Конспект и презентация к уроку русского языка по теме «Исконно русские и заимствованные слова»

0
2
Материал опубликован 26 October 2020 в группе

"Исконно русские и заимствованные слова"
PPTX / 3.2 Мб

/data/files/e1603698525.pptx ("Исконно русские и заимствованные слова")«Исконно русские и заимствованные слова»


Название раздела, темы: Лексика. Культура речи.

Тема урока:  «Исконно русские и заимствованные слов»

Цели урока:

1.   Образовательные: познакомить учащихся с о путях заимствования тех или иных слов в русский язык.

2. Практические: совершенствовать умения отличать исконно русские слова от заимствованных; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные:  воспитывать внимание к окружающему миру;

развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету; приобщить к культурному наследию русского       народа.

4.  Развивающие: совершенствовать разные виды речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо, развитие коммуникативно-речевых умений.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

 Словари русского языка (этимологический,  толковый, словарь иностранных слов)

  Методы и приемы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением.


Ход урока.

Организационный момент

Приветствие

Создание положительного психологического настроя учеников

I. Проверка домашнего задания (упр.119)

1. Лексический  терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь с последующей  взаимопроверкой).

1) Все слова языка (лексика);

2) слова, одинаковые  по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

3) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

4) слова, обозначающие одно и то  же,  но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

5)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы);

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя об исконно русских и заимствованных словах.

- Сколько иностранных слов вы знаете, хотя бы чуть-чуть?

- А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

- Кто такие полиглоты?

Это люди, владеющими многими языками. Поэтому каждого из нас можно с уверенностью назвать полиглотами.

 Еще один способ пополнения словарного состава нашего языка – заимствованные слова.  Запишем тему урока «Исконно русские и заимствованные слова». А эпиграфом к уроку я взяла слова Белинского «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». Сегодня мы на уроке проследим, как люди меняются словами.


Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры .

1. Работа с учебником

- Сейчас мы познакомимся с теоретическими сведениями об исконно русских и заимствованных словах на странице 67 учебника . Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.

Один учащийся читает  классу теоретические сведения из учебника.

2. Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры .

Закрепление изученного материала

1.Комментированное списывание

- Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать текст , выписать из него слова с пропущенными буквами ,объяснить орфограммы и отметить среди этих слов заимствованные.

Целеполагание :

- Как вы считаете ,для чего мы выполняем это упражнение ?( Для того ,чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)

- Значит ,наша цель при выполнении данного упражнения -  научиться находить заимствованные слова в тексте .

Учащиеся работают устно ,  поочерёдно читают  несколько предложений классу , попутно объясняя пропущенные орфограммы ,записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят заимствованные слова и записывают их.

Вывод :

- Ребята, мы достигли поставленной нами цели при выполнении данного  упражнения? (Да.)

- Итак, теперь вы умеете находить заимствованные слова в тексте .

2.Групповая работа

- Сейчас вы поработаете в группах . Каждая группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд. Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться определить признаки заимствованных слов.

Целеполагание :

- Для чего нам нужно выполнить это задание ?( Для того ,чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова .)

- Цель данного задания - научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки, по которым мы можем распознавать заимствованные слова.

- Теперь приступайте к выполнению вашего задания в группах, после того, как вы выполните это задание представитель каждой группы зачитает классу, какое было задание у его группы, назовёт, какие исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных слов.

Учащиеся в группах выполняют задания, потом коллективно проверяют задания каждой из групп.

К а р т о ч к а 1.

Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не

начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеросвеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 2.

Определите исконно русские слова, зная, что сочетания штхтксмп, как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

Как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки заимствованных слов вам удалось найти.

- Запишите в тетрадь признаки заимствованных слов:

Признаки заимствованных слов записываются на доске:

1) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

2) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».

3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

- Подумайте и попытайтесь привести свои примеры по каждому из признаков заимствованных слов.

Вывод :

- Мы достигли поставленной цели ? (Да.)

- Итак , теперь вы научились отличать заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.

3.Цифровой диктант

Запишите в тетрадь к каждой букве  цифру, обозначающую «лишнее » слово, проанализировав слова с точки зрения происхождения.

Учащиеся пишут цифровой диктант.(В парах, с самопроверкой)

Цифровой диктант:

а) 1)белка, 2)береза, 3)фауна, 4)осень;

б) 1)телевизор, 2)телеграф, 3)телефон, 4)приемник;

в) 1)автомобиль, 2)локомобиль, 3)локомотив, 4)паровоз.

г) 1) самовар, 2) сарафан, 3) кекс , 4) дом.

д) 1) фонетика, 2) фосфор, 3) облик, 4) имидж.

Ответы: а-3; б-4; в-4; г-4; д-3.

4. Устная работа.

Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и

синонимичные им исконно русские слова? (Исконно русские слова).

-  Сейчас я буду называть вам заимствованные слова , а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении этого задания ( Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы).

- Итак ,цель при выполнении данного задания : научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы .

Учитель называет заимствованное слово ,а учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.

Шоу – …(зрелище), шоумен-…(организатор представления) , фиаско – …(неудача), сувенир -…(подарок) , обелиск -…(памятник) ,консенсус –…( согласие), презентация –  ..( представление), менталитет – …(обычаи-привычки),интегрировать –…( объединять), имидж – ..(облик), санкция …(разрешение-указание).

Вывод :

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного задания?(Да).

- Итак ,теперь вы умеете подобрать к заимствованному слову синонимичное ему исконно русское слово

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

- Какие признаки заимствованных слов вы знаете?

6.Домашнее задание

- Дома вы выполните упражнение 127 ,в котором вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания, обозначьте главное слово.

Упражнение 127 :

Презентация, консенсус, коммуникабельный, позитивный, деструктивный, интегрировать имидж, санкционировать

Слова для справок: представление, положительный, объединять, облик, общительный, согласие, признавать законным, разрушительный.

- Напишите мини-сочинение на тему «Нужны ли заимствования в русском языке?»









































К а р т о ч к а 1


Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не

начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеросвеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.



К а р т о ч к а 2


Определите исконно русские слова, зная, что сочетания штхтксмп, как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ




К а р т о ч к а 3


Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина, к уроку "Исконно русские и заимствованные слова" приложена презентация "Основные способы образования слов в русском языке".

26 October 2020

Здравствуйте, Наталья Юрьевна. Да, действительно, загрузила не тот файл. Позже опубликую нужный материал.

27 October 2020

Похожие публикации