Конспект открытого урока по литературному чтению МАОУ «Гимназия № 1» Урок-игра «Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Форма урока: урок-игра Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим. Оборудование: портрет И.А.Крылова и его книги, выставка иллюстраций к басням, тесты, маски и реквизит для инсценирования. Ход урока: 1. Орг. момент - Прозвенел долгожданный звонок Начинается урок! На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. 2. Сообщение темы и целей урока - Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки: Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А. Вяземский. -О ком эти строки? (И. А. Крылов) - Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Сегодня мы вспомним и прочитаем басни Крылова ещё раз, переосмыслим их значение и поучительность. - На предыдущих уроках мы с вами уже встречались с баснями великого баснописца И.А. Крылова. Давайте вспомним их. 3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают басни наизусть (2-3 ученика). - Хорошо, молодцы. - Ребята замечательно прочитали басни, а теперь мы попробуем угадать басни и проведем викторину. (Один ученик читает, другие – отгадывают). Викторина. «Вперед, чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь») «Очки не действуют никак. Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак, Кто слушает людских всех врак». («Мартышка и очки») «Ты все пела? Это дело: Так, поди же попляши!» («Стрекоза и муравей») «Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!» («Слон и Моська») «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». («Квартет») «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак») «Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут». («Свинья под дубом») - Молодцы. Что же такое басня? (Чтение хором с доски) Басня – краткий стихотворный (а иногда и прозаический) рассказ – аллегория нравоучительной направленности. Нравоучительность басни наставляет читателя того или иного события, иронически или сатирически высмеивает дурные поступки и явления. Героями басен являются звери, растения. 6. Игра с предметами - На экране изображены разные предметы. Перечислим их. (Дерево, обезьяна, очки, сыр). - Давайте назовем героев той или иной басни(«Мартышка и очки»). - На экране осталось два предмета (дерево и сыр). Из какой басни эти предметы и чего или кого не достает для этой басни. Дерево, сидит птица. Не хватает кого? (Лисы) 7. Получилась еще одна басня «Ворона и лисица» И.А. Крылова. - А теперь попробуем сами быть артистами. (Инсценировка басни). - Расскажут нам басню----------------------------------------------------------------- - Молодцы, ребята. 8. Физминутка 9. Работа с учебником с. 43. Сравнение басни И.Крылова с басней Эзопа «Ворон и лисица» (чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»). - Что общего в этих баснях двух разных авторов? (Общее – птица ворон, ворона, взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где правда). - А в чем различие? (Различие – Басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе). 10. Чтение басни цепочкой - Находим мораль басни. Читаем мораль хором. - Словарная работа. Толковый словарь: лесть-лицемерие, угодливое восхваление; похвала не соответствующая истине, взгромоздясь, позадумалась – призадумалась; близехонько – близко; сыр пленил – привел в восторг; в зобу дыханье сперло – перехватило дыхание, не хватает воздуха; плутовка – плут). 11. По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните : «Пластилиновая ворона», рисованный мультфильм по басне И.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей» и др. И.А. Крылов написал более двухсот басен. - Сейчас мы попробуем сами стать аниматорами. - Кто такой аниматор? (Это художник, рисующий животных). - Игра «Попробуй нарисуй» эскиз к басне. (Класс делится на группы, каждая группа рисует свою басню). - А теперь выполним тестовые задания: 1. Басня – это: а) Юмористическое стихотворение; б) Сатирический рассказ; в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение. 3. Кто сказал "Вперёд чужой беде не смейся…”: а) Ворона; б) Голубь; в) Чиж. 4. Героиня, которая увидела "в зеркале образ свой..”: а) Мартышка; б) Лисица; в) Свинья. 6. У кого к зиме " Под листком был готов и стол и дом”: а) Рак; б) Муравей; в) Стрекоза. 7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть: а) Ворона; б) Моська; в) Лисица. 8. Кто без драки "Хочет попасть в большие забияки”?: а) Лисица; б) Моська; в) Ягненок. 9. Один из героев, который "везти с поклажей воз взялся”?: а) Слон; б) Косолапый Мишка; в) Рак. 10. Кого "По улицам водили, как будто на показ”?: а) Слона; б) Осла; в) Козла.
12. Подведение итогов (подсчет баллов на доске). - И.А.Крылов умер на 70 году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке. Почему такое происходит: сюжеты не устаревают, а басни нам интересны? Расскажите, узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера высмеивает Крылов в баснях? Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность. В чем же секрет басен Крылова И.А.? Они написаны простым языком, интересные, воздействуют – не хочется быть похожими на героев. Докажите, что современному школьнику необходимо прочитать басни И. А. Крылова. - Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что басни Крылова актуальны и в наше время.
13. Рефлексия - Вспомните слова индийского поэта Калидоса: «Взгляни на этот день! Ведь в нем заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдем все: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения». Получилось ли? Довольны ли вы своей работой на уроке? - Как бы вы оценили свою работу на уроке: кто работал в полную силу, кто работал хорошо, а кто мог бы работать ещё лучше?
14. Выставление оценок и награждение победителей
15. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке. |
Яюс Татьяна Юрьевна