Презентация к уроку рисования в 4 классе «Древнерусские воины-защитники»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта изучения темы урока
Предмет |
«Изобразительное искусство» |
Учитель |
Казиев Борис Борисович |
Образовательное учреждение |
МАОУ СОШ №1, г.Черепаново, Новосибирская область |
Класс |
4 |
Тема урока |
«Древнерусские воины – защитники» |
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Технология построения урока |
1) Организационный этап 2) Актуализация знаний. 3) Изучение нового материала 4) Физминутка 5)Педагогический рисунок на доске 6) Творческая деятельность 7) Требования к работе 8) Итог урока. Рефлексия. |
Цель урока |
Формирование знаний учащихся о русских богатырях для создания художественного образа защитника. |
Задачи урока |
1. Выполнить правильный и точный рисунок, аккуратность в работе с красками, самоконтроль на каждом этапе выполнения работы; 2. Развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность; 3. Познакомить учащихся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников, с миниатюрами в летописях. 4. Сформировать интерес детей к изображению богатырей в русском искусстве. 5. Выполнение практического задания – создание художественного образа русского богатыря. |
Основные термины и понятия |
Защитник, доспехи |
Форма проведения |
Комплексно – творческий урок |
Планируемые результаты |
Предметные: развивать навыки композиционного мышления; закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно; развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства Личностные: создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении Метапредметные универсальные учебные действия: Регулятивные: научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания; развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: научить формулировать собственное мнение и позицию; |
Приемы и методы |
Метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; методы проблемного обучения: частично – поисковый. |
Ожидаемый результат |
Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки на практике. |
Используемые современные технологии |
Информационные и – коммуникативные технологии Проблемный диалог |
УМК |
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», автор Б.М. Неменский, Москва, «Просвещение»,2009 год. Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Автор Б.М. Неменский. Москва, «Просвещение», 2012 год |
Формы организации учебной деятельности |
Индивидуальная |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска Презентация «Древнерусские воины – защитники» |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формиров/data/files/i1485871741.ppt (Презентация "Древнерусские воины-защитники")/data/files/a1485871798.mp3 (Песня "Богатырская")ание УУД |
1) Организационный этап. |
Слайд № 2 Учитель приветствует обучающихся и проверяет их готовность к уроку, читает загадку. Ладно скроен, Крепко сшит, За землю русскую стоит. (Богатырь) Знают взрослые и дети, (Богатырь) Слайд № 3 Звучит песня, задается эмоциональный настрой на урок. |
Проверка рабочего места, дают ответы. |
Регулятивные - самостоятельно организовывать свое рабочее место - настроить обучающихся на позитивную деятельность |
2) Актуализация знаний. |
Слайд № 4, 5 Учитель читает стихотворение.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Задает вопросы учащимся, тем самым подводит их к теме урока.
Как выглядели богатыри? Во что были одеты? Какое оружие у них было? Каких богатырей вы знаете? |
Учащиеся внимательно слушают стихотворение и отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока. |
Личностные - формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины Регулятивные - научить строить речевые высказывания в устной форме - формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием Коммуникативные - научить формулировать собственное мнение и позицию |
3) Изучение нового материала |
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства. Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. Слайд № 6 В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец». В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом». Слайд №7 Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев?(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.) – Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов. Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам. Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести. Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке. Слайд №8 – Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский». – Что вы можете сказать про этого героя? – Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения. Слайд №9 В картине «Утро на Куликовом поле» художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Он показывает ожидание битвы, ожидание, полное едва сдерживаемого нетерпения, проникнутое верой в победу. Раннее утро. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Один приподнимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука–скоро начнется битва. Туда, к врагу, направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону татарских полчищ. Слайд №10 – Как выглядел древнерусский воин-дружинник, какой была его защита? Слайд №11 – А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.) – Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? (Живопись.) – Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность |
Выдвигают свои версии, Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют. Отвечают на вопросы.
|
Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание |
4) Физкультминутка |
Слайд №12 С каждым днем мы вверх растем, Хорошеем с каждым днем (Из полуприседа медленно поднимаются вверх.) Стать бы нам чуть-чуть повыше, Чтоб достать руками крыши. (Поднимаются на цыпочки, вытягивают руки вверх.) Раз, два- вверх поднялись, Три, четыре- снова вниз. (Делают корпусом несколько рывков вверх, опускают руки вниз.) Отдохнуть дадим рукам, (Качают опущенными вниз руками.) Поглядим по сторонам: (Поворачивают голову в стороны.) Вот какая красота! После сядем на места. (Садятся на свои места.) |
Выполняют упражнения
|
Личностные: Осознанно заботятся о своем здоровье |
5) Педагогический рисунок |
Учитель рисует на доске, тем самым показывает поэтапное изображение богатыря. Свой рисунок подкрепляет объяснениями и наводящими вопросами. После того, как рисунок был завершён и заданы все вопросы, изображение с доски стирается. |
Учащиеся смотрят на доску, слушают учителя и отвечают на вопросы учителя, и задают свои. |
|
6) Творческая практическая деятельность |
Приступайте к выполнению задания по плану: 1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы. 2. Наметьте размеры будущей фигуры, затем намечаем основные части тела богатыря. 3. Когда фигура готова, приступайте к прорисовке костюма. 4. Прорисуйте черты лица. 5. Следующим этапом будем работа в цвете, сначала основные пятна, а затем детальная проработка. |
Составляют план работы. Рисуют простым карандашом, а затем акварельными красками. |
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. |
7) Требования к работе |
Слайд №13 1. Соразмерность фигуры; оправданно заполнять лист (не мелко, не крупно); 2. Сюжетно-композиционный центр выделить, сюжет должен быть «завязан»; 3. Передать выразительность, ритмичность и пропорциональность фигур; 4. Уметь работать линией, контуром, пятном, штрихом, владеть материалом, изобразительной техникой; 5. Цветовое решение должно быть в характере героев, в контрастных или близких цветах, «теплых» или «холодных». |
|
|
8) Итог урока. Рефлексия |
– Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского богатыря?
|
Рассматривают выставку, оценивают работу свою Отвечают
|
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу
|