| Конспект 			открытого 			урока  по литературному 			чтению  			 МАОУ 			«Гимназия № 			1»Урок-игра 			«Басни И.А. 			Крылова «Ворона 			и лисица»
 
 Форма 			урока: урок-игра
 Цели: 			в игровой форме 			обобщение, 			углубление 			и закрепление 			знаний учащихся 			по теме «Басня 			как жанр. Басни 			И.А. Крылова»; 			развитие в 			учениках 			способности 			размышлять, 			правильно, с 			точки зрения 			нравственности, 			оценивать 			тот или иной 			поступок 			персонажа, 			находить мораль 			в баснях Крылова; 			развитие 			творческих 			и актёрских 			способностей 			учеников; 			формирование 			творческих 			коллективов, 			их сплочение, 			выявление 			лидеров, обучение 			работе в группе; 			воспитание 			интереса к 			чтению, доброго 			и чуткого 			отношения к 			окружающим.
 Оборудование: 			портрет И.А.Крылова 			и его книги, 			выставка 			иллюстраций 			к басням, тесты, 			маски и реквизит 			для инсценирования.
 Ход 			урока:
 1. 			Орг. 			момент
 - 			Прозвенел 			долгожданный 			звонок
 Начинается 			урок!
 На меня 			все посмотрели,
 Улыбнулись, 			тихо сели.
 2. 			Сообщение 			темы и целей 			урока
 - 			Ребята, подумайте 			и догадайтесь, 			о ком я сейчас 			прочту эти 			строки:
 Забавой 			он людей 			исправил,
 Сметая 			с них пороков 			пыль;
 Он баснями 			себя прославил,
 И 			слава эта — 			наша быль.
 И 			не забудут 			этой были,
 Пока 			по-русски 			говорят,
 Её 			давно мы затвердили,
 Её 			и внуки затвердят.
 П.А. 			Вяземский.
 -О 			ком эти строки? 			(И. А. Крылов)
 - 			Правильно. 			Сегодня наш 			урок посвящён 			творчеству 			великого 			баснописца. 			Сегодня мы 			вспомним и 			прочитаем 			басни Крылова 			ещё раз, переосмыслим 			их значение 			и поучительность.
 - 			На предыдущих 			уроках мы с 			вами уже встречались 			с баснями великого 			баснописца 			И.А. Крылова. 			Давайте вспомним 			их.
 3. 			Проверка домашнего 			задания. Учащиеся 			читают басни 			наизусть (2-3 			ученика).
 - 			Хорошо, молодцы.
 - 			Ребята замечательно 			прочитали 			басни, а теперь 			мы попробуем 			угадать басни 			и проведем 			викторину. 			(Один ученик 			читает, другие 			– отгадывают).
 Викторина.
 «Вперед, 			чужой беде 			не смейся, 			Голубок». («Чиж 			и Голубь»)
 «Очки 			не действуют 			никак.
 Тьфу, 			пропасть! – 			говорит она, 			- и тот дурак,
 Кто 			слушает людских 			всех врак». 			(«Мартышка и 			очки»)
 «Ты 			все пела? Это 			дело:
 Так, поди 			же попляши!» 			(«Стрекоза и 			муравей»)
 «Ай, 			Моська! Знать, 			она сильна,
 Что 			лает на Слона!» 			(«Слон и Моська»)
 «А 			вы, друзья, как 			ни садитесь,
 Все 			в музыканты 			не годитесь». 			(«Квартет»)
 «Когда 			в товарищах 			согласья нет,
 На 			лад их дело 			не пойдет,
 И 			выйдет из него 			не дело, только 			мука». («Лебедь, 			Щука и Рак»)
 «Неблагодарная! 			– промолвил 			Дуб ей тут». 			(«Свинья под 			дубом»)
 - 			Молодцы.
 Что 			же такое басня?
 (Чтение 			хором с доски)
 Басня 			– краткий 			стихотворный 			(а иногда и 			прозаический) 			рассказ – 			аллегория 			нравоучительной 			направленности. 			Нравоучительность 			басни наставляет 			читателя того 			или иного события, 			иронически 			или сатирически 			высмеивает 			дурные поступки 			и явления. Героями 			басен являются 			звери, растения.
 6. 			Игра с предметами
 - 			На экране 			изображены 			разные предметы. 			Перечислим 			их. (Дерево, 			обезьяна, очки, 			сыр).
 - Давайте 			назовем героев 			той или иной 			басни(«Мартышка 			и очки»).
 - На 			экране осталось 			два предмета 			(дерево и сыр). 			Из какой басни 			эти предметы 			и чего или кого 			не достает 			для этой басни. 			Дерево, сидит 			птица. Не хватает 			кого? (Лисы)
 7. 			Получилась 			еще одна басня 			«Ворона и лисица» 			И.А. Крылова.
 - 			А теперь попробуем 			сами быть 			артистами. 			(Инсценировка 			басни).
 - Расскажут 			нам 			басню-----------------------------------------------------------------
 - 			Молодцы, ребята.
 8. 			Физминутка
 9. 			Работа с учебником 			с. 43.
 Сравнение 			басни И.Крылова 			с басней Эзопа 			«Ворон и лисица» 			(чтение басни 			Эзопа «Ворон 			и лисица»).
 - 			Что общего в 			этих баснях 			двух разных 			авторов?
 (Общее 			– птица ворон, 			ворона, взаимоотношения 			животных. Общая 			мораль – нельзя 			быть глупой 			и доверчивой. 			Необходимо 			понимать, где 			ложь, а где 			правда).
 - А в 			чем различие?
 (Различие 			– Басня И.Крылова 			написана в 			стихотворной 			форме, а басня 			Эзопа – в прозе).
 10. 			Чтение басни 			цепочкой
 - 			Находим мораль 			басни. Читаем 			мораль хором.
 - 			Словарная 			работа.
 Толковый 			словарь: 			лесть-лицемерие, 			угодливое 			восхваление; 			похвала не 			соответствующая 			истине, взгромоздясь, 			позадумалась 			– призадумалась; 			близехонько 			– близко; сыр 			пленил – привел 			в восторг; в 			зобу дыханье 			сперло – перехватило 			дыхание, не 			хватает воздуха; 			плутовка – 			плут).
 11. По басням 			И.Крылова 			поставлены 			мультфильмы. 			Вы их помните 			: «Пластилиновая 			ворона», рисованный 			мультфильм 			по басне И.Крылова 			«Ворона и Лисица», 			«Стрекоза и 			муравей» и 			др.
 И.А. Крылов 			написал более 			двухсот басен.
 - 			Сейчас мы 			попробуем 			сами стать 			аниматорами.
 - 			Кто такой 			аниматор? (Это 			художник, рисующий 			животных).
 - 			Игра «Попробуй 			нарисуй» эскиз 			к басне. (Класс 			делится на 			группы, каждая 			группа рисует 			свою басню).
 - 			А теперь выполним 			тестовые 			задания:
 1. 			Басня – это:
 а) 			Юмористическое 			стихотворение;
 б) 			Сатирический 			рассказ;
 в) 			Краткое иносказательное 			нравоучительное 			произведение.
 3. 			Кто сказал 			"Вперёд чужой 			беде не смейся…”:
 а) 			Ворона;
 б) 			Голубь;
 в) 			Чиж.
 4. Героиня, 			которая увидела 			"в зеркале 			образ свой..”:
 а) 			Мартышка;
 б) 			Лисица;
 в) 			Свинья.
 6. У 			кого к зиме 			" Под листком 			был готов и 			стол и дом”:
 а) 			Рак;
 б) Муравей;
 в) 			Стрекоза.
 7. 			Она осталась 			без обеда, 			польстившись 			на лесть:
 а) 			Ворона;
 б) 			Моська;
 в) 			Лисица.
 8. Кто 			без драки "Хочет 			попасть в большие 			забияки”?:
 а) 			Лисица;
 б) 			Моська;
 в) 			Ягненок.
 9. 			Один из героев, 			который "везти 			с поклажей 			воз взялся”?:
 а) 			Слон;
 б) Косолапый 			Мишка;
 в) 			Рак.
 10. Кого 			"По улицам 			водили, как 			будто на показ”?:
 а) 			Слона;
 б) 			Осла;
 в) 			Козла.
 
 12. 			Подведение 			итогов (подсчет 			баллов на 			доске).
 - И.А.Крылов 			умер на 70 году 			жизни, написав 			более 200 басен. 			Его басни были 			популярны 			уже при жизни, 			современны 			и сейчас. Что 			мы сегодня и 			подтвердили 			на уроке. Почему 			такое происходит: 			сюжеты не 			устаревают, 			а басни нам 			интересны?
 Расскажите, 			узнаваемы ли 			в наше время 			персонажи 			крыловских 			басен? Какие 			недостатки 			человеческого 			характера 			высмеивает 			Крылов в 			баснях?
 Человеческие 			пороки неискоренимы, 			поэтому не 			меняются басенные 			сюжеты, а сами 			басни сохраняют 			свою актуальность.
 В 			чем же секрет 			басен Крылова 			И.А.? Они написаны 			простым языком, 			интересные, 			воздействуют 			– не хочется 			быть похожими 			на героев.
 Докажите, 			что современному 			школьнику 			необходимо 			прочитать 			басни И. А. Крылова.
 - 			Надеюсь, вы 			открыли для 			себя еще одну 			страничку о 			Крылове, а его 			произведения 			останутся 			для вас умной 			и нужной книгой. 			Мы убедились, 			что басни Крылова 			актуальны и 			в наше время.
 
 13. 			Рефлексия
 - 			Вспомните 			слова индийского 			поэта Калидоса: 			«Взгляни на 			этот день! Ведь 			в нем заключена 			жизнь. В его 			коротком отрезке 			мы найдем все: 			и блаженство 			роста, и великолепие 			действия, и 			великие достижения». 			Получилось 			ли? Довольны 			ли вы своей 			работой на 			уроке?
 - Как 			бы вы оценили 			свою работу 			на уроке:
 кто 			работал в полную 			силу, кто работал 			хорошо, а кто 			мог бы работать 			ещё лучше?
 
 14. 			Выставление 			оценок и награждение 			победителей
 
 15. 			Домашнее 			задание
 Подготовить 			выразительное 			чтение басни 			по выбору из 			книг, взятых 			в библиотеке.
 | 
 
Яюс Татьяна Юрьевна