12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова Елена Михайловна37
0

Методическая разработка урока литературного чтения «Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф»

Урок литературного чтения в 1 классе

«Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф»

Автор:

Белова Елена Михайловна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №9 г. Новокуйбышевска

 

 

Содержание

Методическая разработка урока литературного чтения

3

Технологическая карта

10

Методические комментарии

13

Приложения к уроку

 
   
   

Методическая разработка урока литературного чтения

 

Тема: Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с буквой Ф, учить различать звуки [ф], [ф'] и читать слова и слоги с данной буквой.

Развивающие: развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывающие: прививать любовь к чтению, к книге формировать познавательный интерес.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся:

- познакомятся с новыми согласными звуками [ф], [ф'] и буквой «ф»;

- будут уметь выделять звуки в словах, соотносить данные звуки с буквой «ф»;

- научатся читать слоги и слова с данной буквой.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

 

Информационно - технологические ресурсы:

Компьютер;

мультимедиапроектор,

интерактивная доска,

В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2011;

электронное приложение к учебнику;

раздаточный материал: фишки у обучающихся для проведения звукового анализа;

билет на футбольный матч.

Ход урока

Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!

Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного!

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. (Лента букв)

(Рисунок 1)

Назовите:

- гласные буквы;

- гласные звуки,

- звонкие согласные звуки, с которыми мы знакомы,

- глухие согласные звуки, с которыми мы знакомы.

Мотивация к учебной деятельности.

(Лента букв на доске)

- Огромный дом и живут буквы в нём. На каждом уроке мы с вами заселяем квартиры этого дома. Знакомимся с новым жителем (новой буквой). А сейчас вы мне подскажете, кто у нас сегодня будет новым жителем этого большого дома и какая тема нашего урока. Для этого нужно выполнить задания.

-Я загадаю вам загадки. А вы должны мне сказать отгадки. Если будет трудно, мы обратимся к подсказкам. (На доске перевёрнутые слова) (Рисунок2)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (фонарь)

Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)

Соберу команду в школе,
И найду большое поле.
Пробиваю угловой -
Забиваю головой.
И в воротах пятый гол!
Очень я люблю ... (футбол).

- Какой одинаковый звук есть во всех этих словах?

Попробуйте сами назвать тему сегодняшнего урока.

Мы сегодня познакомимся с буквой «эф» и звуками, которые она обозначает; научимся читать слоги, слова и предложения с новым звуком.

Восприятие новых знаний.

- Посмотрите на картинку. Что это?

ФАКЕЛ (Светильник на рукоятке, обычно короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей) (Рисунок 3)

- Где можно его увидеть? Сколько в этом слове слогов? Каким правилом пользовались, чтобы определить, сколько в слове слогов? Ударение?

Олимпийский факел (укрепленная на рукоятке чаша с горючей смесью)

Работа в парах: (составление звуковой схемы слова). Проверка (у доски).

Разбор слова «филин».

ФИЛИН (Хищная птица из отряда совообразных) (Рисунок 4)

Работа в парах: (составление звуковой схемы слова). Проверка (у доски)

- Сравните первые звуки в словах. Почему один мягкий, другой – твёрдый? (Это парные по твердости-мягкости звуки.)

Полная характеристика звука «ф».

Чтение слогов на слайде с «Ф» и деление их на две группы по мягкости и твёрдости предшествующего согласного звука.

Знакомство с буквой.

- Звуки [ф], [ф’] обозначаются на письме буквами «Ф, ф».

(Работа в тетрадях по образцу)

V. Физкультминутка («Барбарики»)

VI. Закрепление знаний, способов действий.

Звучит «Футбольный марш»

- Когда и где этот марш можно услышать? (на футбольных матчах)

- Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость).

- Для чего нужно заниматься спортом? (Занятия спортом помогают сохранить здоровье и продлить жизнь).

-Какие ещё виды спорта начинаются на Ф?

Если хочешь видеть гол,

Отправляйся на футбол.

Интересно фехтование

И фигурное катание.

- К нам пришёл в гости футболист (Рисунок 5)

(деление слова на слоги, постановка ударения, характеристика звука [ф], в слове)

- Какое имя может быть у нашего футболиста? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

Футболист приготовил для вас сюрприз. Он дарит вам билет на футбольный матч. (Рисунок 6) Достаньте билет из конверта, который лежит на вашей парте. Так как наш гость очень любит тренировки, он решил потренировать и вас в распознавании новой буквы. На билете написаны буквы. Наш гость спрятал новую букву среди других букв

Упражнение на концентрацию внимания

Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Итак, наша тренировка начинается.

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь билетами с соседями по парте и проверьте их работу.

- Сколько раз вам встретилась буква «ф»? (5)

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

- Молодцы, вы были очень внимательными.

Работа с учебником (чтение слов на с. 71)

-Назвать слова, в которых 1 слог, 2 слога, 3 слога

-Назвать слова, в которых звук [ф], - мягкий, твёрдый

-Какие слова вам показались непонятными?

Лексическая работа

Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство.

Флот – это крупное соединение судов. Флот бывает морской, воздушный, парусный, речной.

Фабрика - промышленное предприятие с машинным способом производства, выпускающее товары преимущественно лёгкой и пищевой промышленности.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

(Электронное приложение к учебнику «Азбука»):

просмотр мультфильма (нахождение в нём слов с новым звуком)

составление предложений к кадрам из мультфильма (Рисунки 7, 8, 9, 10)

VIII. Итог урока.

-В конце урока мы поиграем в игру «Верю - не верю».

-Если вы согласны с утверждением, поднимите руку, если нет - не поднимайте.

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук

2. Звук [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове «финики» буква «ф» обозначает твёрдый звук.

-Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что было трудно?

IX. Рефлексия.

-В конце урока нам всем хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение. - Достаньте из конверта изображения мячей (Рисунок 11). Раскрасьте картинку с изображением такого настроения, которое у вас сейчас.

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свой мяч.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Технологическая карта урока литературного чтения

по теме «Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф»

Этапы учебного занятия

Задача этапа

Формы организации УПД

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты.

I.Организационный момент

Психологический настрой на урок, включение в учебную деятельность.

Фронтальная работа

Словесный. Создание ситуации успеха.

Учитель читает стихи, настра-ивает учащихся на урок

Учащиеся настраиваются на урок, на ситуацию, предложенную учителем.

Быстрое включение в познавательную деятельность.

II.Актуализация знаний

Актуализация ранее изученного с целью связи с новым. Активи-зация мышления учащихся.

Фронтальная работа

Словесный, наглядный

Опрос учащихся

Ответы учащихся

Настроить учащихся на восприятие нового материала.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Мотивация к учебной деятель-ности

Решение проблем-ной ситуации, формулирование темы урока, постановка учебных задач.

Фронтальная работа

Проблемный, наглядный, словесный

Учитель ставит перед учащи-мися проблему. загадывает загадки

Учащиеся отгадывают загадки, формулируют тему урока

Учащиеся должны уметь сформулировать тему урока, определить учебные задачи

IV.Восприятие новых знаний

Моделирование звукового состава слов. Знакомство с буквой ф, научиться печатать букву ф по образцу

Работа в парах, фронтальная работа

Практический (звуковой анализ слов, печатание буквы), словесный, наглядный

Раздаёт уча-щимся фишки для работы в парах, пока-зывает иллю-страции с по-мощью, мультимедиа -проектора

Моделируют звуковой состав слов, делят слова на слоги, определяют ударный гласный звук, дают сравнительную характеристику первых звуков. Печатают букву «ф».

Учащиеся должны уметь работать с моде-лями, контро-лировать свою работу, работать с иллюстра-циями должны научиться печатать новую букву.

V.Физкультминутка

Снятие утомля-емости, повы-шение работоспо-собности,

здоровье-

сбережение

Ритмические упражнения

Словесный, практический.

Музыкальное сопровождение

Выполняют упражнения

Учащиеся должны уметь выполнять упражнения по образцу.

VI.Закрепление знаний, способов действия

Выполнение упражнения на концентрацию внимания, чтение слогов, слов с заданием, выборочное чтение)

Уточнение лексического значения трудных слов. Систематизация знаний обу-чающихся об отдельных видах спорта, о пользе занятий физ-культурой

Беседа, самостоятельная работа, работа с учебником, просмотр презентации.

Практичес-кий, словес-ный, нагляд-ный, частично-поисковый

Даёт задание на концентрацию внимания. проводит лексическую работу (объясняет значение трудных слов

Самостоятельная работа (подбор слов с заданными звуками, самостоятельная работа по выделению новой буквы из ряда других) работа с учебником просмотр презентации.

Учащиеся должны уметь решать учебную задачу посредством работы с раздаточным материалом. осуществлять взаимоконтроль. работать с учебником, выполнять выборочно задания из учебника

VII.Обобщение и систематизация знаний

Умение находить на иллюстрации слова с новым звуком, составлять предложения по иллюстрации

Работа на интерактивной доске (фронтальная, индивидуальная)

Практичес-кий, словес-ный, нагляд-ный,

Задание на интерактивной доске

Просмотр мультфильма нахождение слов с новым звуком, составление предложений

Учащиеся должны уметь искать и выде-лять необходи-мую информа-цию из просмот-ренного и услы-шанного, осоз-нанно строить речевые выска-зывания в устной форме.

VIII.Итог урока

Систематизация знаний, получен-ных на уроке.

Игра

Словесный

Проводит игру «Верю- не верю»

Отвечают на вопросы

Учащиеся должны уметь внимательно слушать друг друга, хорошо размышлять, анализировать. подводить итог урока.

IX.Рефлексия

Определение настроения учащегося

Рисунок мяча.

Наглядный

Раздаёт чёрно-белое изображение футбольного мяча

Раскрашивание картинки мяча, соответствующего настроению ребенка.

Учащиеся дол- жны уметь объективно оценить свою деятельности на уроке.

Методические комментарии к уроку

I.Организационный момент

Учитель читает стихи, настраивает детей на урок.

II.Актуализация знаний

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Мотивация к учебной деятельности.

Учащиеся отгадывают загадки, отвечают на вопрос учителя и формулируют тему урока.

IV.Восприятие новых знаний

Учитель раздаёт учащимся фишки, показывает иллюстрации с помощью мультимедиапроектора.

Дети работают в парах (составляют звуковые схемы слов), делят слова на слоги. ( У доски индивидуально работает ученик).

Дети проверяют правильность своих звуковых схем (соотносят их со схемами на доске).

Определяют ударный гласный звук, дают сравнительную характеристику первых звуков.

Печатают букву «ф».

V.Закрепление знаний, способов действия

Учащиеся самостоятельно подбирают слова с новым звуком, на пригласительных билетах выделяют новую букву из ряда других, работают с учебником.

VI.Обобщение и систематизация знаний

Учащиеся смотрят мультфильм, находят в нём слова с новым звуком.

Составляют предложения к кадрам из мультфильма.

VII. Итог урока.

Учитель проводит игру «Верю - не верю». Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

VIII.Рефлексия

Учащиеся раскрашивают рисунок мяча, соответствующий своему настроению.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.