Предварительный просмотр презентации
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста
Дисграфия «графо»-пишу,«дис»- расстройство «Стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики(т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха» (А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева)
Обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры головного мозга. Письмо – сложный многоуровневый процесс Для овладения письмом необходимо своевременное формирование всех областей мозга и их сохранность.
Следствие: Это приводит к нежеланию и отказу выполнять письменные задания Посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчётливо Во взрослой жизни: Затруднения становятся препятствием на пути к достижению успехов в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и грамотного их оформления Ограничивают письменные контакты с родными и близкими
перенесённые травмы или заболевания головного мозга; слабая готовность ребёнка к школе; недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье; неблагоприятная семейная обстановка; несформированность слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти; недостаточность моторного развития; несформированность пространственного восприятия; несформированность фонематического восприятия и слуха; отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи Причины развития дисграфии:
Последствия дисграфии: невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе; существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся; информационная блокада и, как следствие, вторичное интеллектуальное отставание; психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).
Письмо - это сложный навык и вид графомоторной деятельности «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С.Выготский
Процесс письма 3.Речезрительный анализатор 4.Двигательный анализатор 2.Речедвигательный анализатор 1.Речеслуховой анализатор помогает осуществлять проговаривание помогает произвести отбор нужного звука участвует в подборе нужных букв помогает осуществлять движения мелких мышц кисти согласованная работа различных анализаторов
Дисграфические ошибки: Стойкие Сохраняются в течение многих месяцев Повторяются Обусловлены несформированностью высших психических процессов
Регуляторная дисграфия У детей отмечаются проблемы: с удержанием произвольного внимания; с ориентировкой в задании; включения в задание; с переключением с одного задания на другое
Поддержание рабочего состояния активного тонуса головного мозга У детей наблюдается: повышенная утомляемость, уровень работоспособности меняется в течение недели, дня, урока; величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления
Регуляторная дисграфия У детей отмечаются ошибки: устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с; пропуски и замены гласных; нарушение порядка букв в слове; слитное написание слов; повторение букв, слогов, слов; пропуски букв, слогов, слов; трудности языкового анализа;
Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу У учащихся наблюдаются сложности: В ориентировке на тетрадном листе; В нахождении начала строки и ее удержании; У детей отмечаются ошибки: наклона и высоты букв; несоответствия букв по размеру; раздельное написание букв в слове; замена зрительно похожих и близких по написанию букв (к-н)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД позволяет разработать специфические, индивидуальные коррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаимосвязи с другими психическими функциями и во взаимодействии с определенными зонами мозга
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ Упражнения при смешивании букв по зрительнопространственному сходству «Зеркальные рисунки»: написание букв, сопровождается их иллюстрациями; написание «волшебного диктанта», в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные черточками: шуба – ш_ _ _
Упражнения при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству Упражнения при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству игра «Хлопни и топни»: Звонкие звуки – прохлопать, глухие протопать. Чем больше жестов будет включено в упражнение, тем скорее будет достигнут результат игра «Плюс-минус» Работа с карточками. На одной написан знак «+», на другой знак «-». Произнося слова с начальными звонкими и глухими согласными звуками, учащийся должен поднимать соответствующую карточку
Работа с материалом Работа с материалом Учащийся ощупывает материал и одновременно называет звуки: Упражнения при пропусках букв в словах: «Арабское письмо» Ученик должен записать слова, диктуемые с правой стороны строчки и наоборот, т. е. задом на перед: б – бархат, п – пенопласт, т – тесьма, в – вельвет и т д. «В океане живет рыба ёж». Ребенок пишет: «же абыр тёвиж енаеко В».
Упражнение «Древнерусское письмо» Упражнение «Древнерусское письмо» Ребенок записывает слова только согласными буквами, обозначая гласные многоточиями, затем только гласными по такому же принципу: Упражнение «Неудачный робот» Ребенок - робот, взрослый-конструктор. Робот пишет слова не полностью, а только определенную часть. Недописанную часть слова робот отмечает черточками: «Отважный Миша бежит от мыши». Ребенок пишет: «…тв…жн…й М…ш... б…ж…т …т м…ш…». Затем: «О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и». слово понедельник будет написано: по _ _де_ _ _ик.
Упражнение «Волшебный диктант» Упражнение «Волшебный диктант» Вводятся символы обозначения слов. Например, слова с буквой с обозначаются как «Х», слова с гласной е – «+», все остальные – «/»: «Мы смотрим на птичьи стаи на небе». Ребенок пишет: «/ Х / / / / +».
ВЫВОД: В представленных методах предусматривается развитие всех необходимых функций и одновременно достигается развивающая цель; Вырабатывается умение следовать правилам, развивается речь, воображение, пространственные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление – все, что необходимо для овладения русским языком