Урок-память по литературе «Крылов И. А. "Квартет"» (5–6 классы)
Урок – память по литературе
Тема: И. А. Крылов. «Квартет».
Цель урока: образовательная: знакомство с интересными фактами из биографии и творчества великого баснописца, с содержанием басни «Квартет», обогащение словарного запаса.
Развивающая: правильное выразительное чтение, умение дать точные ответы на поставленные вопросы, развитие элементов творчества.
Воспитательная: воспитание желания самостоятельно овладевать новыми знаниями и успешно применять их в жизни.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Квартет», «Мартышка и Очки», листки самопроверки, опорные сигналы «Басни высмеивают»,
«Чему учат басни».
Тип урока: урок –память.
Эпиграф: «Этот человек загадка, и великая». И. К. Батюшков.
«Поэт и мудрец слились в нём воедино». Н. В. Гоголь.
Ход урока
Оргмомент.
Игра «Давайте поздороваемся». (Игра даёт возможность снять мышечное напряжение, помогает преодолеть отчуждённость).
Дети хаотично двигаются по классу и по сигналу учителя (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определённым образом:
- один хлопок – здороваются за руку;
- два хлопка – здороваются плечиками;
- три хлопка – здороваются спинками.
Дети встают на свои места.
Приветствие учителя. (Используется мини – плакат «Здравствуйте!»)
-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Активизация нового материала.
Работа над эпиграфом.
(Эта работа должна дать настрой, что перед нами удивительный, талантливый, мудрый и, вместе с тем, загадочный человек).
Экскурсия в малую картинную галерею.
(Иллюстрации к басням выполнены учащимися, у которых есть способность к рисованию)
(Звучит мелодия песни «Школьный вальс»). Под звуки вальса к картинной галерее подходят учителя других предметов, владеющие русским языком. Они с инсценировкой читают наизусть отрывки из басен «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська».
Составление кластера «Басня».
Краткая форма главные герои - животные
Басня
Высмеивает плохие черты есть мораль, она учит
Работа по опорному сигналу «Басни высмеивают»:
- лесть
- ложь
- глупость
- лень
- безнравственность
- невежество
Работа по опорному сигналу «Чему учат басни»:
- дружбе
- трудолюбию
- усердию
- честности
- доброте
- благодарности
- добывать знания
Знакомство с фактами биографии И. А. Крылова.
(Этот вид работы проводит учитель и учащиеся, которые заранее познакомились с биографией баснописца).
Учитель: - И. А. Крылов родился в 1769 году в Москве в семье офицера. Когда отец умер, Ивану было 10 лет. Семья осталась в нищете. Мальчик начал работать писцом.
Полюбил чтение, начал сам сочинять произведения.
Ученик: - Мама его была неграмотная. Но хотела, чтобы сын был образованным человеком. Придумала хитрость: если Иван каждый день будет читать ей книги по – французски и по - русски, она будет давать ему награду.
Ученик: - Учение давалось Крылову легко. Он очень любил математику. Это был любимый его предмет. Увлечение математикой было всю жизнь.
Ученик: - С детства был увлечён музыкой. Научился играть на скрипке. Это был его любимый музыкальный инструмент.
Учитель: В начале 1809 года вышла первая книга басен Крылова. Ему было 40 лет. С тех пор 25 лет всю свою энергию отдаёт писанию басен.
В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку. Здесь он проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки. Прослужил здесь почти 30 лет.
Ещё один интересный факт: в 50 лет начал изучать греческий язык и за 2 года выучил его.
Родился И. А. Крылов в 1769 году. Умер в 1844 году. Прожил 75 лет. Из них работал 65 лет. Можно сказать, всю свою жизнь.
Ответы на вопросы:
- Любите ли вы музыку?
- Как вы думаете, любой ли человек может быть музыкантом?
- Знаете ли вы, что такое квартет?
- Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Музыкальная пауза. (Выступают четыре группы учащихся).
1 группа: - Ученица исполняет на скрипке музыкальную композицию.
2 группа: - Двое учащихся исполняют 1 куплет песни «Чему учат в школе».
3 группа: - Трое учащихся продолжают и исполняют 2 куплет песни «Чему учат в школе».
4 группа: -Четверо учащихся исполняют 3 куплет той же песни.
- Ребята! Выступили 4 группы. В музыке у каждой группы есть название: квартет, соло дуэт и трио. Сможете ли вы догадаться, как называется каждая группа. Ваши размышления.
Объяснение учителем содержания басни «Квартет» по иллюстрациям.
Закрепление.
Инсценировка учащимися басни «Квартет».
Чтение басни «Квартет».
Ответы на вопросы по содержанию басни:
Что обозначает слово квартет?
Какие животные были в квартете?
Кто из героев басни не входил в квартет?
Кто из героев басни на самом деле разбирался в музыке?
Почему у квартета не получилась красивая мелодия?
Чему учит басня?
Работа по листу самопроверки
Лист самопроверки
Класс ______________________
Фамилия имя __________________________________________
Когда и где родился И. А. Крылов? _______________________________
Сколько лет со дня рождения исполнилось великому баснописцу в 2019 году? _________________________
Какой учебный предмет был у него любимым? ___________________________
Сколько лет было Крылову, когда появился его первый сборник «Басен»? __________________________
Сколько лет он писал басни?______________________
Сколько лет он прослужил в Публичной библиотеке?__________________
Сколько лет было И. А. Крылову, когда он начал изучать греческий язык? ___
Он работал почти всю свою жизнь. А точнее, сколько лет он работал и сколько лет он прожил?______________________
Учитель читает ответы. Ребята сами проверяют себя.
Учитель: - Дорогие ребята! Мы познакомились с интересными фактами из биографии великого баснописца, узнали, что же такое басня, познакомились с героями басни «Квартет» и их характерами. Слушали мелодию, исполненную на скрипке. А сколько цифр, касающихся И. А. Крылова, прозвучало на уроке. Это урок-память выдающемуся баснописцу. В этом году (2019) исполнилось 250 лет со дня рождения и 175 лет со дня смерти Ивана Андреевича Крылова.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней
Комментирование оценок.
Домашнее задание: 1) Рассказать о жизни и творчестве И. А. Крылова
2) Выучить отрывок из басни «Квартет».
Учитель русского языка и литературы школы №7 города Ангрена Ташкентской области Касимова Лазида Зуфаровна тел: 94-685-73-80 e-mail: lazida0202@mail.ru