Методическая разработка урока по теме «Древнерусские воины-защитники — пример мужества и истинной любви к Родине»

4
0
Материал опубликован 7 February 2018 в группе

Методическая разработка урока по теме:

«Древнерусские воины-защитники – пример мужества и истинной любви к Родине»

Введение

Одним из векторов духовно-нравственного воспитания является формирование истинных патриотических чувств и ощущения национальной идентичности у обучающихся. На уроках изобразительного искусства эту важную работу можно совместить с еще одной составляющей духовно-нравственного развития – эстетической, ведь внутреннее становление личности немыслимо без понимания истинного искусства и любви к нему.

Воспитание патриота в начальной школе должно быть включено в любую работу. На уроках ИЗО этот процесс возможен в том числе и во время изучения темы «Древнерусские воины-защитники». Богатыри всегда являлись примером мужества, верности и любви к Родине. Важно не просто научить учащихся рисовать их на бумаге, соблюдая все правила изображения человека, но и показать воинов как нравственный идеал и ориентир.  

Данная методическая разработка применяется на уроках в 4-ом классе и преследует следующие цели:

·                познакомить и обсудить картины русских художников с изображением образов воинов;

·                формировать национальную идентичность учащихся;

·                познакомить с ролью воинских дружин;

·                рассказать о видах одежды и вооружении русских воинов;

·                воспитывать патриотические чувства к Родине;

нравственно-эмоциональное отношение ко всему происходящему;

·                изобразить с помощью разных средств выразительности образы воинов;

·                познакомить с терминами «князь», «дружина», «палица», «сеча».

Основной вид деятельности учащихся - рисование по представлению с помощью смешанной техники.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о роли воинов в жизни города, Отечества; какими нравственными качествами должен обладать воин;  познакомятся с особенностями их одежды и вооружения; выполнят по представлению их портреты.

Оборудование, необходимое для реализации методической разработки:

для учителя: доска, мел, репродукции картин художников Васнецова В., Билибина И., иллюстрации к сказкам из детских книг, отрывки из сказок А.С. Пушкина, из былин,  интерактивная доска, детские работы с изображением русских богатырей, костюм русского богатыря;

для учащихся: альбом для рисования, гуашь, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

 Основная часть

Ход урока

1.              Организационный момент (Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

-Вот опять звенит звонок, начинается урок!

2. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним все то, о чем мы говорили на прошлых уроках. Посмотрите на карточки, которые лежат на ваших партах. Некоторые слова и выражения пропали, вам нужно их восстановить, таким образом заполнив островки.

Прием «Островки»

Самой большой страной мира является наша Родина – ___________. Раньше русские города строили не только, как поселения, но и как _____________. Каждая ______________ имела крепостную____________, которая защищала город от _____________. Крепостная ______________ имела ______________________башню, откуда наблюдали, не приближается ли вражеское войско.  При дворе князя служили _________, которые защищали народ как от внутренних, так и от внешних врагов. А князь был главным_______________________. В случае нападения на город врагов он сам командовал своей ратью. Это отражено во многих русских народных сказках, например таких, как _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.              Самоопределение к деятельности

- Ребята, а теперь давайте вспомним, в каких еще сказках присутствуют богатыри-защитники. Посмотрите презентацию и попытайтесь угадать произведение.

Прием «Смотрю, слушаю, угадываю»

Показ презентации «Иллюстрации к  сказкам». Параллельно учитель читает отрывки из сказок А.С.Пушкина.

       1. В те поры война была.

       Царь Салтан, с женой простяся,

       На добра коня садяся,

       Ей наказывал себя

       Поберечь, его любя.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

3.              Петушок кричит опять,

Царь скликает третью рать

И ведёт её к востоку

Сам, не зная, быть ли проку.

 («Сказка о золотом петушке»).

4.              Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна стала ждать его одна.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

-  Добрая память о русском воине как о патриоте и защитнике Родины живет до сих пор! А какими человеческими качествами обладали богатыри? И чему нам стоит у них поучиться?

Прием «Кластер»: по центру доски слово «богатыри». Ребята по одному выходят и вокруг пишут качества, которыми обладает богатырь.

                                                  Бесстрашные

Мужественные                                                             Преданные  Отчеству

                                       Богатыри

 

       Честные                                                       Настоящие друзья

                                           

                                                      Храбрые, сильные.

                                                          

- Ребята, а вы бы хотели быть похожими на богатырей? Чем?

(ответы учеников)

С малых лет мальчиков воспитывали и обучали военному делу. Учили их быть сильными, храбрыми, ответственными. Такими качествами должны обладать и современные мужчины. Образы народных защитников, богатырей воспевались в особых сказаниях, которые назывались «былины». Часто в былинах говорилось о каком-то событии, происходившем в действительности. И в них мы видим присутствие элементов сказочности, фантастики.

-Ребята, а сейчас подумайте и ответьте на вопрос: какой будет тема нашего урока? (Ученики выдвигают свои версии)

-Тема нашего урока: «Древнерусские воины-защитники».

4. Работа по теме урока

- Каких сказочных богатырей из русских былин вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

 Иногда в былинах эти герои сражаются с вымышленными сказочными злодеями-драконами, с Соловьём-разбойником. Да на деле не раз приходилось храбрым русским воинам участвовать в жестоких битвах, в которых решалась судьба города, Родины. Раньше крупные сражения называли сечей. Былины слагались не только поэтами, часто их авторами были сами воины. Вот отсюда и дошли к современникам и потомкам рассказы о необыкновенной храбрости и смелости русских воинов при защите ими границ Русского государства от непрошенных гостей. Сегодня в гости к нам прибудут знатные богатыри, имена которых любит и знает каждый из нас.

- Воинов-защитников воспевали не только в русских народных сказках и былинах, их изображали на своих полотнах известные художники. Сейчас вы увидите на слайдах репродукции картин разных мастеров изобразительного искусства. У вас на карточках названия и авторы этих полотен. Попробуйте по изображению угадать название картины.

Прием «Отгадай-ка!»

Демонстрация слайдов - картин В.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами» и других художников.

- Как вы думаете, квакая из этих картин самая знаменитая? («Богатыри»).

- Кто изображён на этой картине? (Богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

3. Познавательная информация.

 - А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили для нас интересные сообщение об этой картине.

Выступление учащихся.

Текст выступления 1-ого ученика.

На картине изображены три богатыря, главные герои русских былин – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. В центре на вороном коне – Илья Муромец, он смотрит вдаль из-под ладони. Слева на белом коне Добрыня Никитич, который вынимает меч из ножен. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, он держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен.

Три богатыря изображены на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих ёлочек. Пасмурное и тревожное небо означает грозящую богатырям опасность.

Эта картина находится в Третьяковской галерее, она довольна большая (3 на 4 метра) и занимает почти всю стену.

Текст выступление 2 ученика

Илья Муромец - самый старший из всех богатырей, не зря остальные часто и с уважением зовут его по отчеству – Илья Иванович. Этого богатыря в народе любили больше всех, его даже возвели в ранг святых, и 1 января, кроме встречи Нового года, мы отмечаем день святого Ильи Муромца.

Илья Иванович одет в черную кованую кольчугу. Кольчуга – специальная воинская рубашка, которую изготавливали из продетых друг в друга железных колец. На голове у него стальной богатырский шлем. Даже для того, чтобы носить такие доспехи, надо обладать большой силой. В одной руке у него копьё, в другой - булатная палица. Эта палица – ещё одно подтверждение необычайной силы Ильи Муромца, в былинах сказано, что она весу была «сорока пудов». Пуд – старинная русская мера веса, равная 16 кг, умножьте это на 40, и вы получите представление о силе человека, который такой палицей громил врагов.

Текст выступление 3 ученика

Добрыня Никитич был из купцов, и это отражается в его внешнем виде. Он одет в дорогие доспехи. В его руках находится щит, украшенный драгоценными камнями. В былинах Добрыня Никитич – молодой человек, как и Алёша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

 С другой стороны от Ильи Ивановича самый молодой богатырь, Алёша. Он родом из семьи священнослужителей, и это отражено в его прозвище – Попович.

Текст выступление 4 ученика

Алёша с раннего детства был таким сильным, что даже не мог играть со сверстниками. В былине говорится, что от неимоверной силы Алёши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: «Кого он возьмёт за ручку - ручка прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь».

У Алёши к седлу привязан колчан со стрелами, а ещё мы видим гусли. Богатыри любили музыку и умели играть на музыкальных инструментах.

Действительно, в старину богатырей специально учили строевым песням. Идёт княжеское войско в поход – и воины в пути поют песни. Самыми распространёнными строевыми песнями тогда являлись былины – повествования о подвигах народных героев.

Вот как много рассказала нам картина Виктора Михайловича Васнецова. Подробно рассмотрев её, мы узнали, как одевались в старину русские воины, чем они были вооружены и даже чем любили заниматься во время отдыха от ратных дел.

-Спасибо ребятам за интересную информацию. А теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопросы.

Фронтальный опрос

-Что говорят нам декоративные детали? (Драгоценные украшения на щите Добрыни Никитича – о том, что он родом из купеческой семьи; гусли у седла Алёши Поповича – о характере самого молодого богатыря.)

- Какие цвета использовал художник, чтобы передать различия даже в облике коней богатырей? (У Ильи Муромца конь - чёрный, у Добрыни Никитича – белый, у Алёши Поповича – рыжий.)

-Кто помнит, как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка.)

-Кто из этих богатырей сам ковал себе меч? (Илья Муромец.)

5. Самостоятельная творческая работа.

- А перед тем как вы приступите к работе, мне хотелось бы показать поэтапность выполнения изображения воина-защитника.

*Показ на интерактивной доске последовательности выполнения  задания.

(Дети начинают свою творческую работу)

6.Физкультминутка

- Чтобы немного отдохнуть, проведём физкультминутку, которая называется «Нарисуй портрет»

Ребята поочереди выбегают к интерактивной доске и дорисовывают основные составляющие элементы портрета. Таким образом мы и разминаемся, и повторяем.

7. Продолжение творческой работы (Школьники возвращаются к самостоятельной работе и завершают её).

8. Рефлексия. Показ слайдов.

- Вам пришлось рисовать много новых предметов – частей одежды русского воина и его вооружения. Давайте вспомним названия этих предметов. Я показываю вам слайды, а вы называете предмет, который на нем изображен и рассказываете, как этот предмет связан с нашей темой.

Прием «Говорящая картинка»

Первый слайд: изображен шлем, головной убор богатыря.

Второй слайд: изображена кольчуга, это тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который носил богатырь.

Третий слайд: изображен щит, им богатыри прикрывали свое тело в бою.  

Четвертый слайд:   изображен меч, который состоит из клинка и рукоятки, им сражались богатыри.

Пятый слайд: изображена палица, или булава, тяжелое оружие богатырей, состоящее из рукоятки и круглой ударной части

Шестой слайд: изображено копье, пика -  колющее оружие воина на длинном древке.

9. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

- Ребята, посмотрите, какие замечательные богатыри у нас получились! Мы говорили сегодня с вами о том, что древнерусские воины-защитники – это нравственный образец и идеал для нас. А чем бы вы хотели быть похожими на богатырей?

(Краткие ответы учеников)

10. Домашнее задание: Придумать синквейн на тему «Богатыри». Приготовить сообщения о городах – Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва.

      

Заключение

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и чувства национальной идентичности, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках ИЗО дает отличные результаты. Учащиеся не только с интересом изображают богатырей во время практической части урока, но и хотят быть на них похожими. Среди качеств, которые бы ребята желали «позаимствовать» у богатырей: мужество, смелость, отвага, верность, умение дружить, любовь к Родине и т.п.

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Формирование патриотизма у школьников должно начинаться с первого класса и сначала принимать самые доступные формы, пример тому – данный урок.

Не стоит умалять и работу, направленную на формирование эстетической культуры, чуткости, вкуса и чувства прекрасного у школьников. Одновременно с воспитанием истинных патриотов, на данном уроке идет формирование умения и стремления вносить элементы прекрасного во все сферы жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

 

Список использованной литературы и источников

1. Пушкин, А.С. Сказки / А.С.Пушкин // М.: Детгиз, 1946.- 47 с.: ил.

2. Ганжа Н. И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 7-9.

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/364611

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkim-bylinam-bogatyrskaya

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации