продукции чрезвычайно велико.)

8. Какие последствия для экосистемы имеет выпадение кислых дождей? (Падение численности видов - обитателей водоемов, создаются неблагоприятные условия для высших растений, увеличение подвижности и токсичности ряда металлов в почвах, отравление микоризы, повреждение листьев и т. д.)

9. Какой вид животных был полностью уничтожен через 27 лет после его открытия? (Стёллерова корова.)

10. Какие последствия имеет вселение новых видов? (Уничтожение или угнетение местных видов, разрушение среды обитания.)

11. Что такое заповедник? (Охраняемая природная территория, на которой сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.)

12. Что такое заказник? (Временно охраняемая природная территория, на которой сохраняют определенные виды растений, животных, геологические объекты и др.)

13. Почему в лесу нельзя поднимать шум? (Потревоженные птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, а потом. не найдя родителей, гибнет.)

14. Согласны ли вы с утверждением, что экологические проблемы городов возникли в последние десятилетия в связи с резким ростом производства. (Нет, эти проблемы появились одновременно с появлением городов. Они были и в Древнем Риме, и в Древнем Иерусалиме.)

15. Что является наиболее благоприятным экологическим фактором в городе? (Зеленые насаждения.)

16. Чем опасно «пассивное курение»? (Люди, находящиеся рядом с курящим человеком, получают до 80 % всех вредных веществ, которые выделяются при курении.)

17. В чем опасность «шумового загрязнения»? (Шум вызывает поражение нервной системы, язвенную и гипертонические болезни, снижает слух, снижает продолжительность жизни.)

18. Можно ли считать организм открытой экологической системой? (Да, организм обменивается с внешней средой веществами, энергией, информацией - желательно привести примеры).

19. Можно ли считать чистой воду из водопроводного крана? (Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ.)

20. Почему ведется борьба против использования фреонов и других легколетучих фторхлоруглеродов? (По мнению многих ученых, эти вещества способствуют разрушению озонового слоя Земли.)

21. Какие причины вызывают исчезновение видов животных? (Разрушение мест обитания, чрезмерная добыча, вселение новых видов, загрязнение окружающей среды.)

22. Какие экологические факторы вам известны? (Абиотические. биотические и антропогенные.)

23. В одном из нью-йоркских зоопарков можно видеть 200 надгробных камней. Под ними никто не лежит. А что начертано на камнях?(Исчезнувшие виды животных.)

 

Для какого-нибудь мероприятия (по вашему усмотрению) можно дать домашнее задание. Тематика может быть такой:

 

1. Вы - пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

2. Вы - оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

 

Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками.

 

3. Придумайте и инсценируйте песню экологического содержания на какой-нибудь известный мотив.

4. Составьте письмо-протест против повсеместного загрязнения окружающей среды (можно в стихотворной форме).

Комментарии
Комментариев пока нет.