12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чеснокова Елизавета Сергеевна28
Россия, Челябинская обл., Челябинск

Тема: Исконно русские и заим­ствован­ные слова

Цель: познакомить с понятиями исконно русские слова, заимствованные слова; сформировать представление о причинах заимствования и появления новых исконно русских слов, о роли заимствованных слов в русском языке; научить распознавать заимствованные слова в тексте, пользоваться словарём для определения происхождения слова.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Как ваше настроение?

Мотивационный этап

- Скажите, пожалуйста, сколько языков вы знаете? (ответы учащихся) А я докажу сейчас, что все вы знаете множество разных языков.

1 - Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица.(Фламинго.)

2 - Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)

3 - Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина.(Манекен.)

4 - Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из  напитков. (Коктейль.)

5 - Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. (Метрополитен.)


- Откуда же мы знаем так много слов из самых различных языков? (все они есть в русском языке) Верно, и сегодня мы поговорим о происхождении лексики нашего языка, о том, на какие группы по происхождению она делится и как отличить слова одной группы от слов другой.

Актуализация знаний

- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Исконно русские и заимствованные слова».

Сейчас мы немного поиграем, тем самым повторим основные понятие русского языка. Игра называется «Знаешь ли ты». Проверьте вашу эрудицию!

1 – Знаешь ли ты, что такое лексика?

2 – Знаешь ли ты, на какие виды делится наша лексика по частоте использования? (общеуп.и неообщеуп.)

3 – Знаешь ли ты, чем отличаются диалектизмы от профессионализмов?

4 – Знаешь ли ты, в каком словаре даются объяснения слов?

5 – Знаешь ли ты, заимствованное или исконно русское слово «директор»?

6 – Знаешь ли ты, как без словаря отличить заимствованное слово от исконного?

- Сегодня на уроке мы с вами займёмся именно тем, что будем искать отличия между этими двумя типами слов. И узнаем, что многие наши привычные слова когда-то очень давно пришли к нам из других языков.

Работа по теме урока

- Выдающийся русский литературный критик В.Г. Белинский когда-то писал: «Все народы меняются словами». Соответственно, все слова языка делятся на исконные и заимствованные. Давайте начертим схему.

- Итак, как вы понимаете, какие слова называют исконно русскими? (то слова, которые существуют в русском языке исконно, то есть с древних времен)

- А какие называют заимствованными? (те слова, которые пришли из других языков)

- А как узнать, исконно русское слово перед нами или заимствованное? Чаще всего для этого люди обращаются к специальным словарям. Они называются «Этимологические». Запишите это словосочетание.

- А что нам делать, если под рукой не оказалось словаря? Сейчас я выборочно выберу ваших самых находчивых одноклассников, которые за 3-4 минуты выяснят это. (отдают 4 сильным учащимся карточки)

К а р т о ч к а  1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:

шоссе, облако, пальто, стол.

К а р т о ч к а  2.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а  3.

Определите исконно русские слова, зная, что сочетания штхтксмп, как правило, встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.

К а р т о ч к а  4.

Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

_________________________________________

С ОСТАЛЬНЫМИ: упр. 121 – работа с толковым словарём учебника

- Пока мы с вами искали слова в словаре, ваши одноклассники уже узнали, а что нам делать, если словаря нет. Итак, слушаем их.

Признаки заимствованных слов:

1) не изменяются;
2) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;
3) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».
4) Имеют общие элементы «аква», «гео», «био» и др.

Закрепление изученного

АУДИРОВАНИЕ

- Сейчас я вам прочитаю текст. Ваша задача – выписывать только заимствованные слова. (у доски – 1 чел)

Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома,     закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

- Назовите признаки выписанных вами заимствованных слов. 

- Давайте отдельно выпишем предложение № 3 (под диктовку)

- Выполните его синтаксический разбор. Начертите схему предложения, дайте ему характеристику.

Упр. 127 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Наиз. Все термины: диалектизмы, профессионализмы, общеупотр.слова, заимствованные и др. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.