Урок по литературе на тему «Преступная страсть Катерины Львовны» (10 класс)

11
8
Материал опубликован 31 March в группе

Учреждение: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

ФИО учителя Тарунина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Класс: 10

Предмет: Литература

 

Тема: Преступная страсть Катерины Львовны (по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда")

 

Цель: создание педагогических условий для формирования нравственных качеств обучающихся через работу с произведением Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

 

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть содержание понятия жанра очерка;

познакомить с материалом, ставшим основой произведения;

закрепить умение трактовать название произведения и эпиграф как ключ к пониманию текста;

проанализировать образ главной героини через работу над ее портретом, речью, чувствами и поступками;

Развивающие

продолжать формирование навыков смыслового чтения;

содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

развивать умение проводить взаимоконтроль и самоконтроль;

развивать умение работать в группах и парах, выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся нравственное чутьё, способность отличать поступки, проступки и преступления.

воспитывать стремление к достижению цели, интерес к литературе.

Урок проведен с использованием стратегии продуктивного чтения.

Технические средства обучения: компьютер, проектор (телефизор)

Оборудование: тексты очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; рабочие карты урока (Приложение 1), презентация к уроку, видеофрагмент фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (Реж. Роман Балаян), зеркала, листочки-«зеркала» для рефлексии, «черный ящик».

Ход урока

Организационный момент

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Хочу начать нашу встречу с сюрприза. (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК) музыка

-В этом ящике находится предмет, который есть в каждом доме.

-Это незаменимая вещь для актеров балета, кино, театра.

-Его любит каждая девочка. Даже мальчики его уважают, но обычно тщательно это скрывают. (зеркало)

-На урок я подарю вам зеркала. Они такие же разные, как и мы с вами. Пусть они стоят на столах.

Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики… Сегодня этот таинственный предмет поможет нам понять авторскую мысль в произведении.

Определение темы и целей урока

-Определим тему урока. Возьмите рабочие листы. (Приложение 1) Прочитайте тему. Сделать это вам помогут зеркала (прием «Отражение»)

 

t1711880273aa.gif

 

(прием «Рассечение вопроса»)

-Проанализируйте тему, разбив ее на части, и скажите, о чем пойдет речь на уроке? Исходя из темы, определите задачи (проанализировать образ Катерины Измайловой в произведении Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", узнать, что такое очерк и его признаки, историю произведения и его названия)

 

3. Актуализация знаний.

Жанр очерка

-Определим, что такое очерк? (работа с толковым словарем) –записать в тетрадь

Очерк–небольшое литературное произведение описательного характера.

-Подходит это определение для произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»? (нет)

-Как бы вы определили жанр? (повесть - несколько действующих лиц, небольшое по объему и количеству событий)

- Почему же автор назвал это произведение очерком? (Лесков так подчеркивает подлинность повествованияочерк был популярен в русской литературе 19 века.)

История произведения и его названия

-Какой секрет скрыт в истории создания очерка Лескова?( Шекспир в 16 веке написал трагедию «Леди Макбет», рассказав о событиях 11 века. Леди Макбет, родственница короля, очень захотела стать королевой и в сговоре с мужем совершает убийство королевской семьи. После потихоньку сходит с ума и в горячке рассказывает обо всех преступлениях. А еще Н. С. Лесков черпал материал для своих произведений из опыта службы в суде. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», - писал   автор)

* Проблемный вопрос

-Проанализировав образ Катерины Измайловой , мы ответим на вопрос, почему же очерк Лескова назван «Леди Макбет Мценского уезда»?Это будет нашим проблемным вопросом (НА ДОСКУ)

 

4.Первичное усвоение новых знаний. Анализ образа Катерины Львовны. Текстовые стратегии (Читаем и спрашиваем)

(прием «Визуализация»). Этого предмета нет на страницах Лескова. И все же не могу представить дом Катерины Львовны Измайловой без зеркала. Ведь она …молодая женщина.

а) Портрет. Найдите описание героини ("24 года . Она не родилась красавицей, росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы”).

-Мы видим пусть и не красавицу, но достаточно привлекательную молодую женщину. Что подчеркивает Лесков в портрете? (молодость)

б) Речь. -Проанализируем речь героини. Обратимся к 1 главе. Какое слово произносит Катерина Львовна чаще всего? (Скука ) Почему? ( Купеческая среда задавила деятельную натуру КЛ).

в) Чувства -В произведении мы видим, как в эту мятежную душу, скучающую и томящуюся без любви, врывается чувство. Кто внес это смятение? (Сергей)

-Найдите портрет Сергея.("Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся бородкой”)

-Что особо подчеркивает автор внешним обликом героя?(с дерзким красивым лицом, черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся бородкой – Сергей молод)

-Он потревожил душу КЛ, и она влюбилась. Какая это любовь? Подберите эпитет. (Страстная.)

-Что такое страсть? (работа со словарем) (Страстьочень сильное чувство, влечение).

-Найдите эпизод, когда героиня счастлива.

(прием комментированное чтение, выразительное чтение вслух)

"Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!” - воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.

Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался по лицу и по всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояла тишина; только легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев. Дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желаниям.

Катерина Львовна, не получая ответа, опять замолчала и все смотрела сквозь бледно-розовые цветы яблони на небо.

прием Работа с таблицей

-В рабочих листах есть таблица. Начнем ее заполнять.

-Какое слово передает ощущения КЛ? (рай). Озаглавим первый столбик. Что окружает героев? Записать в таблицу

Рай

 

Цветущий сад

 

-Екатерина Львовна пока не знает, какое горькое разочарование и мучительную боль принесет ей любовь к Сергею. Может быть, чувствует, поскольку предупреждает: "Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”.

-Найдите слова, какими автор характеризует состояние КЛ. (Катерина «обезумела от счастья») Запишите в таблицу

Рай

 

Цветущий сад

«обезумела от счастья».

 

-КЛ обезумела от своей безоглядной любви. Она "теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”. И все это не заставило себя ждать.

 

г) поступки

(прием «Деформированный текст»)

- Проанализируем поступки КЛ под воздействием чувств. В рабочих листах найдите текст с пропусками, прочитайте предложения, вставьте слова и ответьте на вопрос: На какие поступки толкает КЛ безоглядная любовь?

"Собственными… (руками) … приготовляла … особое … (кушанье), готовя убийство свекра”.

"… в правой руке тяжелый литой … (подсвечник)”. Им…(ударила)… по виску мужа.

"… сдавила … (своими руками) … Сергеевы руки, лежавшие на мужнином горле”.

-Прочитайте, что вы записали.

-Что сделала КЛ? (убивает свекра и мужа) Запишите в таблицу

-Сравните с 1 столбиком. Как озаглавим второй столбик? (Ад) Запишите в таблицу

Рай

Ад

Цветущий сад

«обезумела от счастья»

Убийство свекра

Убийство мужа

Что отразилось бы в зеркале в этот момент?(* Львовна, оскал, страшное лицо)

-Не зря Лесков дал героине «говорящее» отчество - Катерина Львовна ведет себя, как …хищница.

-Женщина – хищница. Любящая женщина. Это заставляет задуматься. Запишите в таблицу

Рай

Ад

Цветущий сад

«обезумела от счастья».

Убийство свекра

Убийство мужа

хищница

(прием «Театрализация», «Голос за кадром»)

-И все же голос КЛ однажды дрогнул. В какой момент? (Перед убийством Феди)

-Давайте послушаем, как девочки подготовили озвучивание небольшого эпизода.

- Подумайте, как назвать людей, подобных КЛ? (Приложение 2)

(видеофрагмент фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (Реж. Роман Балаян))

-Как вы думаете, удалось девочкам озвучить эпизод?

-Как назвать такого человека, как КЛ?

(Такого человека на Руси называли нехристь, потому что нет Христа, Бога, и, следовательно, души у человека, он нарушает заповеди Божьи). Запишите в таблицу

Рай

Ад

Цветущий сад

«обезумела от счастья».

Убийство свекра

Убийство мужа

Хищница

Убила Федю

нехристь

прием «Закончить фразу».

--Я начну фразу, вы ее закончите.

«Ниже женщине невозможно пасть. Именно в этот вечер у Катерины Львовны под сердцем …» (повернулся ее собственный ребенок)

«Именно в этот вечер, навалившись крепкой упругой грудью, она другого …» (убила)

«А после и от собственного отмахнулась со словами…» ("Ну его совсем!”)

- Раскаивается КЛ? (нет)

-Что д.б. у человек, чтобы он умел раскаяться? (совесть)

-Что м. сказать о совести КЛ? (ее нет)

-Запишите в таблицу

Рай

Ад

Цветущий сад

«обезумела от счастья».

Убийство свекра

Убийство мужа

Хищница

Убила Федю

Нехристь

Нет совести

-Закройте левый глаз и посмотрите в зеркальце. Что увидели?

Увидели закрытый правый. Все наоборот!

-Что искала Катерина Львовна в жизни с Сергеем? (радость, рай)

-А что нашла? (ад)

-Найдите последнюю сцену. Какое чувство владеет КЛ? (обида)

обида – обвидети – обволокла (Показать жестом, как обида обволокла человека.)

-Может обиженный человек воспринимать мир реально? (Нет).Помните об этом.

-Что сделала КЛ, когда обиделась? (убила Сонетку).

-Найдите и зачитайте этот эпизод (прием «Комментированное чтение»)

(“еще минуту – и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с ней за борт парома … через две секунды … она [Сонетка] снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались”)

-С кем сравнивает Лесков КЛ и почему? (щука – хищная рыба, убивает всех)

-Запишите в таблицу

Рай

Ад

Цветущий сад

«обезумела от счастья».

Убийство свекра

Убийство мужа

Убила Федю

Хищница

Нехристь

Нет совести

Убила Сонетку

щука

-Сделаем вывод по таблице. (Жизнь КЛ превратилась в ад, она преступила закон Божий и сгубила себя и свою душу).Запишите в таблицу

 

5.Первичная проверка понимания  (прием «СОП -- Соотнеси определение и понятие». Послетекстовые стратегии)

- Все действия человека можно определить несколькими словами: поступок, проступок, преступление. Эти слова отличаются степенью моральной ответственности перед обществом. Еще раз перечитайте записи в таблице. Это понадобиться вам для выполнения следующего задания. В рабочих листах найдите вторую таблицу и соотнесите определение и понятие. Подумайте, как можно охарактеризовать действия КЛ?

(таблицу на слайд) -1.5 мин

Поступок

А) общественно вредное деяние, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом под угрозой наказания.

Просту́пок

Б) правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Преступле́ние

В) сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

-Проверим задание.

1в 2а 3б (на слайд)

-Каким словом мы охарактеризуем действия КЛ? (преступление) Почему? (работа по определению)

-Что заставило КЛ совершать преступления? (любовь, страсть к Сергею)

-Как можно охарактеризовать страсть КЛ? (преступная, т.к. она вела к преступлениям)

 

6. Первичное закрепление

Работа с эпиграфом

-Найдите эпиграф, прочитайте и скажите, как вы понимаете его.

«Первую песенку зардевшись спеть»- поговорка, обозначает «только сначала, на «первой песенке», Катерине Львовне было страшно и стыдно своих поступков, а потом уже стало все безразлично».

-Правильно. КЛ, обезумев от любви, перестает стыдиться своих поступков и совершает преступления.

 

Ответ на проблемный вопрос

-Итак, почему же очерк Лескова назван «Леди Макбет Мценского уезда»? (Обе героини -и леди Макбет, и Катерина Измайлова - совершают преступления ради своих возлюбленных, обе они за­канчивают самоубийством. Лесков подчеркивает, что описываемые события по накалу страстей не уступают шекспировским, но происходят на русской почве: город Мценск – уездный, а сейчас районный город Орловской области)

-Запишите ответ в рабочие карты.

 

7. Итог урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обобщение учителя

-Лесков своим произведением предупреждает, к какой трагедии может привести закостенелый патриархальный быт и отсутствие любви и духовности в семье. Основная идея произведения — указать на катастрофические последствия бескультурья и малодушия. Отсутствие внутренней морали позволяет героям совершать чудовищные преступления, искупить которые можно лишь собственной смертью.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, растите духовно, а для этого учитесь, читайте книги, не совершайте ошибок!

ДЗ

-Прочитайте в рабочих картах домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему «Всегда ли цель оправдывает средства?»

-Надеюсь, что ваши сочинения будут не менее интересными, чем произведение Лескова.

 

ОЦЕНКИ.

-Вы отлично поработали! Молодцы! Особенно меня порадовали ……

За урок сегодня получают «5»……

«4» …..

 

8. Этап рефлексии деятельности

-А сейчас еще раз посмотрим в зеркала.

Мистики считают, что, обращаясь к своему двойнику с хорошими мыслями, можно влиять на свой внутренний и даже внешний облик, на события своей жизни.

-Чему нужно научиться, когда глядишь на себя в зеркало? (приучить себя всегда думать о хорошем).

-Ответьте своему двойнику на 3 вопроса:

-Что узнала нового?

-Чему научилась?

-О чем задумалась?

-Запишите ответы на листочках-«зеркалах» и прикрепите их на доску. Ваши зеркала будут отражением нашего урока.

 

 

Результаты работы зафиксированы в технологической карте урока

 

 


ОзвучиваниеMP4 / 72.99 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вера Александровна, замечательный урок, спасибо!

31 March

Спасибо, Вера Александровна, все Ваши публикации очень интересны и грамотны.

31 March

Цель урока достигнута, это прекрасный урок! Хочу к Вам на занятие!

6 April

Буду рада, Оксана Владимировна! У нас очень интересно))

6 April

Очень понравился урок! Огромное спасибо за публикацию, Вера Александровна.

6 April

Спасибо, коллеги!

6 April

Вера Александровна, благодарю Вас за замечательный урок! Необычно, интересно!

16 August

Похожие публикации