Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Устаревшие и заимствованные слова»

6
0
Материал опубликован 1 April 2023

Конспект.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: «Устаревшие и заимствованные слова».

Тип урока: открытие новых знаний.

Представление о результатах:

личностные: создание условия для устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.

коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем.

познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов.

Цель урока: дать учащимся представление о заимствованных словах, исконно русских слов и их происхождении; обучать умению пользоваться словарем для объяснения значения заимствованных слов; совершенствовать умения отличать исконно русские слова от заимствованных; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи.

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Межпредметные связи: русский язык, литература, английский язык, немецкий язык.

Методы и приемы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения.

Литература: Разумовская М.М., Львова С. И., В.В. Капинос Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2-х ч. Ч. 1. // Ладыженская Разумовская М.М., Львова С. И., В.В. Капинос – М.: Просвещение, 2017

Оборудование: доска, интерактивная доска, презентация, видеофрагмент, мел, учебник, ручка, тетрадь.








Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент


2 минуты

-Здравствуйте, дорогие дети! (слайд 1)

Рада приветствовать вас на уроке, после долгих выходных, думаю, мы будем продуктивно сегодня работать.

-Проверти все необходимое на столах, присаживайтесь!

Приветствие с учителем.

личностные: создание условия для устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.

Актуализация знаний










5 минуты

Утром за завтраком вы попросили КОФЕ –и произнесли арабское слово. Потребовали кофе с САХАРОМ – и перешли на древнеиндийский язык. Если вы предпочитаете ЧАЙ, вы начинаете говорить по- китайски. К чаю вы попросили кусочек ТОРТ А– и произнесли итальянское слово. Передумали и решили его заменить БУТЕРБРОДОМ – и уже перешли на немецкий язык. Ну а если вы требуете себе КАКАО или ШОКОЛАД, то вы заговорили уже мексиканским, а правильнее, индейским языком. А тот из вас, кто любит ВИНЕГРЕТ, почти знает французский язык.

- Что Вы можете сказать о произносимых слов? (Слайд 2 анимация)

Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)

(слайд 3)

Все ли слова в нашем языке являются заимствованными? (Пришедшие из других языков).
– Один из способов пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова, а другой будет исконно русские слова.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Определите цели урока, что мы будем делать?

Запишите тему урока «Устаревшие и заимствованные слова». (слайд 4)

А эпиграфом к уроку я взяла слова Белинского «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». Сегодня мы на уроке проследим, как разные народы обмениваются словами. (слайд 5)














Взаимодействие с учителем.







Определяют тему и цель урока.





регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем.




познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.


Открытие новых знаний

(10 минут)


1 минута






1:40 минута



2 минуты






0:18 сек.



1 минуты









2 минут


















1 минуты











1 минуты











1 минуты








1 минута.


- Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, дружелюбны и с отличным настроением. Не забываем про осанку. Молодцы.

-Сейчас я вам предлагаю посмотреть два видеофрагмента, вашей задачей будет быть внимательнымию

- Но чтобы нам внимательно слушать, давайте вспомним о правилах.

(дети называют правило).

(видеофрагмент).

Анализ содержания текста

(слайд 6)

- Какова тема первого видеофрагмента?

- Почему вы так решили? В видео говорили про заимствованные слова.

- Отлично.

- Давайте сделаем вывод, что часть слов пришла к нам из немецкого, английского, французского и.д.

- Как вы думаете, как они к нам попали?

- Как называются эти слова? (заимствованные).

(слайд 7)

- Давайте посмотрим следующий видеофрагмент и подумаем, какова тема второго видеофрагмента?

- А откуда возникли слова? (исконно – русские, устаревшие слова)

- Давайте определим, что такое устаревшее слово? Какие слова можно отнести?

- Устаревшие слова - слова, вышедшие из активного употребления. Русская лексика (совокупность слов языка) прошла многовековой путь развития, в процессе которого одни слова исчезали, другие — появлялись. Образованно от исконно русского. Слова, существующие издавна, постоянно, искони. Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его становления.

- Отлично, вы молодцы.

- Все мы знаем, что наш великий русский язык живёт и развивается, множество разных слов. И когда мы с вами произносим слова, то совершенно не догадываемся, что все эти слова могут быть: заимствованные и исконно русские.

- И мы будем знакомиться и повторять слова, которые будут встречаться у нас на уроках. (слайд 8,анимация)

- Заимствованное слово, в русском языке поддаются видоизменению в соответствии с правилами и законами русского языка. Вот например: слово «Маляр» (название рабочей специальности, человек, занимающийся покраской, а в немецком, откуда было заимствовано – живописец). Таким образом, чтобы знать лексическое значение слова, нужно знать, из какого языка оно заимствовано.

- Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков. Что такое заи́мствование?

В лингвистике заи́мствование — это процесс усвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка, а также результат этого процесса — само заимствованное слово. Заимствование является важным фактором развития и изменения лексической системы языка.

- Исконно русские появились с момента образования. В число входят слова, оставшиеся в языке от языков-предков, а также те, которые образовались уже собственно в русском языке.

- Несмотря на схожесть на сегодняшний день со словами других народов, являются исконно русскими. А приобретенные слова из других языков считаются заимствованными.

- Обратите внимание на слайд и рассмотрите данные слова, которые находятся перед вами.

(слайд 9, анимация)

А теперь сравните русские и английские, немецкие слова, и найдите сходство в их написании и произношении. «Сова» звучат одинаково, даже если они записаны русскими буквами.

Это прямое заимствование, когда слово встречается в русском языке приблизительно в том же виде и в том же значении, что и в языке – оригинале, слова иноязычного происхождения, употребляются с сохранением их фонетического и графического облика.

Сделайте вывод: «Каковы причины заимствований?»

(слайд 10)

- И как отличить заимствованные слова от исконно русских, если под рукой нет словаря? Есть несколько признаков.

Основными причинами заимствований являются следующие:

1.Исторические контакты народов.(афоризм – краткое изречение)

2.Необходимость названия новых предметов и явлений. (Склонность заменять одним словом словосочетание (гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью; афоризм – краткое изречение)

3.Языковая мода. (боулинг, харизма, акселерат и т. д.).

- А ещё у заимствованных слов есть признаки.

(слайд 11)

Существуют определённые признаки, по которым мы сразу можем «опознать» заимствованное слово:

начальные буквы А и Э (аура, эпоха);

наличие в слове буквы Ф (факел, философ);

сочетание гласных (нюанс, вояж);

удвоенные согласные (аккомпанемент, аппетит); неизменяемость слова (колибри, фламинго и т. д.).

- Отлично, я смотрю вы немного уже устали. Предлагаю вам отдохнуть. (слайд 12)

Настрой на урок.









Отвечают на вопросы.



Слушают.



Торговли

Географическое положение

Коммуникация






















Инсценировка.




(боулинг, аура, харизма)






(деревня, город, мать, корова)












Отвечают на вопросы
















Транскрипция







Взаимодействуют с учителем.






















личностные: создание условия для устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.






регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем.











предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов.



























коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.


Физминутка.

8 минут.

- Ну, вот мы с вами отдохнули и можем продолжать дальше наш урок, сейчас мы поработаем в группах.

- Чтобы продолжить давайте вспомнить, как правильно работать в группах. (слайд 13)

- Отлично. Но давайте вспомни ещё, бывает, что возникло недопонимание. Что необходимо сделать?

- Отлично.

- Не понятно лексическое значение слова, куда мы с вами можем обратиться. (Этимологический словарь).

- Молодцы.

- Сейчас мы с вами поработаем в группах.

- Как вы думаете, какую главную цель мы должны достигнуть в работе группах?

- Отлично.

- В каждой группе будет свое личное задание, вашей задачей будет внимательно прочитать инструктаж по выполнению работы.

- Быть внимательным в работе, если возникнут вопросы, вы можете обратиться ко мне.

- Хорошо, вы можете начинать.

-Отлично, давайте проверим. (слайд 14)

- Все хорошо, отлично.

Взаимодействие с учителем.



Работа по группам.






Взаимодействие с учителем.




Работают индивидуально.

Взаимопроверка.




регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей - чужой), анализировать собственную работу.


познавательные: находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

.

предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов.

Рефлексия


3 минуты.

- Наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним какие цели, мы поставили перед собой на уроке.

- Какие слова называются заимствованными, а какие исконно русские?

- Отлично. - Предлагаю вам оценить себя.

- На листочках пред вами, вы отвеваете на вопросы.

- Вы молодцы!

- Домашняя работа упр. - Спасибо за урок, до свидания. (слайд 15)

Подводят итог.

личностные: создание условия для устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.



Приложение 1


«Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…


Основными причинами заимствований являются следующие:

1.Исторические контакты народов.(афоризм – краткое изречение)

2.Необходимость названия новых предметов и явлений. (Склонность заменять одним словом словосочетание (гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью; афоризм – краткое изречение)

3.Языковая мода. (боулинг, харизма, акселерат и т. д.).

Признаки, по которым мы сразу можем «опознать» заимствованное слово:

начальные буквы А и Э (аура, эпоха);

наличие в слове буквы Ф (факел, философ);

сочетание гласных (нюанс, вояж);

удвоенные согласные (аккомпанемент, аппетит); неизменяемость слова (колибри, фламинго и т. д.).

Признаки исконно русских слов:

Полногласные сочетания

ОРО-, - ОЛО-, -ЕРЕ-.

(молоко, дерево).

Начальное – РО-, -ЛО-.

(ровный, лодка).

Начальное –Я- (ягненок, я).

Начальное –У- (уронил).

Звук –Ч- (мочь).













Приложение 2


Группа 1


Инструктаж по выполнению работы.

Перед вами разбросанные слова, вашей задачей будет разделить слова в каждый столбец.

Используйте для этого этимологический словарь.

Первый столбец будет с исконно русскими словами, найдите слова, которые являются, по вашему мнению, исконно русские слова.

Второй столбец будет с заимствованными словами, найдите слова, которые являются, по вашему мнению, заимствованными слова.

Если возникнут вопросы или недопонимания в словах, вы можете обратиться к этимологическому словарю или к учителю.

Помогайте друг другу и соблюдайте правило работы в группах!

Группа 2

Инструктаж по выполнению работы.

Перед вами картинки разных вещей и предметов, вашей задачей будет разделить картинки в разные корзины.

Первая корзина будет с исконно русскими словами, найти картинки которые определяется, по вашему мнению, исконно русские слова.

Вторая корзина будет с заимствованными словами, найти картинки которые определяется, по вашему мнению, заимствованными слова.

Если возникнут вопросы или недопонимания в словах, вы можете обратиться к этимологическому словарю.

Помогайте друг другу и соблюдайте правило работы в группах!

Группа 3

Инструктаж по выполнению работы.

Вашей задачей будет решение кроссворда «Заимствованные слова – наши друзья».

Прочитайте внимательно вопросы, и отгадать, какое слово зашифровано.

Впишите слова к клетки.

Будьте внимательны.

Помогайте друг другу и соблюдайте правило работы в группах!



Группа 4

Инструктаж по выполнению работы.

Заходите на Яндекс. Учебник по ссылки https://education.yandex.ru/lab/classes/101463/lessons/mathematics/complete/

Перед вами карточки в Яндекс. Учебнике

Вашей задачей будет решить данные карточки.

В каждой карточки дается 3 попытки.

Помогайте друг другу и соблюдайте правило работы в группах!



Группа 5

Инструктаж по выполнению работы.

Перед вами QR-код, вашей задачей будет разделить слова в каждый столбец.

При помощи планшета просканируйте слова QR-кодов.

В этимологическом словаре Крылова вы найдете слова, которые относятся либо к исконно русским словам, либо к заимствованным словам.

Просканируйте слова, прочитайте, определите к какому столбцу слова относятся.

Запишите слова в нужный столбец.

Найдите, какое слово взять не из словаря Крылова, обведите данное слово.

Помогайте друг другу и соблюдайте правило работы в группах!



































Приложение 3




Кроссворд

«Заимствованные слова – наши друзья»


По вертикали:

1. сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений

2. копия, снимок, полученные способом ксерографии – одного из видов электрографии

3. сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог

4. космический летательный аппарат с реактивным двигателем

5. врач, лечащий животных

По горизонтали: 1. аппарат для приема телевизионных передач, телевизионный приёмник .




1



1










2














3









4















5

















t1680365298aa.pngt1680365298ab.png



t1680365298ac.png

Карточка 2.

t1680365298ad.png






t1680365298ae.pngt1680365298af.png

Исконно русские слова

Заимствованные слова

Автобус, мать, рожь, береза.

Алхимия, амбар, абзац, апельсин, тюбетейка, тюльпан, эрмитаж.





Исконно русские слова

Заимствованные слова

Баба - Яга, боровик, досуг, топырить, горох, хворать, царь, шнырять, дача, корица, рыхлый.

Академик, полиция, трамвай, церемония, шпик, доктор, коррозия, рутина.


t1680365298ag.pngt1680365298ah.pngt1680365298ai.pngt1680365298aj.pngt1680365298ak.pngt1680365298al.pngt1680365298am.pngt1680365298an.pngt1680365298ao.pngt1680365298ap.pngt1680365298aq.png



t1680365298ar.jpg

t1680365298as.jpgt1680365298at.jpg


t1680365298au.jpgt1680365298av.jpgt1680365298aw.jpg












Приложение 4


Дома- до́ма

укр. до́ма, др.-русск., ст.-слав. дома, болг. дома́, сербохорв. до̏ма, словен. domȃ, чеш., слвц., польск. диал., в.-луж., н.-луж. doma. Данное слово является исконно русским.

Пола - пола́

долгопо́лый, из-под полы́; укр. пола́, др.-русск. пола "кусок ткани, занавес" (Котошихин), болг. по́ла "пола". От пол "сторона, половина"; см. Педерсен, KZ 38, 374; Преобр. II, 90. Данное слово является исконно русским.

Сень- род. п. -и ж., сюда же се́ни мн., укр. сíни мн., блр. се́нцы (мн.) – то же, др.-русск. сѣни мн., ст.-слав. сѣнь σκιά, σκότος (Клоц., Остром., Супр.), σκηνή (Супр.), болг. ся́нка "тень; привидение", сербохорв. сjе̏н, род. п. -а м. "тень", словен. sе̣̑nса – то же, др.-чеш. sien̑ ж. "передняя, зал", чеш. síň "зал", слвц. sieň (ж.) – то же, польск. sień – то же, в.-луж., н.-луж. seń "тень". Данное слово является исконно русским.

Овес - род. п. овса́, укр. ове́с, род. п. вiвса́, вiвсюг "овсюг", блр. овсю́к, др.-русск. овьсъ, болг. ове́с, сербохорв. о̀вас, род. п. о́вса, словен. óves, род. п. óvsa, чеш. оvеs, слвц. оvоs, польск. owies, в.-луж. wows, н.-луж. hows. Данное слово является исконно русским.

ГОРОХ - Мы, пользуясь старыми словами, не всегда требуем, чтобы нам было ясно, что

это слово своими звуками в н у т р и с е б я и з о б р а ж а е т. Нам обычно

достаточно знать, что оно з н а ч и т . Горох? Мотыльковое растение, и всё тут!

Наши предки, с о з д а в а т е л и слов, еще чувствовали их "внутреннюю

форму", их этимологический смысл. Они назвали горох "горохом" потому, что это

значило "лущёный", "тёртый".

Наши предки? Разве только очень далекие: это в древнеиндийском языке, близком

к общеиндоевропейскому времени, слово "гхаршити" значило "трёт".

Когда будете читать про слова "пшено", "пшеница", вспомните про "горох".

ДАТА - По-видимому, мы получили этот термин от итальянских счетоводов. В их языке "дата" - причастие женского рода от "дарэ" - "давать"; позаимствованное у

картёжников "data" ("сдача в игре") приобрело значение "срок уплаты долга". Затем у него появился смысл - "любой срок", "пометка о времени и календарном числе события". А буквальный перевод слова - "данная".

Айвори - Это слово пришло к нам из того же латинского языка, но по куда более прямому пути.

АВАНГАРД - Сравните два слова:"авангард" и "арьергард". Оба они французские. "Гард" по-французски - "стража", "охрана". "Аван" (avant) значит "спереди", "до";

"арьер" (arriere) - "сзади", "назад". У нас эти слова получили значение:

"передовые" и "тыловые" воинские части на походе.

Клатч, или клач (англ. clutch — схватить) — маленькая элегантная сумочка-конверт. У клатча может быть маленькая ручка, не ремешок, но обычно его носят под мышкой или обхватив ладонью.

ЭПОХА -и; ж. [от греч. epochē — остановка] 1. Продолжительный период времени, имеющий какие-л. характерные особенности. Э. Возрождения. Э. Петра I. Советская э. Современная э. Новая э. в мировой истории.

Факел -заимств. в первой трети XVIII в. из нем. яз., где Fackel < лат. facula «небольшой факел, горящая лучина», суф. уменьшит.-ласкат. производного от fax, род. п. facis «факел, пламя».

ЩЁЛОК - Очень древнее слово, родственное скандинавскому "скола" - "стирать (тряпки в воде)".

ЭНЕРГИЯ - Международное слово греческого происхождения. По-гречески "эргон" - "работа", "дело"; недаром физики избрали для единицы измерения работы слово

"эрг". "Энергейа" - "деятельность". У нас значение этого слова стало куда

более теоретическим и отвлеченным, чем на его древней родине.


Приложение 5


t1680365298ax.gif


t1680365298ay.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации