Предварительный просмотр презентации

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида «Яблонька» «Говорящий пластилин» Образовательный проект Выполнила: учитель-логопед Нищева С.А.

Актуальность проекта В настоящее время число детей с речевыми нарушениями неумолимо растет. Многочисленную группу среди них составляют дети с фонетико–фонематическим недоразвитием (ФФН). ФФН – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом.

Актуальность проекта Для данного контингента детей огромную трудность представляет постановка правильной артикуляционной позы, так как это сложный двигательный навык. Однако, важнейшим условием правильного звукопроизношения является полноценная работа органов артикуляционного аппарата. Поэтому, чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, необходимо использовать инновационные технологии.

Цель проекта: развитие артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством пластилинографии

Задачи проекта: Коррекционно-образовательные: формировать умение правильно произносить звуки; познакомить с артикуляционными признаками звуков (положение губ, языка, характер воздушной струи); характеризовать артикуляционные уклады, используя объёмные модели. Коррекционно-развивающие: подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков; применить пластилинографию как элемент подготовительной работы при постановке звуков; использовать детские аппликаторные слепки как обучающее средство; развивать речевую и мелкую моторику. Воспитательные: повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность; воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Ожидаемые результаты проекта: сформированность артикуляционной моторики; знание артикуляционных признаков звуков (положение губ, положение языка, характер воздушной струи); умение принимать правильную артикуляционную позу в зависимости от названного звука; умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую; умение правильно произносить звуки; развитие речевой активности; развитие аккуратности, самостоятельности

Этапы проекта I этап – подготовительный(информационно-аналитический). Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы. Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной теме проекта. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта «Пластилиновые звуки» поэтапного плана работы; Определение системы мероприятий по реализации проекта. Выявление уровня сформированности артикуляционной моторики

II этап – основной (практический) Проведение занятий по развитию артикуляционной моторики посредством пластилинографии Работа с воспитателями. Сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения пластилиногафии в педагогический процесс, рекомендации по ее выполнению и проведению. Работа с родителями. Консультация о роли пластилинотерапии в ходе развития артикуляционной моторики, способствующей воспитанию правильного звукопроизношения. Контроль процесса деятельности детей по этапам проекта

Пластилинография способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника использования пластилина

На первых двух занятиях каждого нового исправляемого звука учитель-логопед показывает ребенку правильную артикуляцию звука, сравнивает речевой звук с неречевым (например, звук с свистит как воздух , который выходит из насоса, звук ш-шипит змея, звук з-зудит комар и т.д.), Звук [C] Звук [З]

Совместно с детьми приступает к моделированию пластилиновой артикуляции конкретного звука, т.е. лепит, пластилиновые губы, пластилиновый язычок, наклеивает полосочки, соответствующие температуре воздушной струи .

Модель объемные губы Этапы работы по изготовлению модели «Объёмные губы»: 1. Размять пластилин в руках; 2. Изготовить ровный гладкий шарик; 3. Сформировать жгутик или колбаску 4. Соединить два конца жгута, получит кольцо; 5. Место соединения закрепить и соединить в угол; 6. Выделить уголки губ; 7. Смоделировать форму верхней губы; 8. Сравнить модель с рисунком.

Модель объемного язычка

III этап– заключительный Закрепление полученных навыков. Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Презентация проекта

Заключение Таким образом, пластилинография способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Во время лепки у ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка». В.А. Сухомлинский