Презентация к уроку литературы в 11 классе «Моим стихам…настанет свой черёд…» (Творчество М.Цветаевой)
Марина Ивановна Цветаева - поэт 26 сентября 1892 год – 31 августа 1941 год
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» М.Цветаева
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916
Иногда я думаю, что я вода
Можно зачерпнуть стакан,
но можно наполнить и море.
Всё дело во вместимости сосуда и ещё – в размерах жажды.
Иногда я думаю, что я вода. Можно зачерпнуть стакан, но можно наполнить и море. Всё дело во вместимости сосуда и ещё – в размерах жажды. М. Цветаева
Марина Ивановна Цветаева
Марина Цветаева. Силуэт работы Кругликовой. Марина Цветаева. Силуэт работы Кругликовой. Марина Цветаева. Силуэт работы Кругликовой.
Соответствует ли образ, нами созданный, внутренней сущности поэта?
«Не знаю, нужны ли вообще бытовые подстрочники к стихам: кому - куда—с кем—где— при каких обстоятельствах и т. д. — жил. Стихи быт перемололи и отбросили, и вот из уцелевших осколков биограф тщится воссоздать бывшее. К чему?.. Да разве он, биограф, не знает, что поэт в стихах живой».
«Что есть чтение, как ни разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит, - хорошо читал и - хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая, сотворческая. Делает честь читателю и мне». М.Цветаева « Поэт о критике »
«Пишу исключительно по слуху» Душа и имя «Идёшь, на меня похожий».. «Моим стихам, написанным так рано»… «Уж сколько их упало в эту бездну»… Генералам двенадцатого года Бабушке «Хочу у зеркала, где муть»… «Мне нравится, что Вы больны не мной»… «Заповедей не блюла»… «Красною кистью»… «Имя твоё – птица в руке»… «У меня в Москве – купола горят»… «Что другим не нужно – несите мне»… «Кто создан из камня, кто создан из глины»… Из цикла «Деревья» «Когда обидой – опилась»… «Вскрыла жилы: неостановимо»… Сад «Рябину рубили»… Марина Цветаева. Рисунок К.Б. Родзевича. 60-е годы.
Для поэзии М.Цветаевой характерны: риторические восклицания, риторический вопрос тавтологическая рифма синтаксический параллелизм анафора (единоначатие), безглагольность (эллипсис), градация стилистические контрасты литота, гипербола метафора перифраз ассонанс, аллитерация оксюморон
Соответствует ли образ, нами созданный, внутренней сущности поэта? Могла ли М. Цветаева так сказать о себе? Должно ли совпасть наше представление о поэте с его представлением о себе?
Август — астры, Август — звезды. Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! — Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных — Август! — Месяц Ливней звездных! 7 февраля 1917
Формула творчества. Форма стихов оттачивалась Цветаевой долгим трудом. Именно путем многих переделок стихотворение приобретает характер целостности, как будто оно было создано «одним махом», как выражалась Марина Цветаева. Цветаева утверждает, что каждое стихотворение для нее – катастрофа, взрыв, обвал, пожар, саморастрава: не успеешь войти в созданный мир, как уже пора его покидать.
Музыка обернулась лирикой.
ryazanov.mpg ryazanov.mpg
«Формула творчества. Поэт и век». Я начинена лирикой, как ручная граната: до разорватия! Я не верю стихам, которые льются. Рвутся да!
«Я могла бы быть первым поэтом своего времени, знаю это, ибо у меня все, все данные, но своего времени я не люблю, не признаю его своим». Марина Цветаева
* * * Рябину Рубили Зорькою. Рябина – Судьбина Горькая. Рябина - Седыми Спусками… Рябина! Судьбина Русская. 1934
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» М.Цветаева
Какой бы одинокой, несозвучной современности ни ощущала бы себя Марина Цветаева, она жила и творила вместе со своим временем, вместе с поэтами и писателями своего времени. На выставке «Собратья по перу» представлены предметы из фондов Тарусского музея семьи Цветаевых, из частных коллекций и личных архивов
Письмо детям Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди, - как мы. Но говорят что вы – есть, что вы – особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому: Никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек. Поэтому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли. Никогда не бойтесь смешного, и если увидите человека в смешном положении: Постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно – Прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам… Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются!.. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» ( не одевается, не думает и т.д.) – отвечайте: «А я – кто!» Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно». Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – я. Не исчерпывайте их – их родительством. Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе – в другом) уберите. Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы (все одинаково хотят есть, спать, сесть и т.д.). Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – осознания. После победы протяните руку. Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут – свой останется.
Записать чувства, ощущения, возникшие во время восприятия поэзии М.Цветаевой «Слово о поэте. Послесловие. » - это слово и о самом себе, попытка заглянуть в себя, осмыслить.
Задание: Прочитайте стихотворение из цикла«Деревья» Прислушайтесь к чувствам, которые рождаются в душе во время чтения стихов, попытайтесь вспомнить случай из своей жизни, когда вам пришлось испытать подобное эмоциональное состояние Отразите в своих высказываниях эти ощущения, чувства, ваше видение рождающегося образа.
К вам! В живоплещущую ртуть К вам! В живоплещущую ртуть Листвы – пусть рушащейся! Впервые руки распахнуть! Забросить рукописи! Зелёных отсветов рои… Как в руки – плещущие.. Простоволосые мои, Мои трепещущие! 8 сентября 1922
Гагаринова Ирина Викторовна
Роденкова Ирина Борисовна