Дидактическая игра «Системы счисления»

5
0
Материал опубликован 11 November 2021 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза

В. К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области»




Дидактическая игра «Системы счисления»




Урок подготовила учитель информатики

Синева Анна Олеговна




Цели и задачи урока: закрепление и обобщение знаний по теме «Системы счисления»; закрепление навыков работы в координатной плоскости; формирование интереса к учению; развитие и поддержка творческих способностей; привитие навыков самостоятельной и групповой работы.

Формы организации работы детей: письменная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: карточки с заданиями; пустая координатная плоскость; черновики, авторучки.


Пояснительная записка

Тема «Системы счисления» вызывает у учащихся затруднения, так как при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Материал этой темы эффективно не усваивается, допускается много ошибок при вычислениях вручную, у учащихся часто пропадает интерес к обучению. Для формирования интереса к этой теме учащимся предлагаются различные творческие задания. Практика подтверждает, что с помощью одного и того же дидактического материала достигаются разнообразные цели в учебном процессе.

Использование этих материалов на уроках дало положительные результаты: учащимся легче воспринимать сложный материал, а творческие задания вызывают интерес к предмету. Школьники с большим интересом выполняют задания, т.к. они носят творческий, исследовательский характер. Учащиеся самостоятельно начинают придумывать различные задания. Эти материалы можно использовать для учащихся разных классов.

Дидактический материал урока содержит 10 заданий и 1 бонусный вопрос для капитанов команд. Задания носят различный характер: перевести числа в другую систему счисления, нарисовать животных на координатной плоскости, отгадать загадки и ребусы, составить слова из другого слова, решить задачи, вспомнить песни и немного поиграть с мимикой. Класс делится на две команды и соревнуется друг с другом. Итоги подводятся учителем или старшими учениками, все участники награждаются дипломами и памятными призами.


Ход урока:

Класс делится на две команды: Нули и Единицы.

1 задание: «Нарисуй животное»

Каждой команде даётся по листку с координатной плоскостью и набором точек. Точки представлены в двоичной системе счисления - их нужно перевести в десятеричную СС. На координатной плоскости нужно отметить точки, заданные своими координатами в десятеричной СС, в порядке их следования, а затем соединить каждую точку с предыдущей кривой или отрезком. Знак - относится к координатной плоскости.

Команда «Нули:

101; 1

5; 1

110; 10

6; 2

110; 11

6; 3

101; 110

5; 6

100; 111

4; 7

101; 1000

5; 8

110; 1000

6; 8

1000; 1001

8; 9

1001; 1001

9; 9

111; 1000

7; 8

1001; 1000

9; 8

110; 111

6; 7

111; 110

7; 6

1001; 110

9; 6

1011; 101

11; 5

1100; 11

12; 3

1100; 10

12; 2

1101; 11

13; 3

1100; 1

12; 1

111; 1

7; 1

1000; 10

8; 2

1001; 10

9; 2

1000; 11

8; 3

110: 1

6; 1

101; 1

5; 1

101; 111

5; 7

Команда «Единицы»:

0; 10

0; 2

11; 11

3; 3

11; 100

3; 4

100; 11

4; 3

101; 1

5; 3

110; 10

6; 2

1000; 10

8; 2

1000; 1

8; 1

110; 0

6; 0

101; 0

5; 0

100; -1

4; -1

100; -100

4; -4

10; -100

2; -4

10; -10

2; -2

-11; -10

-3; -2

-11; -100

-3; -4

-101; -100

-5; -4

-101; 1

-5; 1

-110; 11

-6; 3

-100; 10

-4; 2

0; 10

0; 2

100; 10

4; 2

Команда, первая выполнившая задание, получает 10 б.

2 задание: «Считай, не зевай!»

Каждая должна выполнить следующие арифметические действия:

Количество бит в одном байте сложить с основанием двоичной системы счисления. Полученный результат умножить на основание восьмеричной системы счисления. Из полученного числа вычесть основание шестнадцатеричной системы счисления и прибавить 62. В итоге должно получиться простое (про100е) число.

Ответ: (8+2)*8-16+62=100

Оценивается правильность и скорость задания (2+2б.)

3 задание: «Кто больше?»

Командам предлагается за 1 минуту составить как можно больше слов из слова «Кодирование». Следует предупредить учеников, что нужно использовать только существительные.

Каждое правильное существительное оценивается в 1 б.

4 задание: «Древний Рим»

Каждой команде раздается карточка с примером, в котором нужно передвинуть только 1 спичку, чтобы выражение стало правильным.

Команда «Нули»:

VII - V = XI

Команда «Единицы»:

VII  - III IX

Команда, первая выполнившая задание, получает 1 б.

5 задание: «Двоичная песня»

Каждая команда должна вспомнить и по очереди называть песни, в которых используются слова «ноль» и «один».

За каждую правильно названную песню команда получает 1 б.

Объявить предварительные итоги за первые 5 заданий.

6 задание: «Отгадай ребус»

Каждой команде раздается по 3 карточки-ребуса. Их нужно отгадать.

Команда «Нули»:

image-20211111151228-1.png

image-20211111151228-2.png

image-20211111151228-5.png

image-20211111151228-6.png

image-20211111151228-7.png

image-20211111151228-8.png

 

image-20211111151228-9.png


 

image-20211111151228-10.png

image-20211111151228-11.pngimage-20211111151228-12.png

image-20211111151228-13.png

image-20211111151228-14.png


Команда «Единицы»:

image-20211111151228-15.png

image-20211111151228-16.png

image-20211111151228-17.png

 

image-20211111151228-18.png

image-20211111151228-19.png

image-20211111151228-20.png

 


image-20211111151228-21.png

image-20211111151228-22.png


image-20211111151228-23.png


 
 
image-20211111151228-24.png 3  = Д

image-20211111151228-25.png


Каждый правильно отгаданный ребус оценивается в 1 б.

7 задание: «Двоичная математика»

Каждой команде раздается карточка с задачей.

Команда «Нули»:

В школе обучают английскому и немецкому языкам. 1100002 учеников VII Б класса учат немецкий, а остальные 11012 человек — английский. Сколько учеников в VII Б?

Команда «Единицы»:

В классе 1111002 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Оцениваются правильность и скорость выполнения задания (1+1 б.)

8 задание: «Пантомима»

Капитаны команд по очереди показывают мимикой и жестами загрузку компьютера, сканирование документа, печать страницы и т.д.

Оценивается артистичность и количество угаданных действий (1+3 б.)

9 задание: «Реши задачу»

Обеим командам нужно решить задачу:

«В олимпиаде по информатике участвовало 30 девочек и 50 мальчиков, а всего 100 человек. В какой системе счисления записаны эти сведения?»

Ответ: Восьмеричная СС.

Правильный ответ оценивается в 5 б.

10 задание: «Викторина»

Каждой команде по очереди задается вопрос викторины. Если команда не знает ответ, вопрос переходит другой команде.

1. Какой инструмент использовали в древности для счёта? (руку)

2. Число 10011 может быть записано в двоичной системе счисления? (да)

3. Кто изобрел арабские цифры? (индусы)

4. Римская система счисления была позиционной или непозиционной? (непозиционной)

5. В древности считали в двоичной системе счисления? (нет)

6. В Древнем Риме числа можно было делить «в столбик»? (нет)

7. Какое число может быть записано в пятиричной системе счисления? (никакое)

8. В Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов? (нет)

Каждый правильный ответ оценивается в 1 б.

Бонусный вопрос капитанам команд: в какой системе счисления Вам были объявлены предварительные итоги?

Ответ: в десятеричной СС.

Оценивается правильный ответ в 1 б, отдается той команде, кто сказал вперед.

Подводятся итоги урока, подсчитываются баллы и награждаются участники. ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.