Урок русского языка «Исконно русские и заимствованные слова»
Тема: Исконно русские и заимствованные слова
Цель: познакомить с понятиями исконно русские слова, заимствованные слова; сформировать представление о причинах заимствования и появления новых исконно русских слов, о роли заимствованных слов в русском языке; научить распознавать заимствованные слова в тексте, пользоваться словарём для определения происхождения слова.
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день, ребята! Как ваше настроение?
Мотивационный этап
- Скажите, пожалуйста, сколько языков вы знаете? (ответы учащихся) А я докажу сейчас, что все вы знаете множество разных языков.
1 - Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица.(Фламинго.)
2 - Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)
3 - Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина.(Манекен.)
4 - Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из напитков. (Коктейль.)
5 - Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. (Метрополитен.)
- Откуда же мы знаем так много слов из самых различных языков? (все они есть в русском языке) Верно, и сегодня мы поговорим о происхождении лексики нашего языка, о том, на какие группы по происхождению она делится и как отличить слова одной группы от слов другой.
Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Исконно русские и заимствованные слова».
Сейчас мы немного поиграем, тем самым повторим основные понятие русского языка. Игра называется «Знаешь ли ты». Проверьте вашу эрудицию!
1 – Знаешь ли ты, что такое лексика?
2 – Знаешь ли ты, на какие виды делится наша лексика по частоте использования? (общеуп.и неообщеуп.)
3 – Знаешь ли ты, чем отличаются диалектизмы от профессионализмов?
4 – Знаешь ли ты, в каком словаре даются объяснения слов?
5 – Знаешь ли ты, заимствованное или исконно русское слово «директор»?
6 – Знаешь ли ты, как без словаря отличить заимствованное слово от исконного?
- Сегодня на уроке мы с вами займёмся именно тем, что будем искать отличия между этими двумя типами слов. И узнаем, что многие наши привычные слова когда-то очень давно пришли к нам из других языков.
Работа по теме урока
- Выдающийся русский литературный критик В.Г. Белинский когда-то писал: «Все народы меняются словами». Соответственно, все слова языка делятся на исконные и заимствованные. Давайте начертим схему.
- Итак, как вы понимаете, какие слова называют исконно русскими? (то слова, которые существуют в русском языке исконно, то есть с древних времен)
- А какие называют заимствованными? (те слова, которые пришли из других языков)
- А как узнать, исконно русское слово перед нами или заимствованное? Чаще всего для этого люди обращаются к специальным словарям. Они называются «Этимологические». Запишите это словосочетание.
- А что нам делать, если под рукой не оказалось словаря? Сейчас я выборочно выберу ваших самых находчивых одноклассников, которые за 3-4 минуты выяснят это. (отдают 4 сильным учащимся карточки)
К а р т о ч к а 1.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:
шоссе, облако, пальто, стол.
К а р т о ч к а 2.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
К а р т о ч к а 3.
– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
К а р т о ч к а 4.
– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:
аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
_________________________________________
С ОСТАЛЬНЫМИ: упр. 121 – работа с толковым словарём учебника
- Пока мы с вами искали слова в словаре, ваши одноклассники уже узнали, а что нам делать, если словаря нет. Итак, слушаем их.
Признаки заимствованных слов:
1) не изменяются;
2) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;
3) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».
4) Имеют общие элементы «аква», «гео», «био» и др.
Закрепление изученного
АУДИРОВАНИЕ
- Сейчас я вам прочитаю текст. Ваша задача – выписывать только заимствованные слова. (у доски – 1 чел)
Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
- Назовите признаки выписанных вами заимствованных слов.
- Давайте отдельно выпишем предложение № 3 (под диктовку)
- Выполните его синтаксический разбор. Начертите схему предложения, дайте ему характеристику.
Упр. 127
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Наиз. Все термины: диалектизмы, профессионализмы, общеупотр.слова, заимствованные и др.