Родительское собрание в начальной школе «Психосексуальное воспитание детей младшего школьного возраста»

0
0
Материал опубликован 21 October 2017

Психосексуальное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предупрежден – значит вооружен.

Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален. Последние исследования показывают, что сейчас половое созревание детей начинается раньше. Поэтому так важно предоставить детям верную информацию, прежде чем он "нахватается" сведений из сомнительных источников, будь то интернет или друзья. Это способствует загрязнению представлений о сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой жизни.

Знания такого характера дети младшего школьного возраста должны получать от своих родителей, поскольку именно в семье ребятишки знакомятся с явлениями: рождения сестрички или братика, наблюдают беременность мамы или близкого родственника.

 Для полноценного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что его связывает с отцом. Понимание ребенком, какие роли играют мать и отец, готовит его самого к этой функции в будущем. Если родители не разговаривают на такие деликатные темы с сыном или дочерью, либо рассказывают пресловутые сказки про аиста и капусту, у ребенка может возникнуть ощущение, что он не родной, приемный. Тем более, когда в семье ожидается еще один малыш, который "поселился в животике у мамы. 

Именно с самых близких людей, мамы и папы, начинается половое воспитание детей. 

Физиологические и психологические особенности детей

Младший школьный возраст - период накопления знаний. Детей в этом возрасте отличает доверчивость, подчинение авторитету, внимательность, излишняя восприимчивость, наивность, игровое отношение ко многим событиям. На эти психологические факторы должны опираться родители, осущест­вляя половое воспитание школьников. Очень важно не упустить этот момент, развивать в детях такие нравственные качества, как сдержанность, стыдливость, готовность.

В школьные годы начинают более четко проявляться различия в физиологии мальчиков и девочек. Например, начиная с семилетнего возраста грудная клетка мальчишек больше, чем у девочек. С девяти-десяти лет девочки немного отстают от ребят в росте, прибавляют в массе в отличие от парней.

Возраст 9-10 лет — это период подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек — к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро, и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбивается на два лагеря — мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической» литературой и подражают ее персонажам. Они больше тянутся к отцу, а при отсутствии его — к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола.

В младшем школьном возрасте наблюдается такой феномен, как поляризация полов. Это естественная закономерность развития, которая внешне зачастую проявляется агрессивным поведением со стороны мальчиков и оборонительным поведением со стороны девочек. И то и другое на самом деле отражает внутренний интерес к противоположному полу. Мальчик дергает девочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится».

Крайне необходима на данном этапе психологическая помощь школьникам. Для установления между мальчиками и девочками здоровых отношений следует чаще организовывать совместные мероприятия, такие как походы, посещения музеев, выставок, театров и т.д.  Тогда к 10-12 лет мальчики переходят к совместной с девочками социальной активности, к увеличению количества друзей другого пола.

Пробуждение полового влечения и первая влюбленность.

Младшим школьникам свойственны поступки, связанные с пробуждением полового влечения. Дети начинают интересоваться взаимоотношениями полов, крутятся у зеркала, стремятся понравиться (в особенности девочки). У мальчишек формируются такие качества, как мужественность, возникает готовность защищать девочек и помогать им.   Влюбленность, возникающая в младшем школьном возрасте, практически полностью лишена сугубо полового содержания. Детская любовь, а если быть точнее дружба ничего опасного в себе не таит: она чистая, естественная, прямая.

Период от 7 до 12 лет можно смело назвать началом детского романтизма. Стереотипы мужского и женского поведения достаточно прочно усвоены. Фильмы и книги играют в этом далеко не последнюю роль, школьники очень впечатлительны, они отождествляют себя с героями произведений и в жизни стараются вести себя также. Девочки мечтают о шикарной свадьбе и куче детишек, мальчишки - о том, что станут доблестными рыцарями и спасут свою возлюбленную.  Мальчики и девочки могут часами и днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу лишь для того, чтобы его увидеть, репетировать слова, которые произнесет при встрече. Ча­сто детская влюбленность касается людей старшего возраста. Ребята влюбляются в своих учителей, братьев, сестер, друзей, и даже в родителей.  Привязанность, начавшаяся в младшем школьном возрасте, может оказаться настоящим серьезным чувством и сохраниться в течении всей жизни. Поэтому дети очень мучительно реагируют на разлуку с объектом своей детской влюбленности. Личного общения не может заменить переписка по телефону или звонки, они еще не такие самостоятельные. К концу младшего школьного возраста у мальчиков и девочек формируется своя стратегия поведения с противоположным полом, и в дальнейшем, в зависимости от опыта, она будет лишь корректироваться.  Дети начинают анализировать свои чувства и чувства других людей, обращают внимание на малейшие особенности поведения объекта симпатии: он попросил ластик у меня, а не у соседа по парте - значит, любит! На этом этапе родители могут сесть вместе со своим ребенком и подробно разобрать допущенные ошибки, придумать, как привлечь внимание объекта детской влюбленности, как помириться, если дети в ссоре. В будущем это научит школьника разбираться в себе и в людях. 

Сексуальное развитие и воспитание

Российские психологи и сексологи сходятся во мнении: в процессе поло­вого воспитания школьников нужно стремиться к тому, чтобы у ребят были сформированы следующие представления:

о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в детском организме;

о биологической стороне репродуктивной функции;

об изменениях в эмоциональной (колебаниях настроения, возможных конфликтах с окружающими, о первых детских влюбленностях и т. п.) и социальной сферах (статус школьника изменяется: к нему предъявляются другие требования, возрастает ответственность за свое поведение);

о дружбе как многогранном проявлении отношений между людьми;

о том, как можно строить внутрисемейные отношения на принципах равенства и взаимного уважения. 

Не надо бояться детских вопросов на тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Родителям следует помнить, что в каком бы возрасте ни задавались эти и иные вопросы - это не признак распущенности, плохого воспитания или озабоченности  - это естественный, абсолютно нормальный процесс, без которого невозможным было бы гармоничное развитие человека, в том числе продолжение рода. 

Приведем простые правила, которые следует соблюдать в половом воспитании школьников: 

Необходимость подготовки девочек к менструациям, а мальчиков к поллюциям . Такая подготовка необходима и предотвращает возникающие иногда невротические реакции на проявления половой функции, но половое просвещение младших школьников этим не исчерпывается. К этому времени ребенок должен приобрести основные общие знания о поле. В младшем школьном возрасте эти сведения воспринимаются более спокойно, чем в пубертатный период.

Дети в младшем школьном возрасте должны узнать о мужской семенной клетке, женской яйцеклетке, оплодотворении, беременности, матке, плаценте, пупочном канатике, питании плода, развитии в животе матери и движениях плода, процессе родов, схватках, последе, выкидыше, питании новорожденного, кормлении малыша и уходе за ним, органах размножения мужчины (половой член, семенники) и женщины (влагалище, яичники, матка).

Роль родителей заключается не в том, чтобы наказывать за нежелательные, по их мнению, проявления психосексуального развития, а в том, чтобы привлечь ребенка к соответствующим его полу реально ценным занятиям. Для этого достаточно включить сына или дочь в семейные обязанности в соответствии с возможностями ребенка. Если сын с отцом благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе, они планируют совместный выходной, если при этом мужская и женская половины помогают друг другу, то этим задачи полового воспитания решаются никак не меньше, чем назидательными беседами.

Правила обсуждения половых вопросов с детьми и подростками

1. Старайтесь вести беседу абсолютно непринужденно, также как при обсуждении других тем.  Не стоит становится "учительницей" для своего чада.

2. Избегайте длинных лекций по вопросам полового воспитания школьников. Ваш сын (дочь) не могут долго внимательно слушать, им хочется задавать вопросы и получать конкретные ответы. 

3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не был составлен из одних только биологических фактов – сыну или дочери захочется узнать о лично вашем к ним отношении, решениях и переживаниях.

4. Не бойтесь рассказать сыну (дочери) "слишком много" информации о сексе. С большой долей вероятности все непонятные моменты он просто не запомнит. 

5.Если ваш школьник употребляет непристойные, грубые выражения, спокойно объясните ему значения этих слов, а потом добавьте что вам и другим людям не приятно слушать такие слова. Не стоит злиться и шутить по поводу применения ребенком плохих выражений. Такая реакция взрослого побуждает подростка повторять их снова и снова.  

6. Старайтесь с начала полового воспитания школьников правильно называть половые органы.

7. Дети, даже дошкольники и учащиеся младших классов должны знать как защитить себя в ситуации насилия. Необходимо научить малыша говорить «нет» другим взрослым. 

8. Беседовать о грядущем половом созревании следует начинать как можно раньше, по крайней мере прежде того момента, когда сын (дочь) достигнут подросткового возраста. Физические трансформации (начало менструального цикла, поллюции, развитие молочных желез) могут начаться раньше десяти лет.  Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что такое эрекция. Не брезгуйте говорить на такие темы как проституция и гомосексуализм. 

9. Расскажите о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Однако нет необходимости запугивать кроху, рассказывая о летальном исходе СПИДа. В любом случае нужно ориентироваться на реакцию ребенка. 

10. Старайтесь, чтобы ребенок не смущался, говоря на деликатную тему полового воспитания школьников. Не говорите ему: «Ты еще мал для этого, тебе рано такое знать». Если подросток задает подобный вопрос, он хочет услышать конкретный доступный ответ.   После того, как ответили на вопрос вашего чада, убедитесь в том, что он вас понял. Удостоверьтесь, что малыш получил исчерпывающий ответ.

11. Общее правило – всегда говорите только правду, доступную для ребенка в том или ином возрасте.  Очень часто взрослый человек не может правильно выразить то, что хотел бы сказать ребенку либо ему не хватает информации. В таких случаях будут очень полезны книги. Конечно, они не ответят буквально на все вопросы и более того породят массу других новых задач, однако в процессе обсуждения взрослый и ребенок выходят на новый доверительный уровень отношений. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Текст  составлен по материалам сети интернет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации