Презентация к уроку русского языка «Обучение сочинению-рассуждению по тексту К. Паустовского "Акварельные краски"»
Урок русского языка в 10 классе по теме: "Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту К. Паустовского «Акварельные краски» (отрывок)" Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» городского округа город Мантурово Костромской области Учитель: Чистякова Марина Владимировна 2019 год
Люблю отчизну я, но странною любовью! Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю — за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень… М.Ю. Лермонтов
Родина Родина все существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2) места вне городов; 3) перен. Основное свойство, сущность. - синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека. Природа
План сочинения-рассуждения: 1. Вступление + проблема текста . 2. Первый пример-иллюстрация, пояснение. 3. Второй пример-иллюстрация, пояснение. 4. Связь между примерами. 5. Позиция автора (2-3 предложения). 6. Собственная позиция (2-3 предложения). 7. Заключение (вывод).
Важно помнить: - последовательность изложения мыслей; - смысловую цельность и связность; - абзацное членение текста; - связки (логические мостики-переходы) между абзацами; - использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи; - соответствие видовременных глагольных форм.
Способы выражения проблемы текста: - проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса; - проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту; - проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.
Основная проблема: - которая стала объектом раздумий автора; - над которой он в основном размышляет; - к которой он неоднократно возвращается.
Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.
Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Типы информации в тексте • Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. • Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. • Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Способы отсылки к тексту Ссылка на номера предложений Прямое цитирование Косвенное цитирование Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
Ссылка на номера предложений Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.
Прямое цитирование «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
Косвенное цитирование Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Пример + пояснение «Цитата», - пишет автор, чтобы… «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.
Позиция автора (отношение автора к проблеме) - Так автор убеждает нас в том, что… - Таким образом, автор приходит к следующему выводу:..
Собственное мнение по проблеме - Я совершенно согласен (согласна) с позицией автора, поскольку… - Мне близка точка зрения автора, утверждающего, что… - Думаю, что писатель прав, полагая, что.. - Размышляя над позицией автора, мне хотелось бы возразить: если, …то …
Заключение (вывод) 1 вариант заключения – заключение, написанное в форме цитаты, которая является итоговым суждением. 2 вариант заключения – заключение, написанное в форме обобщения, подводящего итог всему сказанному.
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту, используя карточку-информатор.