12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Галина Владимировна90

Урок доброты «Живет на свете ДОБРОТА…»

                                                          «Доброта -это то, что может

                                                                  увидеть слепой и  услышать глухой»

Марк Твен

Цель : Расширять представления школьников о доброте, её роли в жизни каждого                           человека.

         Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к людям с                               инвалидностью , к окружающему миру.

Задачи:

- формировать стремление быть добрым;

- способствовать расширению кругозора детей;

- развивать речь, память, мышление;

- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность .

 

Оборудование :мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация, музыкальное сопровождение, высказывания о «доброте» великих писателей.

 

Ход занятия:

В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня чудесный день для нашей встречи!

А какой сегодня день, опишите его (ответы детей)

Замечательно! Вы дали мне полное описание сегодняшнего дня.

Но я не случайно попросила вас описать день. Мы можем видеть этот прекрасный мир во всей его красоте, полноте, разнообразии» Наше здоровье –это бесценный дар: мы видим, слышим, обоняем( чувствуем запахи), осязаем(способны ощущать даже едва уловимые прикосновения, воспринимать на ощупь), мы двигаемся (бегаем, прыгаем, управляем своим телом, своими движениями) и без труда можем отличить на вкус клубничное мороженое от шоколадного! Мы даже не задумываемся над этим, воспринимая способности человеческого организма, как само собой разумеющееся. Но , к сожалению, далеко не все люди обладают таким здоровьем.

-  Ребята, 13 ноября –Международный день слепых.

Знаете ли вы , кто такие незрячие, слепые люди?(ответы)

-  Слепота –это полное отсутствие зрения или серьёзное повреждение. Международный день слепых людей отмечается в память о создателе первых школ для незрячих . В 1745 году 13 ноября во Франции родился Валентин  Гаюи - педагог ,основавший в Париже и Петербурге несколько школ для слепых. Гаюи в своем доме открыл первую в мире школу для слепых детей «Мастерская трудящихся слепых» Первыми учениками Валентина Гаюи стали 12 беспризорных мальчиков.

Он разработал специальный шрифт – крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. При помощи этого шрифта обучали слепых детей чтению и печатали книги .Читают такие книги с помощью пальцев.

В нашем городе есть специальная библиотека для слепых и слабовидящих людей. Книги напечатаны специальным шрифтом, который почти 200 лет назад придумал человек по имени Луи Брайль. Шрифтом Брайля пользуются слепые люди во всем мире не только для чтения, но и для занятий музыкой и математикой.

А приходилось ли вам, ребята, когда – нибудь общаться со слепыми или слабовидящими людьми?(ответы)

-  Как вы думаете, легко ли живется человеку с нарушением зрения? (ответы)

-  С какими трудностями, на ваш взгляд, приходится сталкиваться незрячим людям? (ответы)

В.: Друзья, нам с вами очень сложно представить себе мир слепого человека, его жизнь. Но мы попытаемся почувствовать себя в роли слепого человека

Игра –упражнение «Стакан воды»( с закрытыми или с завязанными газами перелить воду из бутылки в стакан)два участника, один помощник.

Сложно ли было без посторонней помощи? (ответы)

В.: Посмотрите, простые для нас действия - перелить воду из бутылочки в стакан, но как это сложно, если ничего не видно!

Конечно, все люди нуждаются во внимании к себе. Но незрячие люди  нуждаются в особенной поддержке и заботе. К сожалению, бывает и такое, что  эти люди живут рядом с нами, но остаются незамеченными.

Как вы думаете, почему люди, которым особенно нужна помощь окружающих,   остаются одни со своей бедой? (ответы)

В.: а вы знаете , что 13 ноября еще и  Всемирный день доброты. специально для этого праздника французский художник Орель создал символ- открытое сердце.

Как вы думаете, почему художник выбрал именно сердце, чтобы отобразить доброту человека?(ответы)

 В.: Доброта живет в глубине нашего сердца. Но что же такое доброта?

Это не предмет ,который можно потрогать, увидеть, попробовать на вкус!Но мы ее видим , чувствуем! Подумайте, а я прочту стихотворение, которое поможет вам ответить на мой вопрос:

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем, живем на земле  (ответы)

 В.: Добро, доброта – это всегда поступок, добровольное действие.

«Добро всё положительное, хорошее, полезное» (С.И.Ожегов) Доброта- ласковое, дружеское, заботливое отношение

Многим словам в русском языке дает начало слово «добро» .Вспомним эти слова, назовите однокоренные слова к слову «добро» ( ответы)

Молодцы, посмотрим значение каждого слова

·        Добросердечный –человек с добрым сердцем, ласковый, участливый

·        Добродушный –добрый и мягкий по характеру

·        Доброжелательный – желающий другим добра, готовый содействовать их благополучию.

·        Добросовестный –честно выполняющий свои обязанности

·        добропорядочный - приличный, достойный одобрения

·        добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

(Работа с высказыванием Марка Твена),

«Доброта –это то , что может увидеть слепой и услышать глухой»

А сейчас я хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним мальчиком – вашим ровесником. Зовут его Боря.

(Чтение рассказа В.Голышкина «И незрячему видно»)

 

«И незрячему видно»

Шёл Боря домой из школы. Видит –идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрёстку и остановился. Вроде как прислушивается к чему –то. «Это он движение пережидает»,- догадался  Боря. Подошёл к человеку и сказал- Я вас через улицу переведу.

Слепой протянул Боре руку, и  они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:

_ Вижу, хороший ты мальчик.

-Видите? – удивился  Броя.

- Это и незрячему видно, - улыбнулся человек.

(Обсуждение)

- Скажите, что сделал Боря?

- Быстро ли Боря пришел на помощь слепому или он размышлял?

- Мальчик помог слепому ради какой-то награды, выгоды для себя?

- Чему так удивился Боря?

В.: Вывод: настоящие добрые дела всегда бескорыстны и совершаются по доброй воле. Боря обратил внимание на человека с палочкой в руках, остановился, задержался, не пожалел своего времени, не прошел мимо. Предположил, что человеку сложно перейти улицу –проявил заботу и участие, предложил свою помощь, не постеснялся, не понадеялся на других людей, быть может тоже проходивших мимо, совершил добрый поступок бескорыстно, не ожидая никакой награды или похвалы, за которым последовала благодарность.

Ребята, вы уже поняли, что слабовидящим и незрячим людям тяжело ориентироваться в пространстве, особенно на улице. Чтобы им легче было переходить через дороги, на перекрестках и пешеходных переходах, устанавливаются специальные светофоры со звуковым сигналом. Этот сигнал позволяет понять, что загорелся зеленый свет, машины останавливаются и можно переходить дорогу. Но такие светофоры есть не везде.

- А вам приходилось встречаться с незрячими людьми? Давайте подумаем, как мы можем помочь слепому человеку на улице, если он один? При переходе улицы, перекрестка ?При входе в подъезд дома?

Упражнение « Слепой и поводырь»

В.: Я думаю, вы знаете что слепым людям ориентироваться в пространстве помогают специально обученные  собаки – поводыри .Обученная собака- поводырь слушается хозяина, но двигается с места только тогда, когда это безопасно, выбирая удобный маршрут. Он незаменимый помощники друг.Я предлагаю вам ещё одно упражнение – «Слепой и поводырь» Оно позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым.

(Примечание. Упр. проводится в парах. В каждой паре выбирается «Слепой», ему завязывают глаза, «поводырь» ведет «слепого» за собой, таким образом, чтобы не ушибить, но чтобы слепой мог опознавать окружающие предметы. Важное условие: партнерам нельзя разговаривать.)

После завершения  игры обсуждение

Как вы себя чувствовали в роли «поводыря»? в роли «слепого»? «Слепые» доверяли ли вы своему «поводырю»?

Упражнение «Узнай меня»

В.: Ребята, более 90% информации человек получает с помощью зрения. Слабовидящие и незрячие люди постепенно приспосабливаются видеть окружающий мир, предметы, людей с помощью других органов чувств. У них обостряется слух, обоняние, осязание(лучше распознают запахи, узнают предметы с помощью рук

А вы хорошо ли знаете друг друга? Сейчас проверим! Сможете ли вы с завязанными глазами узнать своих друзей. Игра- Упражнение «Узнай меня»

Подведение итогов занятия

Сегодня мы попытались понять, ка нелегко живется слепым людям. Как важно, чтобы рядом были добрые, отзывчивые, бескорыстные люди, в чьих сердцах живет Доброта, которая бывает ярче солнечного света! Но слепота бывает не только физическая, когда не видят глаза. Бывает ещё более страшная слепота- сердечная.

Как вы думаете , ребята, когда сердце становится слепым?

(когда из него уходит ДОБРОТА)

-Да, когда наше сердце перестает замечать чужую боль, становится черствым, равнодушным, не способным на сочувствие, сострадание, оно перестает светить другим людям.

Послушайте отрывок из стихотворения Э.Успенского

(может читать ученик)

Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда

И, если, кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.

На свете живёшь ты не зря.

Я желаю вам, чтобы ваши сердца всегда светились добротой и были зоркими! Будьте добрыми! Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого

человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь!

 Всего вам доброго!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.