Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Закрепление по теме сложноподчинённое предложение»
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» 9 класс Стригачева Т.Н. МБОУ «Тюшинская СОШ» 2015
Что вы знаете о Байкале? Прослушайте текст, составленный на основе воспоминаний В.Распутина. Определите стиль текста, тип речи и основную мысль. Что вам известно об авторе текста - Валентине Григорьевиче Распутине?
БАЙКАЛ
Работаем с текстом Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в 1-11 предложениях, выделите средства связи (в сложных предложениях). Составьте схемы сложноподчинённых предложений с указанием видов придаточных.
1) Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2)Каждому из нас мила и люба своя сторона где ты родился вырос или живёшь. 3) И всё-таки у природы есть свои любимцы которых она наделяет особой красотой. 4) Таков и Байкал который славен своей чудотворной силой величием и могуществом. 1) Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2)Каждому из нас мила и люба своя сторона где ты родился вырос или живёшь. 3) И всё-таки у природы есть свои любимцы которых она наделяет особой красотой. 4) Таков и Байкал который славен своей чудотворной силой величием и могуществом. 5) Вспоминаю как мы с товарищем приехавшим ко мне в гости долго шли по берегу нашего моря. 6) День выдался тёплый безветренный. 7) Байкал был так чист и тих что далеко в воде переливались красками камни. 8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой которая обрушилась на него. 9) А ведь он ещё не знает зимнего Байкала когда прозрачный лёд кажется таким тонким что на него больно ступить. 10) Под ним как под увеличительным стеклом живёт и шевелится вода хотя под ногами больше метра толщины. 11) Как хорошо что у нас есть Байкал! 12) Могучий богатый величественный! (По В.Распутину)
Пунктуация- 1 балл основы – 1 балл схема – 1 балл Проверь себя!
Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. в чём? […глаг.], (что …) изъяснительное
2) Каждому из нас мила и люба своя сторона, где ты родился, вырос или живёшь. 2) Каждому из нас мила и люба своя сторона, где ты родился, вырос или живёшь. какая? […сущ.], (где …) определительное
3)И всё-таки у природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой. 3)И всё-таки у природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой. какие? […сущ.], (которых …) определительное
4)Таков и Байкал, который славен своей чудотворной силой, величием и могуществом. 4)Таков и Байкал, который славен своей чудотворной силой, величием и могуществом. какой? […сущ.], (который …) определительное
5) Вспоминаю, как мы с товарищем, приехавшим ко мне в гости, долго шли по берегу нашего моря. 5) Вспоминаю, как мы с товарищем, приехавшим ко мне в гости, долго шли по берегу нашего моря. о чём? […глаг.], (как …) изъяснительное
6) День выдался тёплый, безветренный. 6) День выдался тёплый, безветренный.
7) Байкал был так чист и тих, что далеко в воде переливались красками камни. 7) Байкал был так чист и тих, что далеко в воде переливались красками камни. насколько? что из этого следует? […ук.сл.+прил.], (что …) меры (+ следствия)
8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой, которая обрушилась на него. 8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой, которая обрушилась на него. какой? […сущ.], (которая …) определительное
9)А ведь он ещё не знает зимнего Байкала, когда прозрачный лёд кажется таким тонким, что на него больно ступить. 9)А ведь он ещё не знает зимнего Байкала, когда прозрачный лёд кажется таким тонким, что на него больно ступить. какого? насколько? что следует? […сущ.], (когда …ук.сл.+прил.), (что…).определительное меры
10)Под ним, как под увеличительным стеклом, живёт и шевелится вода, хотя под ногами больше метра ширины. 10)Под ним, как под увеличительным стеклом, живёт и шевелится вода, хотя под ногами больше метра ширины. несмотря на что? […], (хотя …) уступки
11) Как хорошо, что у нас есть Байкал! 12) Могучий, богатый, величественный! 11) Как хорошо, что у нас есть Байкал! 12) Могучий, богатый, величественный! что? [… кат.сост.], (хотя …) изъяснительное чувство
Оцени свою работу 29-32 балла – «5» 24 – 28 баллов – «4» 16 – 23 балла – «3» 10 - 15 баллов – «2» 0 - 9 баллов – «1»
Какие типы предложений преобладают в тексте? Почему?