Презентация «Уроки доброты Валентина Распутина»
Уроки доброты Валентина Распутина.
«Литература – это летопись народа, народописание», – говорит сам писатель. Этому народописанию, летописи русского народа В. Г. Распутин посвятил всю свою жизнь. Мы глядим в его книги как в зеркало, всматриваясь в свои черты, стараясь понять, что потеряли и какими стали. «Кажется, он написал все свои книги для того, чтобы мы вгляделись в то, что было. То, что называлось русским человеком», – сказал о творчестве Распутина литературный критик Валентин Курбатов.
«Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, – ей забот, сколько помню, всегда хватало» («Вопросы литературы», 1976, № 9).
Первое здание школы в селе Аталанка, которое строили всем селом. В этой школе в начальных классах учился В. Распутин.
Небольшой рассказ может поразить воображение сильнее, чем длинный роман, описывающий жизнь целого поколения. Валентин Распутин – один из тех писателей, которые в кратком эпизоде способны дать точную характеристику любого персонажа. Несколько верно подмеченных черт характера, какой-то поступок – и вот перед нами герой рассказа раскрывается полностью.
В одном из своих интервью Валентин Григорьевич Распутин сказал: «Земля – последнее, что у нас еще есть… Нет ничего дороже для человека, чем земля и вода. Где бы мы ни родились и ни выросли, мы происходим из того и от того, что дает нам своя родная вода и земля. Во всем – в облике, речи, привычках и так далее. Любовь к песне, стиху, душа наша – все от нашей земли». И сам Валентин Григорьевич – лучшее подтверждение этих слов. Он – плоть от плоти Русской земли и душа его – от земли нашей. Видимо, потому и болит она неуемной болью в каждой строчке его произведений, что связана тысячами крепчайших нитей со своей Родиной и со своим народом.
«Любовь к Родине – то же, что чувство к матери: вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. /…/ Человек в Родине – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст».
Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В 1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов — «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. — Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
О чем же рассказ «Уроки французского»? О гордости, об отваге, об упорстве маленького мальчика, сумевшего наперекор жизненным обстоятельствам получить образование? О тяжелых послевоенных временах, когда ребенок, оставшийся в одиночестве и почти без средств к существованию, – это было нормой? О том, какими злыми и жестокими могут быть дети к тем, кто немного выделяется из толпы?
Удивительный рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете « Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой.
Мальчишка голодал, временами у него кружилась голова, дети хозяев комнаты, где он жил, потихоньку таскали его скудный провиант. Но учился он отлично, только вот французский язык «хромал». Однажды сообразительный ребенок придумал выход. Он подсмотрел, как другие ребята играют на деньги в «чику», и выучился этой запрещенной забаве. Потом он начал играть, сначала робко, а после все более уверенно, выигрывая рубль в день.
На этот рубль он покупал себе молоко и верил, что оно спасет его от начавшегося малокровия. Собственно, его страсть к игре объяснялась исключительно необходимостью хоть как-то зарабатывать деньги, чтобы не умереть от голода.
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, которые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко владеет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в достижении цели человек.
Более крепкие мальчишки, которым не понравилось, что паренек выигрывает (хотя тот играл абсолютно честно, не пытаясь хитрить), однажды сильно избили его. Он даже боялся взглянуть на себя в зеркало.
Утром на уроке Лидия Михайловна, конечно, сразу заметила явные следы побоев. Она обратила более пристальное внимание на диковатого, оборванного, но гордого мальчика (который, кстати, не стал ябедничать на своих обидчиков) и предложила ему помощь в освоении трудного французского языка. Вскоре учительница догадалась, что ребенок лишен материнского ухода, голодает, потому и вынужден вести игру на деньги. Если бы об этом узнал директор – могло дойти до исключения и отправки мальчишки домой: директор был нетерпим к таким вещам.
И тогда Лидии Михайловне пришла в голову гениальная, как ей показалось, мысль: она как бы в шутку предложила ребенку сыграть в «замеряшки» – некий аналог «чики», сперва просто так, потом на деньги. Будучи опытной в этой игре, она незаметно поддавалась, и ее ученик стал выигрывать.
Эта книга – о доброте. Лидия Михайловна почувствовала, как сложно ребенку существовать в этом мире. Ребенку, обладавшему сильным характером, не допускавшим по отношению к себе жалости. И она, рискнув работой и собственной репутацией, сумела найти к мальчику подход, сумела дать ему главный урок в жизни – урок доброты. Не жалости и снисхождения, которые лишь унизили бы паренька, а именно доброты, идущей из самого сердца.
Через несколько месяцев ему пришла с Кубани посылка, где лежали настоящие яблоки, ранее виданные сибирским мальчишкой только на картинках…
Учительница – настоящий педагог, что называется, «от Бога». Она старается нащупать пути к сердцу мальчика, отогреть и подкормить измученного одинокого ребенка
Спустя долгие годы после случившегося острое чувство благодарности, к которому примешивалось ощущение вины и стыда, всегда возникало у него при воспоминании об этой истории. Благодарности к молодой, еще не имевшей своих детей женщине, сумевшей понять ранимую детскую душу, и стыда за то, что не отстоял он тогда ее перед директором школы, не взял ответственность за ее «преступление» на себя. Вместе со знанием французского пришло гораздо более важное знание, которое он пронес через всю жизнь, – знание тайных глубин человеческих душ и сердец.
2000 год. Валентин Распутин награжден премией А.И. Солженицына « За пронзительность выражения поэзии и трагедии русской жизни в сращенности с русской природой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал»
Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Живя в единении с природой, писатель по-прежнему глубоко и искренне любил Россию и верил, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.
Прощание с писателем В.Распутиным.
1. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D 2 http://www.literaturus.ru/2016/02/illjustracii-rasskaz-Uroki-francuzskogo-Rasputin-kartinki-risunki.html 3. http://litera865.blogspot.ru/2014/04/blog-post.html 4. http://www.verav.ru/common/message.php?num=1611&table=message