Урок на тему «Согласные звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 30 May 2020

 

Обучение  грамоте (чтение) 1 класс.

                               


Презентация «Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф».
PPT / 1.96 Мб

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока, на которых технология применяется

 

1.

Информационно-коммуникативная

 

IV. Открытие нового знания. Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.

Знакомство с буквой.

(Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Обучение грамоте. 1 класс.)

4.Игра «Найди новую букву». Взаимопроверка.

VI. Первичное закрепление. Чтение слов с новой буквой, объяснение их значения.

VII. Физминутка для глаз.

VIII. Применение нового знания.

Игра «Составляем слова».

2.

Здоровьесберегающая.

IV. Открытие нового знания. Составление модели буквы.

V, VII . Физкультминутки.

VIII. Применение нового знания.

3.Чтение с хлопками.

-Хлопните в ладоши на месте нового звука в словах.

3.

Технология проблемно-диалогического обучения.

III. Целеполагание.

IV. Открытие нового знания.

Составление звуковых схем данных слов. (Работа в парах.)

4.

Личностно - ориентированное обучение.

I. Психологический настрой IV. Открытие нового знания.

5.Игра «Найди новую букву».

VIII. Применение нового знания.

- Чтение (хором, с хлопками, чтение с прикрытой нижней и верхней половинами строки).

X. Рефлексия.

5.

Игровая технология.

IV. Открытие нового знания. Игра «Найди новую букву».

VIII. Применение нового знания.

4.Игра «Составляем слова».

5.Игра «Живые буквы».

- Дайте «живым буквам» команду, как им необходимо построиться, чтобы получилось слово.

 

 

 

 

 

 


Обучение грамоте (чтение) 1 класс

Тема: «Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф».

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.

Воспитательные:

-  эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные

- проявляют  учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;

-  проявляют  любознательность к изучаемому материалу;

- осознают  свою успешность на уроке,

- проявляют  доброжелательность, доверие и внимательность  к окружающим

- внутренняя позиция школьника;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные  УУД: умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

-   определять цель деятельности на уроке;

-  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

- умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- умеют  на основе анализа делать выводы;

-  умеют  устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:

-  умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-  умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме;

-  умеют  совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов;  умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;

- читать слоги  и слова с изученными буквами;

- читать текст вслух.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения,  системно-деятельностный подход.

Тип урока: открытие новых знаний.

Необходимое оборудование и материалы для урока: проектор, компьютер, экран, колонки, Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого,

В. А. Кирюшкина «Обучение грамоте. 1 класс»; запись музыки футбольного марша М.Блантера;  «лента букв», «Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И.», карточки с индивидуальными заданиями; бархатная бумага, нить, счётные палочки, карточки для схем слов, шапочки с буквами, цифры.

 

Ход урока

I. Психологический настрой. (Слайд 2)

-Здравствуйте, ребята! Я хотела бы знать ваше настроение. (Дети показывают условными знаками).

Я рада, вы все готовы начать урок с радостным настроением!

Тогда давайте начинать урок.

- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках чтения? Для чего  это нам нужно? (Дети отвечают. Молодцы!

II. Актуализация знаний.

Повторение изученного о буквах и звуках.

- Я хочу узнать, что вы знаете о звуках и буквах, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем  в игру «Доскажи предложение».

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

Молодцы!

III. Целеполагание. (Слайд 3)

- Посмотрите на картинки, подумайте какая буква встречается в названиях всех этих предметов и сформулируйте тему нашего урока.

(На картинках: телефон, жираф, шкаф, фея, флаг)

- Догадались? Молодцы!

- О каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф».

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд 4)

Познакомимся с …..

Научимся  ….

(Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой)

-Молодцы!

IV. Открытие нового знания. (Слайд 6)

1.Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.

 - А сейчас я предлагаю вам  отгадать загадки:

Дом - стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонек.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется. (фонарь)

Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)

- Проведем звуковой анализ этих слов в парах. (Работа в парах. Составление звуковых схем данных слов.)

Взаимопроверка.

2. Знакомство с буквой. Составление модели буквы ф.

- Ребята, а сейчас я попрошу вас показать, как вы умеете читать.

Хором читаем с доски:  ерма, азан, утбол.

-Не получается? Почему? ( Нет первой буквы.) Как вы думаете, какая буква сбежала из слов?

- Но, ребята, урок  у нас волшебный.  И поэтому если вы сейчас очень постараетесь, то  в ваших руках появится сбежавшая буква. Сконструируйте букву с помощью счётных палочек, бархатной бумаги и нити.

- На что похожа буква? (Дети отвечают)

- Послушайте стихотворения про букву Ф.

Одновременно на слайде появляются иллюстрации. (Слайд 7).

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

 

Федя ходит руки в боки,

Значит, выучил уроки.

 

Всем известно без подсказки

Буква Ф как ключ из сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

 

Ножницы я в руки взял – 

Букву Ф я в них узнал.

3.Чтение слогов с буквой ф (с.71). Договаривание их до полных слов.

V. Физминутка «Хлопки».

4.Игра «Найди новую букву». Взаимопроверка.

- Как называется спортсмен, играющий в игру на букву ф? (футболист). Какой звук обозначает буква ф в словах футбол и футболист? Почему?

-Каждый из вас получил билет на футбольный матч с заданием. Необходимо посчитать, сколько раз встречается среди записанных букв буква ф. На билете карандашом запишите найденное число букв.

(Звучит футбольный марш М.Блантера)

-Поменяйтесь билетами с соседом по парте и проверьте выполненную работу. У кого из вас оказались разные цифры?

VI. Первичное закрепление.

- Читаем слова в «Азбуке» на стр. 71 и разбираем, как вы понимаете их значения.

Слайды 8 – 11.

(Хорошо читающие дети работают со словарями, зачитывая вслух значения незнакомых слов.)

Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве совхоза или колхоза.

Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.

Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства (кондитерская, швейная).     

Флот – крупное соединение военно-морских судов.   

- Найдите среди данных слов слова морской тематики. (Телефон, телеграф, флаг, флот.) Почему вы их выбрали?

- На иллюстрации на с.70 вы видите различные корабли и лодки. Попытайтесь определить старинные суда на картинке (пассажирский пароход, атомный ледоход, эсминец, подводная лодка, фрегат, ладья.)

Российский флот пошёл от царя Петра Первого – первого русского флотоводца. Пётр Первый хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому отправил юношей за границу учиться морскому делу. В Россию же пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия теперь могла охранять свои границы, торговать с другими странами. Все российские морские корабли ходят под Андреевским флагом.

- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и определите, о каком судне идёт в нём речь. (Чтение стихотворения учителем.)

- Как собирался Пётр I «прорубить окно в Европу? (Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю.)

- В каких строках сказано, что царь Пётр I ждал к себе гостей из других стран? Прочитайте.

- Каким выражением можно заменить выражение «все флаги в гости будут к нам…»? (Все страны в гости будут к нам…)

VII. Физминутка для глаз.

VIII. Применение нового знания.

1. Чтение с прикрытой нижней и верхней половинами строки. Самопроверка.

- Переверните пригласительный билет на футбольный матч и прочитайте предложение, состоящее из полуоткрытых слов. Скажите соседу,что у вас получилось и проверьте себя по доске.

2. Чтение (хором) текста на стр. 70 учебника.

- Прочитаем четверостишие из сказки А.С.Пушкина.

- Из какой сказки эти строки? (Из « Сказки о царе Салтане…»)

3. Чтение с хлопками слов на стр.71.

-Хлопните в ладоши на месте нового звука в словах.

4. Игра «Составляем слова» (Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Обучение грамоте. 1 класс).

5. Игра «Живые буквы».

- А сейчас мы поиграем в игру «Живые буквы». (У шести детей на голове шапочки с буквами и, ш, р, а,ф, к)

Перед вами 6 живых букв. Дайте команду, как им необходимо построиться, чтобы получилось слово. (Все читают получившиеся слова.)

IX. Домашнее задание.

- Дома прочитаете слова и тексты на с.70 – 71.

X. Рефлексия. Слайд 13.

- Что нового вы сегодня открыли для себя? Расскажите, что вы узнали о новой букве? Какие звуки она обозначает? В какой домик мы её поселим и на какую строку ленты букв поставим после выводов, сделанных вами?

- Что было самым интересным для вас?

- Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок? Довольны ли вы своей работой? (Показывают смайликами.)

- Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.