12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Мохонько Наталья Николаевна224
Россия, Саратовская обл., Саратов

Конспект открытого урока по литературному чтению

МАОУ «Гимназия № 1»
Урок-игра «Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» 

Форма урока: урок-игра  
Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим.  
Оборудование: портрет И.А.Крылова и его книги, выставка иллюстраций к басням, тесты, маски и реквизит для инсценирования. 
Ход урока:  
1.
Орг. момент  
- Прозвенел долгожданный звонок  
Начинается урок!  
На меня все посмотрели,  
Улыбнулись, тихо сели.  
2. Сообщение темы и целей урока  
- Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки: 
Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта — наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Её давно мы затвердили, 
Её и внуки затвердят. 
П.А. Вяземский. 
-О ком эти строки? (И. А. Крылов) 
- Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Сегодня мы вспомним и прочитаем басни Крылова ещё раз, переосмыслим их значение и поучительность.  
- На предыдущих уроках мы с вами уже встречались с баснями великого баснописца И.А. Крылова. Давайте вспомним их. 
3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают басни наизусть (2-3 ученика). 
- Хорошо, молодцы. 
- Ребята замечательно прочитали басни, а теперь мы попробуем угадать басни и проведем викторину. (Один ученик читает, другие – отгадывают). 
Викторина. 
«Вперед, чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь») 
«Очки не действуют никак. 
Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак, 
Кто слушает людских всех врак». («Мартышка и очки») 
«Ты все пела? Это дело: 
Так, поди же попляши!» («Стрекоза и муравей») 
«Ай, Моська! Знать, она сильна, 
Что лает на Слона!» («Слон и Моська») 
«А вы, друзья, как ни садитесь, 
Все в музыканты не годитесь». («Квартет») 
«Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак») 
«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут». («Свинья под дубом») 
- Молодцы. 
Что же такое басня? 
(Чтение хором с доски) 
Басня – краткий стихотворный (а иногда и прозаический) рассказ – аллегория нравоучительной направленности. Нравоучительность басни наставляет читателя того или иного события, иронически или сатирически высмеивает дурные поступки и явления. Героями басен являются звери, растения.  
6. Игра с предметами 
- На экране изображены разные предметы. Перечислим их. (Дерево, обезьяна, очки, сыр). 
- Давайте назовем героев той или иной басни(«Мартышка и очки»). 
- На экране осталось два предмета (дерево и сыр). Из какой басни эти предметы и чего или кого не достает для этой басни. Дерево, сидит птица. Не хватает кого? (Лисы) 
7. Получилась еще одна басня «Ворона и лисица» И.А. Крылова. 
- А теперь попробуем сами быть артистами. (Инсценировка басни). 
- Расскажут нам басню-----------------------------------------------------------------
- Молодцы, ребята. 
8. Физминутка 
9. Работа с учебником с. 43. 
Сравнение басни И.Крылова с басней Эзопа «Ворон и лисица» (чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»). 
- Что общего в этих баснях двух разных авторов? 
(Общее – птица ворон, ворона, взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где правда). 
- А в чем различие? 
(Различие – Басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе). 
10. Чтение басни цепочкой 
- Находим мораль басни. Читаем мораль хором. 
- Словарная работа. 
Толковый словарь: лесть-лицемерие, угодливое восхваление; похвала не соответствующая истине, взгромоздясь, позадумалась – призадумалась; близехонько – близко; сыр пленил – привел в восторг; в зобу дыханье сперло – перехватило дыхание, не хватает воздуха; плутовка – плут). 
11. По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните : «Пластилиновая ворона», рисованный мультфильм по басне И.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей» и др. 
И.А. Крылов написал более двухсот басен. 
- Сейчас мы попробуем сами стать аниматорами. 
- Кто такой аниматор? (Это художник, рисующий животных). 
- Игра «Попробуй нарисуй» эскиз к басне. (Класс делится на группы, каждая группа рисует свою басню). 
- А теперь выполним тестовые задания: 
1. Басня – это:  
а) Юмористическое стихотворение;  
б) Сатирический рассказ;  
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.  
3. Кто сказал "Вперёд чужой беде не смейся…”:  
а) Ворона;  
б) Голубь;  
в) Чиж.  
4. Героиня, которая увидела "в зеркале образ свой..”:  
а) Мартышка;  
б) Лисица;  
в) Свинья.  
6. У кого к зиме " Под листком был готов и стол и дом”:  
а) Рак;  
б) Муравей;  
в) Стрекоза.  
7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:  
а) Ворона;  
б) Моська;  
в) Лисица.  
8. Кто без драки "Хочет попасть в большие забияки”?:  
а) Лисица;  
б) Моська;  
в) Ягненок.  
9. Один из героев, который "везти с поклажей воз взялся”?:  
а) Слон;  
б) Косолапый Мишка;  
в) Рак.  
10. Кого "По улицам водили, как будто на показ”?:  
а) Слона;  
б) Осла;  
в) Козла.  

12. Подведение итогов (подсчет баллов на доске). 
- И.А.Крылов умер на 70 году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке. Почему такое происходит: сюжеты не устаревают, а басни нам интересны?  
Расскажите, узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера высмеивает Крылов в баснях?  
Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.  
В чем же секрет басен Крылова И.А.? Они написаны простым языком, интересные, воздействуют – не хочется быть похожими на героев.  
Докажите, что современному школьнику необходимо прочитать басни И. А. Крылова.  
- Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что басни Крылова актуальны и в наше время.  

13. Рефлексия  
- Вспомните слова индийского поэта Калидоса: «Взгляни на этот день! Ведь в нем заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдем все: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения». Получилось ли? Довольны ли вы своей работой на уроке?  
- Как бы вы оценили свою работу на уроке:  
кто работал в полную силу, кто работал хорошо, а кто мог бы работать ещё лучше?  

14. Выставление оценок и награждение победителей  

15. Домашнее задание  
Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке.











Опубликовано


Комментарии (1)

Яюс Татьяна Юрьевна, 17.11.17 в 17:42 0 Ответить Пожаловаться
Извините,а где презентация?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.