Урок по литературе на тему «Преступная страсть Катерины Львовны» (10 класс)
Учреждение: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
ФИО учителя Тарунина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Класс: 10
Предмет: Литература
Тема: Преступная страсть Катерины Львовны (по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда")
Цель: создание педагогических условий для формирования нравственных качеств обучающихся через работу с произведением Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть содержание понятия жанра очерка;
познакомить с материалом, ставшим основой произведения;
закрепить умение трактовать название произведения и эпиграф как ключ к пониманию текста;
проанализировать образ главной героини через работу над ее портретом, речью, чувствами и поступками;
Развивающие
продолжать формирование навыков смыслового чтения;
содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
развивать умение проводить взаимоконтроль и самоконтроль;
развивать умение работать в группах и парах, выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся нравственное чутьё, способность отличать поступки, проступки и преступления.
воспитывать стремление к достижению цели, интерес к литературе.
Урок проведен с использованием стратегии продуктивного чтения.
Технические средства обучения: компьютер, проектор (телефизор)
Оборудование: тексты очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; рабочие карты урока (Приложение 1), презентация к уроку, видеофрагмент фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (Реж. Роман Балаян), зеркала, листочки-«зеркала» для рефлексии, «черный ящик».
Ход урока
Организационный момент
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Хочу начать нашу встречу с сюрприза. (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК) музыка
-В этом ящике находится предмет, который есть в каждом доме.
-Это незаменимая вещь для актеров балета, кино, театра.
-Его любит каждая девочка. Даже мальчики его уважают, но обычно тщательно это скрывают. (зеркало)
-На урок я подарю вам зеркала. Они такие же разные, как и мы с вами. Пусть они стоят на столах.
Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики… Сегодня этот таинственный предмет поможет нам понять авторскую мысль в произведении.
Определение темы и целей урока
-Определим тему урока. Возьмите рабочие листы. (Приложение 1) Прочитайте тему. Сделать это вам помогут зеркала (прием «Отражение»)
(прием «Рассечение вопроса»)
-Проанализируйте тему, разбив ее на части, и скажите, о чем пойдет речь на уроке? Исходя из темы, определите задачи (проанализировать образ Катерины Измайловой в произведении Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", узнать, что такое очерк и его признаки, историю произведения и его названия)
3. Актуализация знаний.
Жанр очерка
-Определим, что такое очерк? (работа с толковым словарем) –записать в тетрадь
Очерк–небольшое литературное произведение описательного характера.
-Подходит это определение для произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»? (нет)
-Как бы вы определили жанр? (повесть - несколько действующих лиц, небольшое по объему и количеству событий)
- Почему же автор назвал это произведение очерком? (Лесков так подчеркивает подлинность повествования, очерк был популярен в русской литературе 19 века.)
История произведения и его названия
-Какой секрет скрыт в истории создания очерка Лескова?( Шекспир в 16 веке написал трагедию «Леди Макбет», рассказав о событиях 11 века. Леди Макбет, родственница короля, очень захотела стать королевой и в сговоре с мужем совершает убийство королевской семьи. После потихоньку сходит с ума и в горячке рассказывает обо всех преступлениях. А еще Н. С. Лесков черпал материал для своих произведений из опыта службы в суде. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», - писал автор)
* Проблемный вопрос
-Проанализировав образ Катерины Измайловой , мы ответим на вопрос, почему же очерк Лескова назван «Леди Макбет Мценского уезда»?Это будет нашим проблемным вопросом (НА ДОСКУ)
4.Первичное усвоение новых знаний. Анализ образа Катерины Львовны. Текстовые стратегии (Читаем и спрашиваем)
(прием «Визуализация»). Этого предмета нет на страницах Лескова. И все же не могу представить дом Катерины Львовны Измайловой без зеркала. Ведь она …молодая женщина.
а) Портрет. Найдите описание героини ("24 года . Она не родилась красавицей, росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы”).
-Мы видим пусть и не красавицу, но достаточно привлекательную молодую женщину. Что подчеркивает Лесков в портрете? (молодость)
б) Речь. -Проанализируем речь героини. Обратимся к 1 главе. Какое слово произносит Катерина Львовна чаще всего? (Скука ) Почему? ( Купеческая среда задавила деятельную натуру КЛ).
в) Чувства -В произведении мы видим, как в эту мятежную душу, скучающую и томящуюся без любви, врывается чувство. Кто внес это смятение? (Сергей)
-Найдите портрет Сергея.("Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся бородкой”)
-Что особо подчеркивает автор внешним обликом героя?(с дерзким красивым лицом, черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся бородкой – Сергей молод)
-Он потревожил душу КЛ, и она влюбилась. Какая это любовь? Подберите эпитет. (Страстная.)
-Что такое страсть? (работа со словарем) (Страсть– очень сильное чувство, влечение).
-Найдите эпизод, когда героиня счастлива.
(прием комментированное чтение, выразительное чтение вслух)
"Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!” - воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.
Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался по лицу и по всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояла тишина; только легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев. Дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желаниям.
Катерина Львовна, не получая ответа, опять замолчала и все смотрела сквозь бледно-розовые цветы яблони на небо.
прием Работа с таблицей
-В рабочих листах есть таблица. Начнем ее заполнять.
-Какое слово передает ощущения КЛ? (рай). Озаглавим первый столбик. Что окружает героев? Записать в таблицу
Рай |
|
Цветущий сад |
|
-Екатерина Львовна пока не знает, какое горькое разочарование и мучительную боль принесет ей любовь к Сергею. Может быть, чувствует, поскольку предупреждает: "Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”.
-Найдите слова, какими автор характеризует состояние КЛ. (Катерина «обезумела от счастья») Запишите в таблицу
Рай |
|
Цветущий сад «обезумела от счастья». |
|
-КЛ обезумела от своей безоглядной любви. Она "теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”. И все это не заставило себя ждать.
г) поступки
(прием «Деформированный текст»)
- Проанализируем поступки КЛ под воздействием чувств. В рабочих листах найдите текст с пропусками, прочитайте предложения, вставьте слова и ответьте на вопрос: На какие поступки толкает КЛ безоглядная любовь?
"Собственными… (руками) … приготовляла … особое … (кушанье), готовя убийство свекра”.
"… в правой руке тяжелый литой … (подсвечник)”. Им…(ударила)… по виску мужа.
"… сдавила … (своими руками) … Сергеевы руки, лежавшие на мужнином горле”.
-Прочитайте, что вы записали.
-Что сделала КЛ? (убивает свекра и мужа) Запишите в таблицу
-Сравните с 1 столбиком. Как озаглавим второй столбик? (Ад) Запишите в таблицу
Рай |
Ад |
Цветущий сад «обезумела от счастья» |
Убийство свекра Убийство мужа |
Что отразилось бы в зеркале в этот момент?(* Львовна, оскал, страшное лицо)
-Не зря Лесков дал героине «говорящее» отчество - Катерина Львовна ведет себя, как …хищница.
-Женщина – хищница. Любящая женщина. Это заставляет задуматься. Запишите в таблицу
Рай |
Ад |
Цветущий сад «обезумела от счастья». |
Убийство свекра Убийство мужа хищница |
(прием «Театрализация», «Голос за кадром»)
-И все же голос КЛ однажды дрогнул. В какой момент? (Перед убийством Феди)
-Давайте послушаем, как девочки подготовили озвучивание небольшого эпизода.
- Подумайте, как назвать людей, подобных КЛ? (Приложение 2)
(видеофрагмент фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (Реж. Роман Балаян))
-Как вы думаете, удалось девочкам озвучить эпизод?
-Как назвать такого человека, как КЛ?
(Такого человека на Руси называли нехристь, потому что нет Христа, Бога, и, следовательно, души у человека, он нарушает заповеди Божьи). Запишите в таблицу
Рай |
Ад |
Цветущий сад «обезумела от счастья». |
Убийство свекра Убийство мужа Хищница Убила Федю нехристь |
прием «Закончить фразу».
--Я начну фразу, вы ее закончите.
«Ниже женщине невозможно пасть. Именно в этот вечер у Катерины Львовны под сердцем …» (повернулся ее собственный ребенок)
«Именно в этот вечер, навалившись крепкой упругой грудью, она другого …» (убила)
«А после и от собственного отмахнулась со словами…» ("Ну его совсем!”)
- Раскаивается КЛ? (нет)
-Что д.б. у человек, чтобы он умел раскаяться? (совесть)
-Что м. сказать о совести КЛ? (ее нет)
-Запишите в таблицу
Рай |
Ад |
Цветущий сад «обезумела от счастья». |
Убийство свекра Убийство мужа Хищница Убила Федю Нехристь Нет совести |
-Закройте левый глаз и посмотрите в зеркальце. Что увидели?
Увидели закрытый правый. Все наоборот!
-Что искала Катерина Львовна в жизни с Сергеем? (радость, рай)
-А что нашла? (ад)
-Найдите последнюю сцену. Какое чувство владеет КЛ? (обида)
обида – обвидети – обволокла (Показать жестом, как обида обволокла человека.)
-Может обиженный человек воспринимать мир реально? (Нет).Помните об этом.
-Что сделала КЛ, когда обиделась? (убила Сонетку).
-Найдите и зачитайте этот эпизод (прием «Комментированное чтение»)
(“еще минуту – и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с ней за борт парома … через две секунды … она [Сонетка] снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались”)
-С кем сравнивает Лесков КЛ и почему? (щука – хищная рыба, убивает всех)
-Запишите в таблицу
Рай |
Ад |
Цветущий сад «обезумела от счастья». |
Убийство свекра Убийство мужа Убила Федю Хищница Нехристь Нет совести Убила Сонетку щука |
-Сделаем вывод по таблице. (Жизнь КЛ превратилась в ад, она преступила закон Божий и сгубила себя и свою душу).Запишите в таблицу
5.Первичная проверка понимания (прием «СОП -- Соотнеси определение и понятие». Послетекстовые стратегии)
- Все действия человека можно определить несколькими словами: поступок, проступок, преступление. Эти слова отличаются степенью моральной ответственности перед обществом. Еще раз перечитайте записи в таблице. Это понадобиться вам для выполнения следующего задания. В рабочих листах найдите вторую таблицу и соотнесите определение и понятие. Подумайте, как можно охарактеризовать действия КЛ?
(таблицу на слайд) -1.5 мин
Поступок |
А) общественно вредное деяние, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом под угрозой наказания. |
Просту́пок |
Б) правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. |
Преступле́ние |
В) сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. |
-Проверим задание.
1в 2а 3б (на слайд)
-Каким словом мы охарактеризуем действия КЛ? (преступление) Почему? (работа по определению)
-Что заставило КЛ совершать преступления? (любовь, страсть к Сергею)
-Как можно охарактеризовать страсть КЛ? (преступная, т.к. она вела к преступлениям)
6. Первичное закрепление
Работа с эпиграфом
-Найдите эпиграф, прочитайте и скажите, как вы понимаете его.
«Первую песенку зардевшись спеть»- поговорка, обозначает «только сначала, на «первой песенке», Катерине Львовне было страшно и стыдно своих поступков, а потом уже стало все безразлично».
-Правильно. КЛ, обезумев от любви, перестает стыдиться своих поступков и совершает преступления.
Ответ на проблемный вопрос
-Итак, почему же очерк Лескова назван «Леди Макбет Мценского уезда»? (Обе героини -и леди Макбет, и Катерина Измайлова - совершают преступления ради своих возлюбленных, обе они заканчивают самоубийством. Лесков подчеркивает, что описываемые события по накалу страстей не уступают шекспировским, но происходят на русской почве: город Мценск – уездный, а сейчас районный город Орловской области)
-Запишите ответ в рабочие карты.
7. Итог урока, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обобщение учителя
-Лесков своим произведением предупреждает, к какой трагедии может привести закостенелый патриархальный быт и отсутствие любви и духовности в семье. Основная идея произведения — указать на катастрофические последствия бескультурья и малодушия. Отсутствие внутренней морали позволяет героям совершать чудовищные преступления, искупить которые можно лишь собственной смертью.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, растите духовно, а для этого учитесь, читайте книги, не совершайте ошибок!
ДЗ
-Прочитайте в рабочих картах домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему «Всегда ли цель оправдывает средства?»
-Надеюсь, что ваши сочинения будут не менее интересными, чем произведение Лескова.
ОЦЕНКИ.
-Вы отлично поработали! Молодцы! Особенно меня порадовали ……
За урок сегодня получают «5»……
«4» …..
8. Этап рефлексии деятельности
-А сейчас еще раз посмотрим в зеркала.
Мистики считают, что, обращаясь к своему двойнику с хорошими мыслями, можно влиять на свой внутренний и даже внешний облик, на события своей жизни.
-Чему нужно научиться, когда глядишь на себя в зеркало? (приучить себя всегда думать о хорошем).
-Ответьте своему двойнику на 3 вопроса:
-Что узнала нового?
-Чему научилась?
-О чем задумалась?
-Запишите ответы на листочках-«зеркалах» и прикрепите их на доску. Ваши зеркала будут отражением нашего урока.
Результаты работы зафиксированы в технологической карте урока
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Стовба Оксана Михайловна
Тарунина Вера Александровна
Голдина Лилия Вильевна
Тарунина Вера Александровна
Селиванова Галина Геннадьевна
Тарунина Вера Александровна