Занятие по обучению грамоте на тему «Звуки [ф] - [ф`]. Буква Ф»
Презентация "Звуки Ф-Фь. Буква Ф".
PPTX / 1.22 Мб
Тема: «Звуки [Ф] – [Ф*]. Буква Ф».
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: фонетическое.
Занятие рассчитано на детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие речи. 2-й год обучения.
Цель: закрепление навыка произношения звуков [Ф] – [Ф*] и соотнесение их с буквой Ф.
Задачи:
Развивать умение дифференцировать звуки [Ф] – [Ф*] на слух и в произношении;
Закреплять умение выделять звуки [Ф] – [Ф*] в начале, в середине, в конце слова;
Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
Развивать память, внимание и логическое мышление на основе разгадывания ребусов и запоминания картинок.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, координация речи с движением.
Предполагаемый результат: дети будут правильно произносить звуки [Ф] – [Ф*] и закреплять зрительный образ буквы Ф.
Общая продолжительность занятия: 20 минут.
Ресурсы: экран, проектор, ноутбук, презентация к занятию, цветные гибкие проволочки, предметные картинки по количеству детей,
Ход занятия:
1.Вводный этап занятия:
Логопед: Ребята, сегодня у нас на занятии будут необычные гости, волшебные.
- давайте отгадаем загадки и узнаем, кто же Это.
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь,
То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана! (Фокусник)
(слайд 1)
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет... (фея)
(слайд 2)
Логопед: Какие вы молодцы! Да, действительно сегодня у нас на занятии будут два волшебных героя Фокусник и Фея.
2.Основной этап занятия.
«Фиолетовая» игра.
Логопед: Фиолетовый фломастер всё неправильно раскрасил. Флаг, жираф, фонтан – всё это фиолетового цвета. Давайте назовем предметы, которые неправильно раскрасил фломастер.
Логопед: Дети, какой звук чаще остальных мы слышали, когда называли картинки? (звук Ф ).
Характеристика звуков [Ф] – [Ф*]. Это согласные звуки, так как, воздух встречает преграду (верхние зубки и нижняя губа), глухие (горлышко «не дрожит»; при произнесении звука Ф губы «растянуты в улыбке», верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит».
Игра «Твёрдый – мягкий».
(У каждого ребёнка картинка – финик, фонтан, кофта, шарфик, фишка, фотоаппарат).
Л: Ребята, посмотрите на свои картинки, скажите, что понадобится фокуснику, а что пригодится феи.
В слове Фокусник слышим твёрдый звук Ф, значит ему нужны предметы с твёрдым Ф.
В слове Фея – слышим мягкий звук Ф*, поэтому ей пригодятся предметы с мягким Ф*.
Игра с мячом.
Фа-фя, фо-фё, фу-фю, оф-офь, уф-юф и т.д.
Знакомство с буквой Ф.
Логопед: У каждого звука есть своя буква, вот и наших звуков [Ф] – [Ф*] есть своя буква Ф.
Посмотрите на неё, на что она похожа? (ответы детей) (слайд 5)
Логопед: Ребята, а давайте вы тоже превратитесь в волшебников и свои волшебные палочки превратите в букву Ф. (Дети из гибких цветных проволочек делают букву Ф). (слайд 6)
- Какие вы молодцы! У вас получились очень красивые буквы!
Физкультминутка:
(слайд 7)
Ты фокусник и вышел на арену. Делаем несколько шагов вперед и наклон.
Я эту шляпу на тебя надену. Надеваем на голову воображаемую шляпу.
А ты её на столик положи. Делаем вид, что снимаем шляпу и кладём
её на столик.
И что-то по секрету ей скажи. Приставляем кулачок ко рту и
что-то шепчем.
Накрой большим платком и походи. Плавно опускаем руки сверху вниз.
Загадочно руками поводи, Делаем круговые движения руками,
локти слегка согнуты.
Ну вот, платок снимать пора. Плавно поднимаем руки.
Кого мы видим? Кролика! Ура!!! Хлопаем в ладоши и прыгаем на месте.
Игровое упражнение «Запомни и повтори».
Логопед: Дети, давайте поучим фразы, которые используют волшебники в своей непростой работе.
ФА-ФА-ФА - у стены стоит софа.
ФОН-ФОН-ФОН – на подставке телефон.
ФЕ-ФЕ-ФЕ – на буфете новый фен.
Работа в тетради.
Печатание букв и слогов.
Итог занятия.