Родительское собрание для родителей первоклассников
Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель родительского собрания:
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Познакомить родителей друг с другом.
Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
1. Вступительное слово
- Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих будущих учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я, так как я только начинаю свой профессиональный путь и я очень надеюсь на Вас, на Ваше понимание, Вашу помощь и поддержку. Ведь без Вашего участия моя работа будет неэффективна. Именно от нашего сотрудничества зависит успех будущих первоклассников, их комфорт, обучаемость и обученность, воспитуемость и воспитанность. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.
2. Уважаемые родители, я прошу Вас сейчас заполнить анкеты, они необходимы для формирования социального паспорта. (заполняют анкету) — прил.1
3. Рассказ о себе, своих целях и задачах. Знакомство с родителями.
- Позвольте немного рассказать о себе. Меня зовут Дарья Анатольевна, я сама окончила эту школу и теперь решила вернуться сюда в роли преподавателя. Учителем я решила стать давно, это мой осознанный выбор и шла я к нему целенаправленно. Своей основной целью я ставлю создание трехстороннего сотрудничества: учитель-ученик-родитель. Мои задачи: воспитание разносторонне развитых личностей, формирование заинтересованности в познании, максимально уютных условий для первоклассников, а так же максимально облегчить адаптационный период, формирование дружного и устойчивого коллектива, не только детей, но и родителей.
- Теперь я передам шарик следующему родителю и Вы расскажите вкратце о себе и своем ребенке/детях (на шарике написан «план ответа»: ФИО родителя(ей), имя ребенка, ваши отличительные черты характера, чего ожидаете от классного руководителя).
4. Рассказ о программе «Школа России»
- Класс будет заниматься по программе «Школа России». Эта программа доступна, даёт хорошие вычислительные навыки, учит детей работать самостоятельно. Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - это воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. Соблюдается преемственность в содержании курса обучения между начальной школой и среднем звеном. С 2011 года все школы перешли на новые стандарты. Все учебники комплекта «Школа России» переработаны в соответствии со стандартами, к каждому учебнику идёт рабочая тетрадь.
- С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, первый учитель, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом Вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Конечно, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учиться вместе со своими первыми учениками, их родителями буду и я — для меня это бесценный опыт! Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
5. Тренинг для родителей и проговаривание правил.
- Уважаемые родители, скажите, можете ли вы назвать школу механизмом? Если да, то какие в нем есть составляющие? Верно, это и учителя, и родители, и ученики... А что бы наш механизм работал исправно, нужно, что бы все его составляющие принимали в этом участие. И какой бы сильной, творческой и мудрой не была одна из сторон, без участия других вся работа будет выполняться, по меньшей мере, малоэффективно.
Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвете, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Его мы будем проводить для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО нужно скорректировать индивидуально для каждого ребенка. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
6. Вопросы организационных моментов:
Уважаемые родители!
Обратите пожалуйста внимание на список документов для бесплатного питания. Необходимые документы нужно предоставить в бухгалтерию.
На доске представлен режим образовательного процесса в 1-ом классе (возможно, с нового учебного года он изменится, конечно, если это произойдет, я всех оповещу).
учебные занятия проводятся только в первую смену
5-дневная учебная неделя
продолжительность уроков – не более 35 минут (первые 3 мес.)
обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся
дополнительные недельные каникулы в феврале
«Ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут
с ноября – 4 урока по 35 минут
с января - 4 урока по 40 минут
с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз
В сентябре и октябре у первоклассников будет проводиться по 3 урока ежедневно. Вы приводите ребёнка не ранее 8:30 в школу. На улице весь сентябрь ребёнка встречаю я, провожаю его в раздевалку, помогаю переодеться. В 8:45 я отведу детей в класс. В 8:50 проводится утренняя зарядка. Для обеспечения порядка и безопасности школьников родители не провожают детей в классы.
Занятия начинаются в 9:00 и заканчиваются в 11:40.
В 11:45 я буду выводить детей в раздевалку, помогу им одеться. После этого передам детей родителям или законным представителям. После уроков я отвечу на все ваши вопросы.
Столовая начинает работу с 4 сентября. Стоимость завтрака в этом учебном году составляет 40 рублей, обеды - 60 (деньги на питание следует сдавать мне утром в пн, на неделю).
Со 2 сентября наличие бейджа и сменной обуви обязательно.
С 18 сентября уроки физкультуры будут проходить в спортивном зале (при хорошей погоде – на стадионе), наличие спортивной формы и спортивной обуви обязательно (смотрите в расписании урок физкультуры).
Расписание уроков для первоклассников будет находиться в группе в соц. сети и на первом родительском собрании я всем выдам его лично. Кружковые занятия во второй половине дня будут проводиться с 18 сентября (расписание занятий будет размещено на стенде для первоклассников).
Дополнительную интересующую Вас информацию Вы сможете узнать у своего учителя.
Теперь нам нужно выбрать родительский комитет. И решить будем мы закупать для всех одинаковые папки для труда и ИЗО или каждый самостоятельно принесет их в начале сентября.
СПИСОК принадлежностей для 1-ого класса представлен на следующем листе.
В нашей школе есть 3 вида группы продлённого дня.
до 18.00;
до 15.30;
платная (3 часа в день), стоит 145 руб/день. В этой группе присмотра ребята будут дополнительно заниматься, разбирать с учителем пробелы в знаниях, выполнять домашние задания и гулять.
Я сейчас пущу по рядам листочек, где нужно отметить нужна ли вам какая-то из этих продлёнок. Если вы сомневаетесь, то поставьте знак ? напротив фамилии и имени своего ребёнка в столбике интересующей вас продлёнки.
Для сплочения коллектива я считаю, что обязательно нужно ходить в походы. Давайте уже в сентябре сходим на природу, поиграем, перекусим, познакомимся поближе.
Обязательно раз в месяц мы будем ездить на экскурсии. Это необходимо для полноценного воспитательного и образовательного процесса. Мне бы очень хотелось узнать, как вы смотрите на то что бы периодически ходить в библиотеку. Сейчас дети очень мало читают, я хочу сделать всё возможное, что бы подружить их с книгой, ведь от начитанности ребенка зависит его интеллект, корректируются логопедические проблемы, формируется грамотность, укрепляется память, развивается мышление и восприятие.
- Домашних заданий в 1 классе нет. Однак, если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений. И здесь, давайте определимся. Если большинством родителей будет решено сейчас, что д.з. в нашем классе существует, но найдутся те, кто не захочет его выполнять, тут не обессудьте, буду звонить лично родителям и разговаривать. Потому как, попустительство с одной стороны приведет к тотальному отказу от выполнения требований учителя и как следствие — потеря его авторитета. Поэтому, в процессе обучение детей я не должна слышать фразы от детей, что домашнего задания не должно быть в первом классе. Я не хочу, и не буду ругать детей, потому как дети всего лишь повторяют слова авторитетного взрослого, в данном случае это может быть один из родителей.
- Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах. Сейчас необходимо решить вопрос выбора родительского комитета, он необходим в классе.
7. Теперь поговорим о готовности Вашего ребенка к школе:
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест (прил. 2).
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе Вам ответил тест, теперь Вы сможете обратить внимание на западающие элементы и отработать их еще раз. Если Вам нужен совет как решить ту или иную проблему, Вы можете обратиться ко мне.
8. Психологическая готовность Вашего ребенка к школе.
Ребёнок, к началу обучения в школе, должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность).
-
Ответственность
Чтобы развить ответственность, родителям нужно разъяснять детям, зачем люди учатся, почему надо много знать, уметь; воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.
НО! Уважаемые родители! Не надо развивать у ребенка гиперответсвтенность, когда он будет в истерике от выполненного задания хуже, чем у друга. Давайте ребенку право на ошибку.
-
Самостоятельность.
Ребёнок должен без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда, учебы. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, выполнять режим дня.
Активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье. Уверенно и легко входят в учебную деятельность именно дети с высоким уровнем самостоятельности.
Только если ребенок ПРОСИТ подсказать — подскажите, если ребенок просит помочь — помогите.
-
Инициативность.
Ребёнок не только должен выполнять требование взрослых, но и предъявлять требования к самому себе, а так же уметь предлагать помощь.
Не отказывайте ребенку, если он хочет что-то сделать сам, предлагает вам помощь!
9. Социализация и адаптация.
Ваш ребенок пошел в 1-й класс. Как вы думаете, уважаемые родители, как изменилась его жизнь, что нового появилось, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути?
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 19 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребенка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они “старались”. В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.
В этот же период жизни, в 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Для адаптации семилетнего ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми.
Давайте разберемся что такое адаптация в общем (примеры родителей).
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, а чаще еще и физическое, его отношение к школе и обучению.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников, так как никто, как мама и папа, не сможет поддержать и помочь ребенку в этот момент, по одной простой причине: я ваших деток пока еще не знаю, они ваши капельки и ВЫ знаете их как никто другой на свете. Поэтому, что бы максимально облегчить этот период, Вам необходимо запомнить следующие моменты:
Будите своего ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос, даже если у вас проблемы, постарайтесь ребенка оградить от негативных эмоций. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка, он еще совсем мал.
Не отправляйте ребёнка в школу без любимой игрушки или купленного талисмана (пусть у ребенка будет «друг»).
Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.д. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день, таким образом вы создадите условия для мотивации и ситуацию успеха.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте – это не займёт много времени.
Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам (если же Вы очень волнуетесь и не находите себе места — лучше позвоните мне).
После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (в первом классе хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки» (это тоже своего рода акцент на режиме школы). Лучше, если они будут подвижными.
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребёнку работать самому (так как в классе мне физически не успеть помочь каждому и ему приходится справляться самому). Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон; поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»); похвала (даже если не очень получается) необходимы – ситуация успеха. Никогда не сравнивайте своего ребенка со старшими братьями/сестрами или с его одноклассниками/друзьями!
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то …», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. Еще сложнее отучить ребенка от подобной системы «дам на дам», ребенок должен получать сюрпризы, но не в качестве «зарплаты» за проделанную работу.
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент для ребенка важнее всего именно его дела, заботы, радости и неудачи.
Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с классным руководителем или школьным психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это показатели трудности учёбы — психосоматические проявления. В таком случае можно поговорить с самим ребенком, расспросить как у него дела с учебой, со взаимоотношениями в классе с ребятами, учителем. Если ребенок не говорит, можно опять таки обратиться к классному руководителю.
Учтите, что даже «большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день, и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
10. Формирование основных правил относительно воспитания детей.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни. А главное — ставьте себя на место ребенка!
Что бы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:
-
- Для нас небольшая памятка по принципу которой я буду действовать в школе, а Вы дома:
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
11. Итог собрания. Заключительное слово классного руководителя.
Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим, я это понимаю и принимаю. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент, поддерживать его во всех его начинаниях, активно помогать ему, сотрудничать с другими родителями, обмениваться опытом, выяснять все сложности и проблемы у учителя и находить вместе способ решения. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.
Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!
12. Рефлексия.
На каждом уроке мы с ребятами проводим рефлексию, т.е. даем самооценку. Сейчас попрошу заполнить последнюю анкету, эта анкета будет оценкой моей работы.
Спасибо за внимание!
Чепелева Татьяна Александровна