Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Готовность детей к школьному обучению»
Пояснительная записка к презентации
Готовность детей
к школьному обучению
Круглый стол для родителей
детей старшего дошкольного возраста.
Разработала и провела:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Надежда Сергеевна Пархоменко
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни, что в детском саду и осуществляется. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.
Компоненты готовности детей к школе
Личностная готовность.
У ребенка должна быть сформирована готовность к принятию новой социальной позиции – школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, к самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - ранец, учебники, тетради, ручки, карандаши), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо уметь управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным, когда у ребенка сформирована иерархическая система мотивов.
2. Интеллектуальная готовность.
Данный компонент готовности к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным, расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизводить образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.
3. Социально-психологическая, волевая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Таким образом, волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. При этом речь идет не только об умении детей слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка очень важно, но и об умении слушать, вникать, в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.
4. Физическая готовность к школе.
Под физической подготовленностью детей понимают степень сформированности навыков основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье) и уровень формирования физических качеств.
У детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы такие физические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, статическое равновесие, зрительно-моторная координация.
5. Речевая готовность к школе.
Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.
Особое внимание следует уделять следующим параметрам:
1. правильное произношение всех звуков речи;
2. умение различать звуки речи на слух;
3. умение выделять звуки из начала, конца, середины слова;
4. умение последовательно называть звуки в слове;
5. достаточный словарный запас;
6. сформированный грамматический строй речи;
7. владение связной речью: умение пересказывать текст и составлять рассказ по сюжетной картинке или серии картинок.
Система работы в детском саду по формированию готовности детей к школьному обучению
В детском саду проводится огромная работа по формированию у детей готовности к школьному обучению: систематические занятия формируют базу знаний детей об окружающей действительности; в процессе осуществления разных видов деятельности педагогов с детьми у последних формируется восприятие, внимание, память, мышление, речь; на музыкальных занятиях и при подготовке к праздникам и развлечениям с детьми разучиваются стихи, песни, танцы; на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети учатся пересказывать тексты, составлять рассказы, взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми занимаясь проектной деятельностью с детьми педагоги учат детей находить новые знания, делать умозаключения и выводы; в ходе логопедических занятий осуществляется коррекция нарушений речи; на занятиях физической культуры у детей формируются быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, статическое равновесие, зрительно-моторная координация; на занятиях по изобразительной деятельности развивается восприятие, внимание, воображение, мелкая моторика пальцев рук. Кроме того, для детей подготовительных групп проводятся специальные мероприятия, способствующие формированию мотивационной готовности к школе: экскурсии в библиотеку, экскурсии в школу, беседы о школе, игры в школу и др.
Таким образом, весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду построен таким образом, чтобы помочь Вашим детям полноценно подготовиться к школьному обучению. Вот почему важно систематически водить ребенка в детский сад.
Уважаемые родители!
Чтобы ваши усилия по подготовке детей к школе были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
Помните: интерес – лучшая мотивация, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
Успехов Вам и Вашим детям!