Урок по изобразительному искусству в 4 классе «Древнерусские воины — защитники»

43
10
Материал опубликован 8 May 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

 МБОУ «Кишертская средняя общеобразовательная школа

 им. Л.П.Дробышевского»

 Урок Изобразительное искусство в 4 классе

 УМК «Школа России» Б.М.Неменский

 Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна

    Тема «Древнерусские воины – защитники».

  Цели и задачи:

Дать представление об образе защитников древнерусских городов; познакомить с ролью воинских дружин; рассмотреть виды одежды и вооружение их форму, цвет.

Дать представление о символическом значении орнаментов. Познакомить с терминами: «князь», «дружинник», «богатырь», «воевода», «вооруженосец».

  Вид деятельности

работа творческих групп. Аппликация, фломастер, карандаши.

  Планируемые результаты:

 Личностные

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности соотносить свою часть работы с общим замыслом.

-умение обсуждать свою работу и работу своих одноклассников с позиции творческой задачи.

 Метапредметные

-освоение способов решения творческой проблемы

-использование разных средств информации в поиске словарных слов и их значений

-умение планировать и осуществлять творческую деятельность в соответствии с поставленной задачей

- осуществить Метапредметные связи изобразительного искусства с историей, окружающим миром и ручным трудом.

 Предметные

-применение художественных знаний, умений и навыков в выполнении работы

-умение обсуждать свои результаты и результаты товарищей в соответствии с поставленным творческим заданием.

 Оборудование

мультимедийный проектор, презентация (авторская), 5 изображений человека на отдельных листах А3, рабочая тетрадь «Твоя мастерская» 4кл. стр.16-17

  Ход урока:

I. Постановка проблемы (беседа)

-Ребята, что вы рисовали на прошлом уроке?

-Древнерусские города с ремесленными посадами.

-Кроме ремесленников в городах жили и другие люди, как они выглядели?

Чтобы это узнать, мы разделились на 5 творческих групп ,каждая группа представляет такого человека своим сообщением (домашняя работа)

2 слайд. Князь (сообщение детей)

Кто такой князь? Где жил? Как выглядел?

Учитель дополняет

-От славянского князь «конязь» конный воин. Он вождь на войне, он собирал дань, он объявлял войну, он заключал мир. На слайде князь Владимир Мономах и Ярослав Мудрый.

3 слайд. Дружинник (сообщение детей)

Учитель дополняет

-Дружинник это советник князя. Дружина - отряд, который защищал князя и его княжество.

4 слайд. Воевода. (сообщение детей)

Учитель дополняет

-15-17вв. воевода - правитель, глава управления городом, уездом. Одежда с вышивкой и мехом, кольчуга и шлем украшена чеканкой, сафьяновые или кожаные сапоги.

5 слайд. Вооруженосец. (сообщение детей)

Учитель дополняет

Вооруженосцы состояли при великих князьях. На экране князь Святослав Игоревич вооруженосец несет ему доспехи.

6 слайд. Богатырь. (сообщение детей)

Учитель дополняет

7 слайд. Узнаете богатыря? Богатырь рослый дюжий силач, храбрый боец воин, защитник земли русской.

II. Формулировка темы урока

Князь, его дружина, богатыри. Ребята, кто эти люди?

Древнерусские воины - защитники. Тема нашего урока.

III. Беседа.

Воины защитники надевали доспехи, в Древней Руси они считались облегченными. Ковали доспехи кузнецы из меди и железа. Доспехи не только защищали воинов, они были частью костюма, украшением человека.

8 слайд. Шлем - головной убор воина. Шлем напоминает сторожевую башню крепости.

9 слайд. Кольчуга – рубаха, сплетенная из металлических колец, плетеная броня. Доспех из металлических пластин – панцирь.

10 слайд. Щит. Щиты миндалевидные, круглые (первые были деревянными). Мечи, сабли различной формы. Обратите внимание на символы, знаки – обереги. У каждого князя были свои обереги на одежде, на доспехах.

11 слайд. Лук и стрелы. Чехлы и колчаны шили из сафьяна, украшали вышивкой, драгоценными камнями.

12 слайд. Доспехи это и другое оружие - топор, секира, копье, палица. Вы видите воина, на доспехах которого символы, обереги переплетаются в орнамент и составляют украшение в образе защитника. Однообразие в вооружение не было, всякий воин имел доспехи по своему желанию и достатку.

13 слайд. Изучаем некоторые обереги и символы.

14 слайд. Князь и его дружина.

IV. Задание.

На листах вы видите изображение человека в исподней рубашке . Каждой творческой группе нужно «одеть» человека с помощью аппликации, изобразительных средств. Какой группе кого одевать и представлять - князя, дружинника, богатыря, воеводу или во оруженосца , жребий ( Командиры творческих групп тянут жребий). В помощь вам рабочие тетради с изображениями древнерусских защитников и доспехов, не забывайте украшать одежду и доспехи. На работу отводится 20 минут. Работаем по схеме: 1. обсуждаем, 2. планируем, 3. распределяем задание каждому, 4. выполняем задание, 5. создаем целостный образ,6. представляем работу на доске. Работаем дружно, согласованно, командиры групп слушает каждого, каждый слушает командира.

Творческие группы выполняют задание (Учитель выступает как помощник, как консультант).

V. Рефлексия.

Работы ребята развешивают на доске (муз. сопровождение) Учащиеся отвечают на вопросы:

-Узнайте воинов-защитников на доске

-Что вы узнали нового?

-Что понравилось делать на уроке?

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

-Как вы оцениваете работу других творческих групп.

 

   Литература:

1.Рабочие программы ФГОС Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1-4 классы М., « Просвещение» 2012

2. Уроки изобразительного искусства ФГОС Поурочные разработки 1-4 под редакцией Б.М. Неменского М.,«Просвещение» 2012

3. Поурочные разработки по изобразительному искусству 4 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского М., «ВАКО» 2013

4. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» 4 кл. ФГОС Л. А. Неменская под редакцией Б.М.Неменского М., «Просвещение» 2012.

   Информационные источники:

1. Войско Древней Руси – Википедия. URL

2. Воевода. URL

3. Древнерусские воины в картинках 5 тысяч изображений найдено в Яндекс. Картинках. URL

4.Древнерусский дружинник второй половины X века, опыт реконструкции Sword Master. URL

5.Ответы @ Mail. Ru. Из чего состояло вооружение древнерусского воина.

6. Форум Славянское Наследие. Просмотр темы - Древнерусское оружие в картине

В.М.Васнецова «Богатыри».

   Аннотация.

Обоснование использования ИКТ.

На уроке я использовала ИКТ – презентацию, благодаря которой учащиеся получили сжатую, краткую и понятную информацию в виде картин, зарисовок, схем. Каждый слайд комментируется сообщением творческой группы, полученным предварительно из разных источников: энциклопедия, окружающий мир, интернет. Ответ дополняется учителем. Я считаю, что использование ИКТ на данном уроке, было необходимым и целесообразным и позволил успешно организовать детей к творческой работе.

Использование ИКТ на уроках ИЗО позволяет:

-создать условия для положительной мотивации к предмету;

-создать условия для эффективного обучения;

-эмоционально настроить учащихся к творческой активной деятельности;

-виртуально посещать музеи мира и знакомиться с произведениями искусства;

-расширять информационный кругозор.

Презентация "Древнерусские воины-защитники" 4 класс
PPTX / 2.58 Мб

Предварительный просмотр презентации

Древнерусские воины – защитники 4 класс МБОУ «Кишертская средняя общеобразовательная школа им Л.П. Дробышевского». автор: Ватолина Светлана Анатольевна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Содержательный урок! Светлана Анатольевна.

28 November 2018

Благодарю, за отзыв Майя Владимировна.

28 November 2018

Светлана Анатольевна! Спасибо за урок, беру на заметку!

28 November 2018

Вам спасибо, Валентина Ивановна, за внимание.

28 November 2018

И я взяла на заметку! Пригодится!!!

2 February 2019

Урок не только на конспекте, практикую лет 10. Думаю пригодится, Марина Юрьевна.

8 February 2019

Актуальная тема! Готовимся к празднику защитников Отечества!

8 February 2019

По программе Б. М. Неменского тема урока второй четверти, но можно и поменять.

8 February 2019

Замечательная работа!!!!!! Спасибо!!!!!!

9 February 2019

Вам спасибо, Наталья Валерьевна, за внимание и добрые слова!!!

10 April 2019