Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 32 «Золушка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Ф.Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. Он одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит сам термин «детский сад», который стал общепринятым в мире. В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!») Главной отличительной чертой педагогики Ф. Фребеля является единство семьи, детского сада и школы. Это единство позволяет реализовать наивысшую цель: свободный, думающий и творящий человек. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира: «Игра – это язык ребенка: что лежит у него на душе, чем занята его голова, чего хотят руки и ноги».
Игровой набор «Дары Фребеля» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО и изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля). Первоначально было всего 6 «даров», в настоящее время в игровой набор «Дары Фребеля» входит 14 модулей.
Дары Фрёбеля: Первый дар Фрёбеля : разноцветные мячи на веревочке Возраст: с 3 месяцев до 4 лет Мячики направлены на: Развитие умение различать цвета Знакомят с пространственными представлениями. Знакомит с утверждением и отрицанием.
Второй дар: шар, кубик и цилиндр. С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов, развивает исследовательские навыки. Шар - символ движения. Кубик - символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т.д.
Третий дар: куб, разбитый на 8 маленьких кубиков. Цель: понимание целого и частей (сложного единства); развитие творческих способностей. Четвертый дар: куб, разделенный на восемь плиток. Цель: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.
Пятый дар: куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации. Шестой дар: куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры Цель игры: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения.
Седьмой дар: цветные плоские геометрические фигуры Демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию. Используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов. Цель: развивает воображение. Кроме этих шести даров, Ф. Фребель предлагал такие материалы для игр как: ласкательные песни; игры с плоскостями (складывание); игры с линиями (палочки, бумажные полоски); игры с точками(горох) выкалывание; вышивание; подвижные игры.
Восьмой дар: цветные палочки. Демонстрирует линию и вводит понятие длины. Используется для введения идеи периметра. Цель: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Девятый дар: цветные кольцами и полукольцами. Представляет идею кривой. Используется для введения идеи края цилиндра. Цель: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень
Десятый дар: цветные точки (горошины). Демонстрирует, что линия состоит из точек. Используется для конструирования континуума из конечных объектов. Цель: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности. Заслуга Ф.Фребеля заключается также в том, что он выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все игры сопровождались песенкой или стишком воспитателя, многие из которых сочинил он сам.