Урок-презентация по творчеству А.И. Крылова (5 класс)

3
0
Материал опубликован 8 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

                  Урок –  презентация

             «Его басни  переживут века...»

                          5 класс

 

 

               Учитель:    Н.И. Слинько

 

(Слайд 2)                                                    

  • Цели:   обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.
  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;
  • воспитание интереса к классической литературе.

 

                                             Ход  урока

                                                                           «Его басни переживут века...»

                                                                                                                                                                                                                                           К.Батюшков

 Учитель:

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут  этой  были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят             

 - Как вы думаете, кому посвятил эти слова П. Вяземский ?  -  О ком мы будем сегодня говорить ? -  Кто готов сформулировать тему нашего урока?

Конечно, об Иване Андреевиче Крылове и его баснях. Народ  всегда любил и уважал этого великого баснописца  и называл "Дедушкой Крыловым".

- Подумайте, какую цель мы поставим перед собой? (Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А. Крылова.)     

- А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)

(Слайд 3)  ( Портрет  И.А. Крылова, Эзопа, В. Тредиаковского,  М.Ломоносова,

 И. Дмитриева)

- Басни Крылова впервые появились в печати, когда ему было 37 лет. О них много говорили. Удивляло многих, как они были подписаны: «Нави Волырк», т.е. надо было читать все наоборот. Что получилось? (Крылов Иван). Но оказывается,  жанр  басни изобрел не Крылов, их писали и в глубокой древности. До нас дошли короткие смешные рассказы, в которых обязательно было какое-либо поучение или совет над дурными поступками, которые назывались – моралью. 2500 лет тому назад жил в Древней Греции раб – Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Он открыл язык иносказаний, басни были написаны им в прозе, персонажи – животные, которые говорят, думают и действуют как люди и высмеивались человеческие пороки.   В России басня стала распространяться в 18 веке.

Басни писали В. Тредиаковский, М. Ломоносов, И. Дмитриев и др. В Индии басни возникли в 3-4 веках до н.э. Эти древние истории, так их называли, до сих пор живут. Потому, что в них мудрость народа, суть которой распространяется и на прошлое и на будущее.  Послушаем, что   говорили о Крылове писатели.

 1 ученик: Великий русский писатель Н.В. Гоголь высказывался о Крылове так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»

2 ученик: А сам Крылов говорил о себе так: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»  Но «щипал» он как-то не больно. Ему удавалось в необидной форме показать слабости и недостатки людей. Люди узнавали себя в животных и птицах и делали выводы.

3 ученик: Басни оценил и А.С. Пушкин. Он  находил в  них отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Он восхищался тем, как Крылов мог в нескольких строчках показать характер: «Какой-то муравей был силы непомерной…  И даже хаживал один на паука». Эти строки особенно нравились Пушкину.

Учитель: А ведь Крылов при этом прекрасно рисовал, умел мастерски играть на скрипке, у него были большие способности к  математике. Но он решил стать писателем и выбрал достаточно редкий литературный жанр - басня. Когда  Ивана Андреевича спросили: почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

 Ученик: Умный, наблюдательный от природы мальчик рано начал понимать, где правда. Он присматривался к тому, что делали, о чём говорили окружающие, видел, как они обманывали людей, как всегда богатый становился правым, а бедный оказывался виноватым. Первые сборники басен Крылова появились в Петербурге. О его книгах говорят, что это «сокровища народной мудрости».

 

 Ученик читает стихотворение Михаила  Исаковского, посвящённое

И.А. Крылову:
 

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.                                         

  Учитель:    Басни Крылова актуальны и в наши дни, меняется время, нравы, города, но люди, с их достоинствами и недостатками остаются такими же, какими они были и во времена Крылова. Поэтому басни писателя актуальны и в наши дни, каждый может найти в них совет. Многие слова Крылова стали крылатыми, украсили собой речь образованных и воспитанных людей. Сегодня мы  вновь  вспомним все, что мы знаем о великом баснописце и его творчестве.

К нам приехали гости.

Ученик: - Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас. Я пришла к вам из 19 века, т.к. родилась в 1809 году. Но путь к моему появлению был долгим.  Около 20 лет Иван Андреевич работал над сборником, в который вошли 23 басни, сделавшие его необычайно знаменитым. 1200 экземпляров – таков был первый тираж.

 (Словарная работа: тираж - общее число экземпляров издания)

Я была мгновенно раскуплена. Хотя издание выглядело довольно скромно, его содержание - истинное зрелище человеческой жизни. Всё творчество мастера пронизано деталями, взятыми из сказок, пословицами, поговорками. Да и само творчество – это источник крылатых выражений.

 Учитель:  Мы рады нашей гостье. Ребята, а вы помните, что такое басня?

 (Слайд  4)

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или в прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни.

- А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к  недостаткам человеческой  жизни,  а открыто высказываться об этом было нельзя.  Басня  помогла  ему высмеять скупость,  лживость,  лицемерие).

-Так давайте вспомним некоторые басни и их героев. 

(Слайд  5)  Перед вами   «Доска объявлений» 

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? 

1.Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.

2. Ищу  пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

3. Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!

4. Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!

5.Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

6.Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, -  Верните, пожалуйста,  на ель!

- Кто желает прочитать басню И.А. Крылова наизусть (учащиеся читают басни наизусть)

(Слайд 6 - 10)

Задание: Определите по строчкам басни их названия.  

1)     «Ну, что за шейка, что за глазки!»    Ответ: «Ворона и лисица »

2)     «А ларчик просто открывался»         Ответ: «Ларчик»

3)      «Известно, что слоны в диковинку у нас…»     Ответ: «Слон и моська».

4)      «А Васька слушает да ест».        Ответ «Кот и повар»                        

5)     «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»    Ответ: «Квартет».

 - А кто из вас помнит, что такое мораль?

(Слайд 11)

Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом

(Слайд 12 - 14)

«Узнай басню по её морали».

 «У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот как в баснях говорят».  

Ответ: «Волк и ягненок»

  «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Ответ: «Лисица и ворона»

 

«Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Ответ «Свинья под дубом»

Учитель: Ребята, Книга пришла к нам не одна, а с помощниками.  Чтобы встретиться с ними,  сначала угадайте, кто это.

(Книга предлагает загадки о героях)

1загадка:  Этот герой всегда умеет извлечь выгоду из сложившейся ситуации, то хитростью, то обманом добивается своего. Благодаря своей изворотливости, лицемерию и плутовству, он  всегда близок к тем, у кого власть, занимает важные посты в царстве зверей и бессовестно пользуется своим положением.  Иногда этот герой все равно попадает впросак, но и в такой ситуации находит оправдание своей неудаче. (Лиса)

 (Слайд 15)

2 загадка:  А этого героя вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

1.     Кого по улице водили как  на показ   (слон)

2.     Героиня, которая увидела свой образ в зеркале (обезьяна)

3.     Она осталась без обеда по глупости (ворона)

4.     Герой басни «Квартет» (Осёл)    Ответ: (Стрекоза)

 

3 загадка:  Этот герой импульсивен, считает правильным только свое мнение и указывает другим, как лучше поступать; делает выводы о вещах, не зная цены им. (Мартышка)

Учитель: Какой же праздник без угощения?   Гости приготовили для вас необычное меню. Его вам предстоит  сейчас угадать.

(Слайд 16-20)  (картинки - ответы к басням)

Литературная столовая. 

 (Книга рассказывает о блюде или продукте, взятом из басни, а дети называют его и произведение)

*Горячее блюдо, основным компонентом которого является рыба. Им очень навязчиво угощали соседа в одной из басен. (Уха, «Демьянова уха»)

*Плод, ради которого герой басни мог погубить источник этого продукта. (Жёлудь, «Свинья под дубом»)

*Запах этого продукта сбивает с ног героев и может вскружить им головы. (Сыр, «Ворона и Лисица»)

*Очень сочные сладкие ягоды, которые никак не могла достать плутовка. (Виноград, «Лиса и виноград»)

*Без этого угощения не обходится ни один праздник. Им без разрешения лакомился Кот.  (Пирог, «Кот и повар»)

  Творческий отчёт «Лучшая иллюстрация к басне Крылова».  

(Предварительно в  классе учитель  дает  задание:  нарисовать  иллюстрацию к одной из басен Крылова.  Затем  происходит отбор  лучших  работ  на конкурс)

Учитель: - Ребята, басни  И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням.  

 - Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?

В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

 Учитель: Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов.   А. С. Пушкин назвал Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

(Слайд  21)  История создания памятника И. А. Крылову

 -А знаете ли вы, кто создавал этот памятник? 

В городе Санкт-Петербурге, неподалеку от входа в Летний сад, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову 1855».
Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни.

Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг.
Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Крыловым было написано около  двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен.

 Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.

В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.
Памятник И.А. Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой. В 1966 году памятник был реставрирован

 

Заключительное слово учителя. Ребята, вот и завершается наш очередной урок - праздник. Именно праздник, потому что встреча с книгой, её автором - это всегда радость. А еще дань уважения человеку, который оставил для нас такую неисчерпаемую сокровищницу мудрости. Спасибо Ивану Андреевичу Крылову, благородный голос которого призывал сердца к добру и правде. Спасибо и вам за то, что сквозь века вы услышали и откликнулись на его голос.   

-Выставление оценок

- Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к понравившейся басне


презентация крылов
PPT / 8.49 Мб

Предварительный просмотр презентации

«Его басни переживут века...» К.Батюшков

И.А. Крылов Эзоп В. Тредиаковский М.Ломоносов И. Дмитриев

БАСНЯ БАСНЯ это короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Главные герои: животные, растения, люди.

1.Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах. 2. Ищу  пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу! 3. Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права! 4. Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов! 5.Срочно сниму тёплую квартиру до весны! 6.Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, -  Верните, пожалуйста,  на ель!

«Узнай басню по её морали».

«У сильного всегда бессильный виноват: тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы истории не пишем, А вот как в баснях говорят».

«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

«Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

5 м 7 3 2 м а м 6 о 4 к 8 о р у л ч в о р с т р е к о з а ь ы а б к р ё к к ш в е и о л а к е д н а й ь а 1. Кто в старости стал слаб глазами? 2. Герой басни «Квартет» 3.Предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе купила". 4.Она осталась без обеда благодаря своей глупости. 5. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? 6. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись» 7. У кого к зиме « был готов и стол, и дом»? 1 8.Герой басни «Лебедь, Щука и Рак»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.