12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федотова Марина Владимировна32
Россия, Удмуртская респ., Сарапул
2

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Исконно русские и заимствованные слова»

Урок русского языка в 5 классе

 

Тема урока: «Исконно русские и заимствованные слова» (технология развития критического мышления через чтение и письмо с ИКТ)

 

Цели урока:

1) предметная: знать исконно русские слова и заимствованные, уметь определять исконно русские и заимствованные слова, уметь употреблять их в речи.

2) личностная: совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к русской языку;

3) метапредметная: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоении информации; умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность.

Личностные УУДсохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, использовать   модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач,   анализировать объекты, выделять главное,   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.   

Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,   формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях,  контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия,     выполнять учебные действия.  


Тип урока: «открытие новых знаний»

Оборудование: мультимедийная аппаратура, словарь иностранных слов, орфографические словари, дидактический материал.

УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.Русский язык, Дрофа, 2011 - 2015.


Ход урока:

1) Этап «Вызов».

- Ребята, сегодня утром на электронную почту нашей школы пришло необычное письмо. На экране появляется следующий текст:

Учащимся г.Сарапула.

Учёные-лингвисты МГУ бьют тревогу. Слова иноязычного происхождения практически заполнили прессу: газеты, журналы и даже поэтические произведения. Произошло нарушение баланса исконно русских и заимствованных слов. Русский язык в опасности! Происходит активное засорение нашего языка словами иноязычного происхождения. 65% населения нашей страны не могут в доступной форме получать информацию, так как не понимают значения иноязычных слов. Что делать? Читать прессу со словарями иностранных слов?

- Ребята, как вы думаете, почему учёные-лингвисты обращаются именно к вам? Почему не к взрослым?

- Мы - будущее нашей страны. Именно мы можем исправить ситуацию: произошло нарушение баланса исконно русских слов и заимствованных. Мы можем спасти русский язык ,ведь он в опасности.

- Что вы должны знать ,чтобы исправить ситуацию?

-Мы должны знать, какие слова являются исконно русскими и заимствованными. Мы должны научиться употреблять их в своей речи. (Учащиеся записывают тему урока)

2) Этап «Содержание».

Учитель предлагает учащимся выписать заимствованные слова из данной цепочки слов: войско, победитель, армия, чемпион, перерыв, антракт, себялюбие, эгоизм. Учащиеся выписывают слова, проверяют. Возникают несоответствия, сомнения.

-Ребята, как разрешить наши сомнения? К каким источникам информации вы должны обратиться? Кто-то предлагает заглянуть в словарь иностранных слов, большая часть класса предлагает обратиться к учебнику. Даётся индивидуальное задание: найти данные слова в словаре иностранных слов, остальные учащиеся открывают учебник на стр 89, упражнение 272. Они читают теоретический материал, составляя небольшую таблицу «Опознавательные признаки иноязычных слов».

Учащиеся вновь обращаются к словам войско, победитель, армия, чемпион, перерыв, антракт, себялюбие, эгоизм, определяют, какие слова являются заимствованными в соответствии с языковыми приметами. Учащийся, выполнявший индивидуальное задание, подтверждает ,что названные слова являются иноязычными, дополняет, что эти слова пришли к нам из определённых языков и они имеют пары(иноязычное - исконно русское слово). Например, армия-войско. Учитель предлагает учащимся найти пары таких слов.

Работа в парах.

Учащимся каждого ряда даётся для разбора 1 строчка слов. Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение 273.

Задание: найти иноязычные слова, выписать их, проверив по орфографическому словарю.

Учащиеся проверяют задание, определяя языковые приметы иноязычных слов.

Учитель предлагает учащимся решить небольшую задачку.

Текст на экране:

Новый град стоит на берегу Невы.

Этот город я люблю.

И останутся на бреге тридцать три богатыря.

Берег был песчаный.

Задание: Определите, какое слово заимствованное: град-город, брег-берег. Какие слова появились раньше? Почему? Ответ аргументируйте.

Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, дают ответы, но опять возникает сомнение. Чтобы решить это сомнение, учащиеся предлагают обратиться к учебнику. Они знакомятся с теоретическим материалом упражнения 275, понятия «полногласные и неполногласные сочетания». Учащиеся обращаются к словам град-город, брег-берег, определяют, какое слово исконно русское, а какое иноязычное.

Зарядка для глаз.

Любопытная Варвара
Смотрит влево,
 

Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,

 

Чуть присела на карниз,

(посмотреть на кончик носа),

А с него свалилась вниз

мотреть на пол)

Работа в группах:

На экране появляется небольшая табличка

 

Ра- оро

ла-оло

Ре-ере

ле-еле

 

Каждой группе даётся задание: преобразовать старославянизмы в исконно русские слова. Записать полученные слова вместо пропусков. Работа выполняется на карточке.

Хранить- _______________________, страж- _____________________, златой- ________________________, прохладный -____________________, глава -________________________, драгоценный- ___________________________, шлем - _____________________, возглас -___________________________, бред - ______________________, бразды -____________________________

 

Учащиеся проверяют задание: какие слова появились раньше, а какие позже, какие слова являются заимствованными и исконно русскими:

Проверка:

Хранить - хоронить

Страж - сторож

Златой - золотой

Прохладный - холодный

Глава - голова

Драгоценный - дорогой

Шлем - шелом

Возглас - голосить

бред - бередить

бразды - борозды

-Ребята, мы с вами определили, что почти у каждого заимствованного слова есть синоним - исконно русское слово. Можно ли вообще обойтись без заимствований?

- Теоретически можно, а практически нельзя. Очень много заимствованных слов воспринимаются нами как исконно русские слова. Мы к ним привыкли. Например, школа, книга, тетрадь, пенал, рюкзак, фломастеры. – Можно ли постараться употреблять в своей речи меньше иноязычных слов, чтобы не засорять наш язык?

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу. Каждому учащемуся даётся дидактический материал (карточка с заданием)

Самостоятельная работа

Задание: отредактируйте предложения. Те английские слова, использование которых, по вашему мнению, неуместно, замените русскими синонимами..


 

1. Папа привёз из командировки презент.

2. На бейби был синий костюм.

3. На уикэнд мы поедем к бабушке в деревню.

4. Посмотрите на его фейс. Какой он смешной!

5. Скоро у нас холидей.

6. Мой бой-френд такой умный.

7. Папа купил маме миксер.

8. Я часто пользуюсь интернетом.

Учащиеся проверяют работу по культурному аналогу, который выведен на экран

Проверка

1. Папа привёз из командировки подарок.

2. На ребёнке был синий костюм.

3. На выходные дни мы поедем к бабушке в деревню.

4. Посмотрите на его лицо. Какой он смешной!

5. Скоро у нас каникулы.

6. Мой друг такой умный.

7. Папа купил маме миксер.

8. Я часто пользуюсь интернетом.


 

3. Этап «Рефлексия».

Учащиеся ставят себе оценку за работу, а значит, определяют пробелы в своих знаниях, ищут пути решения проблем.

Учитель просит учащихся написать резюме.

Задание: продолжить предложения

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я понял, что…

Учащиеся читают записанные ими предложения, подводится итог урока. На экране появляются смайлики (смотри Приложение).

Учитель просит ребят нарисовать смайлики на карточке с самостоятельной работой в соответствии с их работой на уроке:

4. Домашнее задание: П. 35, упражнение 277.


 

Приложение

( https://www.google.com/search ?q=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0&client=firefox-b-ab&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwjGmvnhzeXfAhUvqYsKHenyD-cQsAR6BAgFEAE&biw=1366&bih=613#imgrc=NGV981RCVxBLxM:)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.