Проектная работа по активизации чтения произведений сибирского писателя «Пути изучения творчества Валентина Григорьевича Распутина»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Малоголоустненская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
по активизации чтения произведений
сибирского писателя
«Пути изучения творчества
Валентина Григорьевича Распутина»
Автор работы:
Скобельцина
Татьяна Владимировна.
.
2018
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………....................................3
Глава I. Значимость изучения творчества сибирского писателя…………….............................5
1.1 Анкетирование учителей и родителей обучающихся………………......................................5
1.2 Знакомство с биографией В.Распутина……………………………..............................................6
Глава II. Создание видеофрагментов по произведениям Валентина Григорьевича Распутина…………………………………………………….......................................................…7
2.1 Изучение произведений В.Распутина «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом»…………………………………………………….....................................................................…7
2.2 Ознакомление с правилами ораторского искусства на кружке «Искусство выразительного чтения»………………………………….................................................................…8
Заключение………………………………………………………………………...................................9
Литература……………………………..………………………………………...................................10
Приложение……………………………………………………………………....................................11
Введение
Актуальность проекта
В последнее время усилился интерес к проблеме чтения, поскольку книга всё больше вытесняется из круга интересов, это подтвердило анкетирование родителей. Тема представляется нам актуальной по следующим причинам. В настоящее время в школе существует проблема того, что ребята не читают произведений, не заинтересованы в изучении.
На снижение интереса к чтению повлияло и развитие Интернета, мобильной связи. Дети привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и Интернет - форумов, художественное же слово перестают чувствовать.
Родители, учителя отмечают, что ученики стали меньше читать. Часть из них считает чтение «тратой времени», предлагает процесс чтения «как-то механизировать», предпочитает экранизированные версии произведений. Но художественный рассказ – это особый мир, который обучающийся читает и постигает и умом, и сердцем. Чтение незаменимо в выработке внимания, сосредоточенности, способности мыслить творчески.
Проблема проекта
Анализировать возможные пути изучения творчества Валентина Григорьевича Распутина, создать видеофрагмент отрывков произведений «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом», провести анкетирование родителей и учителей «Читает ли ваш ребёнок художественные произведения?», выявить ответ на этот вопрос.
Цель проекта
Исследование путей изучения творчества Распутина, создание видеофрагментов отрывков произведений Валентина Григорьевича с целью активизации чтения его произведений среди школьников.
Задачи проекта
Исходя из цели, мы формулировали следующие задачи проекта:
Провести анкетирование родителей и учителей «Читает ли ваш ребёнок художественные произведения?», выявить ответ на этот вопрос.
Познакомиться с биографией и творчеством писателя.
Показать значимость изучения творчества сибирского писателя.
Изучить произведения В.Распутина «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом».
Познакомиться с правилами ораторского искусства на кружке «Искусство выразительного чтения».
Создать видеофрагменты отрывков произведений «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом». Показать их обучающимся с целью активизации чтения произведений писателя и заинтересованности среди школьников.
Гипотеза
Исследовать с помощью анкетирования родителей и учителей читают ли дети произведения вне школьной программы, читают ли современную литературу, сколько времени занимает у учеников чтение книг в день, интересуются ли они творчеством сибирских писателей. Анализировать возможные пути изучения творчества Валентина Григорьевича Распутина, создать видеофрагмент отрывков произведений «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом».
Сроки разработки и реализация проекта
Месяц |
Задачи и результат работы |
Планируемая работа |
Ноябрь |
Работа с положением о районном конкурсе «Валентин Распутин. Читаем вместе», проводимом драмтеатром г.Иркутска. Знакомство с творчеством В.Г.Распутина. Знакомство с произведениями «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом» |
Отработка техники выразительного чтения. Знакомство с ораторским искусством. |
Декабрь |
Съёмка видеофрагментов отрывков произведений В.Распутина «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом». Отправка работы на районный конкурс. Подтверждение об участии в конкурсе. Знакомство с произведениями В.Г.Распутина. |
Провести анкетирование среди учителей и родителей обучающихся 5-7 классов «Читает ли ваш ребёнок художественные произведения?» |
Январь |
Участие во всероссийском конкурсе «Интеллектуал» в номинации «Лучшая творческая работа» (Гаранина А.) // Диплом III степени. Знакомство с произведениями В.Г.Распутина. |
Участие во всероссийском конкурсе «Магистр» в номинации «Лучшая творческая работа» (Тарбеева Д.) |
Февраль |
Подготовка к НПК, школьный этап. |
Участие в районной НПК. Съёмка видеофрагментов отрывков произведений В.Распутина |
Таблица № 1
Глава I. Значимость изучения творчества сибирского писателя
-
Анкетирование учителей и родителей обучающихся
В школе на протяжении многих лет изучается творчество В.Г.Распутина, главным в изучении его произведений является воспитание духовного развития личности, чувства патриотизма и любви к родине.
На уроках предполагается изучение произведений и стремление понять, как автор относится к своим героям, что его восхищает и что возмущает в человеке, почему судьба одного героя трагична, а жизнь другого складывается счастливо. В центре внимания стоит человек с другими людьми, его стремление понять самого себя, его поступки.
Есть несколько путей изучения художественных произведений В.Распутина на уроках и на кружках: традиционные пятиминутки, коротенькие обзоры новинок литературы школьной и поселковой библиотеки, индивидуальная и групповая работа и т.д. Возможно использование предлагаемых вопросов и заданий по учебнику ЛВС, которые достаточно развивающие, интересные, возможна работа со статьями, есть вопросы и задания разностороннего характера, предлагается ответить на вопросы, обращенные к личному опыту и т.д.
Обращение к художественным произведениям предусматривает просмотр иллюстраций к рассказу о писателе, обмене впечатлениями о прочитанном и т.п. Во время изучения картин можно обратиться к рассказу. Художественные произведения о Сибири и ее истории вызывают интерес у юных читателей.
Литература обращается к уму и чувствам, будит воображение, позволяет ощутить самобытность духовного мира героев, которые жили в те или иные времена.
Может быть использована работа с викториной, которая касается сибирских писателей и их творчества, опора на самостоятельно прочитанные художественные произведения.
Анкетирование учителей и родителей обучающихся 5-7 классов выявило следующее: книга всё больше вытесняется из круга интересов. На снижение интереса к чтению повлияло и развитие Интернета, мобильной связи. Дети привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и Интернет - форумов, художественное же слово перестают чувствовать. Часть детей считает чтение «тратой времени», предлагает процесс чтения «как-то механизировать», предпочитает экранизированные версии произведений.
1.2 Знакомство с биографией В.Распутина.
Творчеству русского писателя в отечественном литературоведении посвящен целый ряд работ обобщающего характера, написанный в жанре очерка жизни и творчества. В.Г. Распутин - одна из центральных фигур литературного процесса второй половины ХХ века. Стремительно войдя в русскую литературу, В. Распутин также стремительно обрел и мировую известность. Практически все произведения В.Г. Распутина признаны классическими и заслуженно входят в сокровищницу русской литературы.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
«Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошный»,- писал В.Г. Распутин. Писатель часто вспоминал о своей малой родине, поэтому главной темой его творчества стала судьба родной земли и людей, живущих на этой земле.
“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...”
Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.
Валентин Григорьевич вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов.
Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".
Затем последовали повести "Живи и помни" и "Прощание с Матёрой", поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
Шедевром Распутина стали небольшие рассказы "Уроки французского" и «В тайге над Байкалом», имеющие явно автобиографический характер, получили не только всероссийское, но и мировое признание.
Сегодня имя Валентина Распутина известно всему читающему миру. Валентин Григорьевич стал при жизни классиком русской литературы. Его произведения отличает сила и глубина изображения жизни, яркость характеров, острота поставленных проблем.
Глава II. Создание видеофрагментов по произведениям
Валентина Григорьевича Распутина.
2.1 Изучение произведений В.Распутина
«Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом»
Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина определяющее место. Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека. У В.Г. Распутина к природе особое отношение. "Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством".
Боль и тревога писателя за судьбу родного края с особенной силой выразились в его повести "Прощание с Матерой", которая подводит художественный итог размышлениям В.Г. Распутина о трагической судьбе деревни перед неизбежностью технического прогресса, осуществляемого варварскими, жестокими методами. Остров Матера у В.Г. Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира.
В.Г. Распутин не давал рецептов что строить и как строить, его произведение - попытка писателя заступиться за деревню посредине Ангары. В своей повести он показал, что пережили люди, у которых отняли "самой судьбой назначенную землю", заставил задуматься, не слишком ли дорогая цена платится за научно-технический прогресс. "Прощание с Матерой" - это твердое убеждение В.Г. Распутина в том, что человек является частью природы, а потому не может быть победителем. Вся его агрессия против природы - всегда проигрыш человека.
Старики Матеры, отстаивая свое право жить согласно издревле установленным традициям, в глазах автора - настоящие святые. Авторский выбор выглядит одновременно и естественным, и необычным. С благодарностью и любовью рисует В.Г. Распутин людей, отдавших силы земле, слитых с нею трудом, не расставшихся с Богом, выше всего ставящих совесть. Это они разгадали, что цивилизация "верх взяла" над человеком, "погоном его погоняет", их устами говорит народная мудрость.
В рассказе “В тайге над Байкалом” с любовью и теплотой Валентин Распутин пишет о могучем, богатом, величественном, красивом Байкале. Вы сами убедились в этом, когда мы с вами исследовали главы его произведения. “Природа – это живительная сила. Только надо быть способным уловить все оттенки настроения, волшебную силу, которая создаст мелодию вашей души”. И тому пример рассказ “В тайге над Байкалом” современного писателя Валентина Распутина. Здесь утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
2.2 Ознакомление с правилами ораторского искусства
на кружке «Искусство выразительного чтения»
Несколько «фишек» для успешного выступления перед аудиторией:
1. Подготовка. Плох тот оратор, который не знает о чем говорит… Убедитесь, что Вы хорошо знакомы с темой, которую выбрали для своей презентации. И вам она должна быть интересна.
Перед тем как планировать свою речь, соберите как можно больше данных о слушателях. Подумайте о выгоде, которую они получат, слушая вас… Кто ваша аудитория? Какие у них интересы и цели? Что Вы хотите до них донести? Что нового они смогут извлечь из вашего выступления?
Чем лучше Вы знаете свою публику, и чем лучше Вы знакомы с темой вашего выступления, тем уверенней Вы будете себя чувствовать и тем больше удовольствия Вы получите во время своей речи.
2. Сделайте заметки. Напишите всю свою речь на бумаге. Затем прочитайте ее несколько раз. Это поможет отложить ключевые идеи в памяти. Но ни в коем случае не учите выступление наизусть. Любая помеха или вопрос из зала собьет вас с мысли, и Вы забудете о чем говорили. Разбейте речь на несколько главных пунктов, и выпишите их на карточках или листе бумаги.
3. Тренировка. Вы уже разбили свои речь по пунктам. Теперь потренируйтесь рассказать каждый из пунктов отдельно. И сделайте это несколько раз. Только затем уже переходите к тренировке всего своего выступления, от начала до конца. Если Вы собираетесь делать презентацию в PowerPoint, или в похожей программе, перекручивайте слайды во время тренировки. Это даст вам больше уверенности, что все хорошо работает.
4. Место выступления. Заранее посетите место своего выступления, пусть даже если Вы сделаете это всего за час до презентации. Встаньте на ту точку, с которой Вы будете выступать. Мысленно представьте, что перед вами аудитория, и что Вы успешно проводите свою презентацию. Вообразите свою публику, и их положительную реакцию.
5. Глубокое дыхание. Сделайте несколько глубоких вдохов перед своим «выходом», и еще раз мысленно прокрутите успешное выступление.
Если Вы чувствуете волнение, то это вполне нормально. Медленные и глубокие вдохи вас успокоят, дадут вам прилив энергии, и позволят вам выступит уверенно и непринужденно.
6. Не спешите. Большинство спикеров начинают ускорять частоту речи, выступая перед публикой. Напомните себе, что нужно говорить медленней и ясно выговаривать все слова.
7. Оставайтесь собой. Во время своего публичного выступления, не пытайтесь подражать другим. Будьте собой, и получайте удовольствие от процесса. Если Вы что-то напутаете в презентации, то об этом будете знать только Вы. Поэтому не принимайте ошибки близко к сердцу.
Чем больше Вы будете выступать перед публикой, тем легче это будет вам даваться.
Заключение
На уроках предполагается изучение произведений и стремление понять, как автор относится к своим героям, что его восхищает и что возмущает в человеке, почему судьба одного героя трагична, а жизнь другого складывается счастливо. В центре внимания стоит человек с другими людьми, его стремление понять самого себя, его поступки.
Проведенное нами исследование позволило анализировать возможные пути изучения творчества В.Г.Распутина. Назовем основные из них:
- Беседа, словарная работа, пересказ, сравнительный анализ, самостоятельная работа над текстом, анализ эпизода, создание видеофрагментов и т.д.
- Художественное рассказывание, устное словесное рисование, инсценирование, постановка проблемных вопросов, иллюстрирование эпизодов, творческие задания и т.д.
- Работа с наглядным материалом (выставка книг, фотоматериалов, портреты писателя), использование музыкального сопровождения.
Итак, мы последовательно решили все поставленные задачи, и цель нашей работы достигнута.
Литература
Учебник «Писатели Восточной Сибири». 5-6 классы. Автор Шахерова О.Н. / Иркутск, 2007.
Рабочая тетрадь для 5 класса к учебнику «Писатели Восточной Сибири». 5-6 классы. Автор Шахерова О.Н. / Иркутск, 2007.
Иванова В.А. Тайны слова: занимательное чтение. Волгоград,1961.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные вопросы, викторины по литературе. М.: Просвещение, 1989.
Интернет.
Приложение
Анкета для учителей и родителей обучающихся 5-7 классов
«Читает ли ваш ребёнок художественные произведения?».
Вопрос |
Ответ |
Читают ли ваши дети дополнительную литературу (рассказы, повести, стихи и т.д.) помимо школьной программы? |
|
Читают ли ваши дети современную литературу? Если ДА, то какие книги, произведения именно … |
|
Сколько времени занимает у вашего ребёнка чтение книг в день? |
|
Как часто вы вместе с ребёнком читаете литературу (рассказы, повести, стихи и т.д.)? |
|
Интересуется ли ваш ребёнок творчеством сибирских писателей? |
|
Если Ваш ребёнок мало читает, то почему? Как вы считаете? |
|
Что можно сделать, чтобы привить любовь ребят к чтению произведений? |
Таблица № 2
Видеофрагменты отрывков произведений Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом».
Презентация для обучающихся к проекту «Пути изучения творчества Валентина Григорьевича Распутина».
Копия диплома, подтверждающего участие Гараниной Алины во всероссийском конкурсе «Интеллектуал» в номинации «Лучшая творческая работа» // Диплом III степени. Рис 1.
Подтверждение-выписка из электронной почты об участии в районном конкурсе «Валентин Распутин. Читаем вместе»:
«Участие в проекте В.Распутин. Читаем вместе. Малое Голоустное.rar (60.9 Мб). Ссылка для скачивания файлов: http://files.mail.ru/C5B0BAC74221416884F378B070A5D429
Файлы будут храниться до 29.12.2014
Thu, 04 Dec 2014 11:42:35 +0300 от konkurs@dramteatr.ru:
Здравствуйте! Спасибо за участие в нашем проекте. Итоги отбора сообщим после 20 декабря. Укажите, пожалуйста, свои контакты.
С уважением, редактор литературно-драматической части Ольга Зайнагабдинова. Тел.: 89501204524».
Защитное слово обучающихся при представлении проектной работы на НАУЧНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (школьный этап).
ЗАЩИТНОЕ СЛОВО
«Пути изучения творчества
Валентина Григорьевича Распутина»
Сроки разработки и реализация проекта – 4 месяца.
Цель проекта: исследование путей изучения творчества Валентина Григорьевича Распутина, создание видеофрагментов отрывков произведений Валентина Григорьевича Распутина.
Тема проектной работы представляется нам актуальной по следующим причинам. В последнее время книга всё больше вытесняется из круга интересов, это подтвердило анкетирование родителей и учителей – это было первой задачей нашего проекта. На снижение интереса к чтению повлияло и развитие Интернета, мобильной связи. Дети привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и Интернет - форумов, художественное же слово перестают чувствовать. Часть детей считает чтение книг простой «тратой времени», предлагают процесс чтения «как-то механизировать», предпочитают экранизированные версии произведений.
Следующей нашей задачей было определить значимость изучения творчества сибирского писателя.
В школе на протяжении многих лет изучается творчество В.Г.Распутина, главным в изучении его произведений является воспитание духовного развития личности, чувства патриотизма и любви к родине.
Есть несколько путей изучения художественных произведений В.Распутина на уроках и на кружках: традиционные пятиминутки, коротенькие обзоры новинок литературы школьной и поселковой библиотеки, индивидуальная и групповая работа и т.д. Возможно использование предлагаемых вопросов и заданий по учебнику ЛВС, которые достаточно развивающие, интересные, возможна работа со статьями, есть вопросы и задания разностороннего характера, предлагается ответить на вопросы, обращенные к личному опыту и т.д. Может быть использована работа с викториной, которая касается сибирских писателей и их творчества, опора на самостоятельно прочитанные рассказы.
Обращение к художественным произведениям предусматривает просмотр иллюстраций к рассказу, обмен впечатлениями о прочитанном. Иллюстрации к художественным произведениям о Сибири и ее истории вызывают интерес у юных читателей.
Третьей нашей задачей было познакомиться с биографией и творчеством писателя.
Валентин Распутин - одна из центральных фигур литературного процесса второй половины ХХ века. Его произведения отличает сила и глубина изображения жизни, яркость характеров, острота поставленных проблем. Практически все произведения писателя признаны классическими и заслуженно входят в сокровищницу русской литературы.
Четвёртой нашей задачей было изучить произведения В.Распутина «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом».
Боль и тревога писателя за судьбу родного края с особенной силой выразились в его повести "Прощание с Матёрой", которая подводит художественный итог размышлениям В.Г. Распутина о трагической судьбе деревни перед неизбежностью технического прогресса, осуществляемого варварскими, жестокими методами. Остров Матера у В.Г. Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира.
Старики Матёры, отстаивая свое право жить согласно издревле установленным традициям, в глазах автора - настоящие святые.
В рассказе “В тайге над Байкалом” с любовью и теплотой Валентин Распутин пишет о могучем, богатом, величественном, красивом Байкале.
“Природа – это живительная сила. Только надо быть способным уловить все оттенки настроения, волшебную силу, которая создаст мелодию вашей души”. И тому пример рассказ “В тайге над Байкалом” современного писателя Валентина Распутина.
Следующей перед собой мы поставили задачу познакомиться с правилами ораторского искусства на кружке «Искусство выразительного чтения» для качественной видеосъёмки отрывков произведений для участия в конкурсе.
Работая над данной задачей мы составили несколько, как говорится, «фишек» для успешного выступления перед съёмкой. Перечислим некоторые из них:
1. Подготовка. Плох тот оратор, который не знает о чем говорит… Убедитесь, что Вы хорошо знакомы с темой, которую выбрали для своей презентации.
2. Сделайте заметки. Напишите всю свою речь на бумаге. Затем прочитайте ее несколько раз.
Это поможет отложить ключевые идеи в памяти.
3. Тренировка. Вы уже разбили свои речь по пунктам. Теперь потренируйтесь рассказать каждый из пунктов отдельно.
4. Место выступления. Заранее посетите место своего выступления
5. Глубокое дыхание. Сделайте несколько глубоких вдохов перед своим «выходом», и еще раз мысленно прокрутите успешное выступление.
6. Не спешите. Напомните себе, что нужно говорить медленней и ясно выговаривать все слова.
7. Оставайтесь собой. Если Вы что-то напутаете в презентации, то об этом будете знать только Вы. Поэтому не принимайте ошибки близко к сердцу. И главное правило: чем больше Вы будете выступать перед публикой, тем легче это будет вам даваться.
Последней нашей задачей было создать видеофрагменты отрывков произведений «Прощание с Матёрой» и «В тайге над Байкалом» как один из путей изучения творчества сибирского писателя Валентина Распутина. Которые сейчас мы предлагаем вашему вниманию.
Показ видеофрагментов.
Одним из путей изучения творчества Валентина Григорьевича Распутина было подготовка к данной научной практической конференции.
Итак, мы последовательно решили все поставленные задачи, и цель нашей работы достигнута.
Благодарю за внимание!
Сафонова Елена Валерьевна