Презентация для выступления на родительском собрании "Когда родители мешают профориентации"
Когда родители мешают профориентации – советы, как не навредить своему ребенку
Каждый родитель поддерживает ребенка в том формате, который ему знаком. Задача психолога – рассказать о других способах, как можно помочь ребенку сделать профессиональный выбор. Выделяют три типа родителей в профориентации.
Отстраненный тип. Такие родители не хотят участвовать в профориентации ребенка, считают ее обязанностью школы. К этой же группе причисляю еще тех, кто считает профориентацию ненужным и абсурдным процессом. Обычно они аргументируют так: «Мы выбрали профессию сами. Он тоже что-нибудь выберет. Главное, чтобы образование было». Или так: «У нас вся семья врачи. Из поколения в поколение. Нечего ему выбирать, тоже будет врачом. Дорожка протоптана, поможем реализовать себя в деле».
Погруженный тип. Понимают значимость профориентации, пассивно участвуют в мероприятиях. Если нужно прийти на родительское собрание – придет. Поговорить с психологом – ладно. Поучаствовать в мероприятии вместе с ребенком – хорошо, но будет сидеть в стороне.
Активный тип. Эти родители максимально включены в процесс, активно участвуют во всех мероприятиях от школы. Дополнительно ищут информацию в интернете, у знакомых, задают много вопросов. Готовы оплачивать дополнительные занятия своих детей. Родители этого типа зачастую активнее детей.
Три типа родителей в профориентации соотносятся в пропорции 20/60/20 процентов соответственно. При этом больше всего готовы к профессиональному самоопределению дети «погруженных» родителей. Хуже всего – «активных». Эти родители настолько увлечены процессом, что превращают ребенка в объект профориентации. Субъектная позиция подростка – это главное условие профессионального самоопределения.
Не мешать, говорить, предлагать. Советы родителямНе мешать подростку выбрать свой путь. Старайтесь не навязывать подростку свои идеи, советуйте, но не заставляйте. Например, после работы психолога с родителями, одна девочка написала психологу, что мама, наконец-то, перестала навязывать ей профессию бухгалтера, а сама женщина призналась, что рекомендовала эту специальность, так как сама бухгалтер и знает как работать именно в этой профессии, а другие кажутся ей невостребованными.
Разговаривать с подростком и давать ему обратную связь. Пробуйте задавать профориентационно значимые вопросы, говорите подростку о его сильных сторонах и точках роста.
Поддержите подростка. Помните, что подростку важно ваше одобрение и принятие, помогите ему убедиться в правильности выбора при помощи совметного изучения плюсов и минусов его выбора.
Запомните, что если родители не готовы поддержать детей, но одновременно требуют от них выбрать профессию, возникает двойственная ситуация.