Урок на тему «Согласные звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф» (1 класс)
Обучение грамоте (чтение) 1 класс.
Презентация «Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф».
PPT / 1.96 Мб
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы урока, на которых технология применяется
|
1. |
Информационно-коммуникативная
|
IV. Открытие нового знания. Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.
Знакомство с буквой. (Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Обучение грамоте. 1 класс.) 4.Игра «Найди новую букву». Взаимопроверка. VI. Первичное закрепление. Чтение слов с новой буквой, объяснение их значения. VII. Физминутка для глаз. VIII. Применение нового знания. Игра «Составляем слова». |
2. |
Здоровьесберегающая. |
IV. Открытие нового знания. Составление модели буквы. V, VII . Физкультминутки. VIII. Применение нового знания. 3.Чтение с хлопками. -Хлопните в ладоши на месте нового звука в словах. |
3. |
Технология проблемно-диалогического обучения. |
III. Целеполагание.
IV. Открытие нового знания. Составление звуковых схем данных слов. (Работа в парах.) |
4. |
Личностно - ориентированное обучение. |
I. Психологический настрой IV. Открытие нового знания.
5.Игра «Найди новую букву». VIII. Применение нового знания.- Чтение (хором, с хлопками, чтение с прикрытой нижней и верхней половинами строки). X. Рефлексия. |
5. |
Игровая технология. |
IV. Открытие нового знания. Игра «Найди новую букву». VIII. Применение нового знания. 4.Игра «Составляем слова». 5.Игра «Живые буквы». - Дайте «живым буквам» команду, как им необходимо построиться, чтобы получилось слово. |
Обучение грамоте (чтение) 1 класс
Тема: «Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф».
Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.
Развивающие:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.
Воспитательные:
- эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные
- проявляют учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;
- проявляют любознательность к изучаемому материалу;
- осознают свою успешность на уроке,
- проявляют доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим
- внутренняя позиция школьника;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие
- определять цель деятельности на уроке;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- умеют извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
- умеют на основе анализа делать выводы;
- умеют устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
- умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
- умеют слушать и понимать других;
- умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умеют оформлять свои мысли в устной форме;
- умеют совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;
- читать слоги и слова с изученными буквами;
- читать текст вслух.
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, системно-деятельностный подход.
Тип урока: открытие новых знаний.
Необходимое оборудование и материалы для урока: проектор, компьютер, экран, колонки, Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого,
В. А. Кирюшкина «Обучение грамоте. 1 класс»; запись музыки футбольного марша М.Блантера; «лента букв», «Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И.», карточки с индивидуальными заданиями; бархатная бумага, нить, счётные палочки, карточки для схем слов, шапочки с буквами, цифры.
Ход урока
I. Психологический настрой. (Слайд 2)
-Здравствуйте, ребята! Я хотела бы знать ваше настроение. (Дети показывают условными знаками).
Я рада, вы все готовы начать урок с радостным настроением!
Тогда давайте начинать урок.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках чтения? Для чего это нам нужно? (Дети отвечают. Молодцы!
II. Актуализация знаний.Повторение изученного о буквах и звуках.
- Я хочу узнать, что вы знаете о звуках и буквах, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи предложение».
Звуки бывают … (гласные и согласные).
При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).
После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).
Молодцы!
III. Целеполагание. (Слайд 3)
- Посмотрите на картинки, подумайте какая буква встречается в названиях всех этих предметов и сформулируйте тему нашего урока.
(На картинках: телефон, жираф, шкаф, фея, флаг)
- Догадались? Молодцы!
- О каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф».
- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (Слайд 4)
Познакомимся с …..
Научимся ….
(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой)
-Молодцы!
IV. Открытие нового знания. (Слайд 6)1.Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
Дом - стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонек.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется. (фонарь)
Когда светло, прячусь в дупло,
Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)
- Проведем звуковой анализ этих слов в парах. (Работа в парах. Составление звуковых схем данных слов.)
Взаимопроверка.
2. Знакомство с буквой. Составление модели буквы ф.
- Ребята, а сейчас я попрошу вас показать, как вы умеете читать.
Хором читаем с доски: ерма, азан, утбол.
-Не получается? Почему? ( Нет первой буквы.) Как вы думаете, какая буква сбежала из слов?
- Но, ребята, урок у нас волшебный. И поэтому если вы сейчас очень постараетесь, то в ваших руках появится сбежавшая буква. Сконструируйте букву с помощью счётных палочек, бархатной бумаги и нити.
- На что похожа буква? (Дети отвечают)
- Послушайте стихотворения про букву Ф.
Одновременно на слайде появляются иллюстрации. (Слайд 7).
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Всем известно без подсказки
Буква Ф как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Ножницы я в руки взял –
Букву Ф я в них узнал.
3.Чтение слогов с буквой ф (с.71). Договаривание их до полных слов.
V. Физминутка «Хлопки».
4.Игра «Найди новую букву». Взаимопроверка.
- Как называется спортсмен, играющий в игру на букву ф? (футболист). Какой звук обозначает буква ф в словах футбол и футболист? Почему?
-Каждый из вас получил билет на футбольный матч с заданием. Необходимо посчитать, сколько раз встречается среди записанных букв буква ф. На билете карандашом запишите найденное число букв.
(Звучит футбольный марш М.Блантера)
-Поменяйтесь билетами с соседом по парте и проверьте выполненную работу. У кого из вас оказались разные цифры?
VI. Первичное закрепление.
- Читаем слова в «Азбуке» на стр. 71 и разбираем, как вы понимаете их значения.
Слайды 8 – 11.
(Хорошо читающие дети работают со словарями, зачитывая вслух значения незнакомых слов.)
Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве совхоза или колхоза.
Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.
Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства (кондитерская, швейная).
Флот – крупное соединение военно-морских судов.
- Найдите среди данных слов слова морской тематики. (Телефон, телеграф, флаг, флот.) Почему вы их выбрали?
- На иллюстрации на с.70 вы видите различные корабли и лодки. Попытайтесь определить старинные суда на картинке (пассажирский пароход, атомный ледоход, эсминец, подводная лодка, фрегат, ладья.)
Российский флот пошёл от царя Петра Первого – первого русского флотоводца. Пётр Первый хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому отправил юношей за границу учиться морскому делу. В Россию же пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия теперь могла охранять свои границы, торговать с другими странами. Все российские морские корабли ходят под Андреевским флагом.
- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и определите, о каком судне идёт в нём речь. (Чтение стихотворения учителем.)
- Как собирался Пётр I «прорубить окно в Европу? (Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю.)
- В каких строках сказано, что царь Пётр I ждал к себе гостей из других стран? Прочитайте.
- Каким выражением можно заменить выражение «все флаги в гости будут к нам…»? (Все страны в гости будут к нам…)
VII. Физминутка для глаз.
VIII. Применение нового знания.1. Чтение с прикрытой нижней и верхней половинами строки. Самопроверка.
- Переверните пригласительный билет на футбольный матч и прочитайте предложение, состоящее из полуоткрытых слов. Скажите соседу,что у вас получилось и проверьте себя по доске.
2. Чтение (хором) текста на стр. 70 учебника.
- Прочитаем четверостишие из сказки А.С.Пушкина.
- Из какой сказки эти строки? (Из « Сказки о царе Салтане…»)
3. Чтение с хлопками слов на стр.71.
-Хлопните в ладоши на месте нового звука в словах.
4. Игра «Составляем слова» (Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Обучение грамоте. 1 класс).
5. Игра «Живые буквы».
- А сейчас мы поиграем в игру «Живые буквы». (У шести детей на голове шапочки с буквами и, ш, р, а,ф, к)
Перед вами 6 живых букв. Дайте команду, как им необходимо построиться, чтобы получилось слово. (Все читают получившиеся слова.)
IX. Домашнее задание.
- Дома прочитаете слова и тексты на с.70 – 71.
X. Рефлексия. Слайд 13.
- Что нового вы сегодня открыли для себя? Расскажите, что вы узнали о новой букве? Какие звуки она обозначает? В какой домик мы её поселим и на какую строку ленты букв поставим после выводов, сделанных вами?
- Что было самым интересным для вас?
- Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок? Довольны ли вы своей работой? (Показывают смайликами.)
- Спасибо за урок.