Статья «Современные образовательные технологии»
«Современные образовательные технологии»
А.В.Волкова
МОУ средняя общеобразовательная школа № 2
г. Малоярославца имени А.Н.Радищева
Калужская область
Современный мир меняется стремительно и быстро. Меняется и система образования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [1]. И одной из приоритетных задач современной школы является:
- создание необходимых условий для развития каждого ребёнка
- формирование его активной жизненной позиции.
Это особенно актуально для детей начальной школы. Именно в этом возрасте ребёнок испытывает потребность в исследовании окружающего мира, стремится экспериментировать, искать новые сведения. Дети начальной школы любознательные, жаждущие новых впечатлений и открытий. Для того чтобы каждому ребёнку было интересно на уроках, использую разнообразные современные технологии и методы обучения:
технологии развивающего и проблемного обучения;
технология критического мышления;
информационно- коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку;
деятельностный метод;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
технология «образовательный Фотобиеннале»
Метод проектов позволяет спланировать исследование, выполнить любую разработку и достичь результата как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В современной литературе встречаются понятия «Проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательский метод». Что же означает понятие «проект»?
Проект – происходит от латинского слова project – «брошенный вперёд», а «проектирование» - это процесс разработки и создания проекта.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо объекта или его модели.
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – это решение определённой, ясно осознаваемой задачи.[2]
Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск какого-то нового знания, а на решение реально возникающих перед ними проблем. Разработка проекта всегда дело творческое. Но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств. Проект легко выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.
В отличие от проектирования, исследование всегда творческий поиск истины. При этом новые знания, добытые в ходе исследования, могут не оправдать ожидаемый результат и быть малополезными.
Исследование очень важно в развитии креативных способностей, а проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои действия, двигаться к намеченной цели.
А как же научить младшего школьника разобраться в таких непростых понятиях? Как научить отличать проект от исследования? Как осуществляется проектная деятельность детей?
Как определить, какая помощь нужна маленькому исследователю на разных этапах работы? Как организовать индивидуальную и групповую работу детей над проектом?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мне пришлось самой многому учиться, прочитать много статей, книг. Просмотреть, как выстраивают работу другие педагоги. Посетить и прослушать конференции и вебинары. Много полезной информации я получила на сайте МАН «Интеллект будущего». Прошла дистанционный курс «Основы руководства проектно- исследовательской деятельностью учащихся» - автор курса: Ирина Викторовна Леках. В цикле лекций подробно рассматривались различия проектных и исследовательских работ, были описаны все этапы выполнения научной работы: от выбора темы до подготовки презентации и выступления с докладом. Что же дал мне этот курс? В ходе обучения я узнала современные требованиями к исследовательским и проектным работам учащихся, научилась ориентироваться в выборе темы и методах, анализировать результаты, грамотно оформлять презентации и готовить доклады.
Много полезной информации получила на курсе Половинкина Алексея Евгеньевича в онлайн – школе «Фоксфорд».
Но опыт показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, надо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Как правильно и последовательно выстроить систему урока? Какими основными навыками и умениями должен овладеть школьник?
Общие исследовательские умения и навыки:
умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.
На уроке перед учениками должна быть поставлена проблема.
«Рroblеmа» в буквальном переводе звучит - «задача», «преграда», «трудность».
В статье «Развитие исследовательских умений школьников» Александр Савенков подробно изложил, как развивать умение видеть проблему. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. [3]
Вот некоторые модели заданий для развития умения видеть проблемы
Посмотрите на мир чужими глазами.
Неоконченный рассказ.
Сколько значений у одного предмета.
Увидеть в другом свете
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.
Гипотезы, предположения, а также провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы.
Младший школьный возраст – это период накопления и освоения новых знаний. И передо мной стоит задача способствовать развитию каждого ребёнка, создать в классе такие условия, чтобы дети были не просто слушателями, но и сами стали творцами, открывателями нового. Конечно, этому способствует и внеурочная деятельность.
Для реализации проектно-исследовательской деятельности с 1 класса проводится курс «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». Авторы курса Р.И. Сизова и Р.Ф. Селимова знакомят школьников с проектной технологией. С алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед любой аудиторией. Этот курс расширяет кругозор ребёнка, обогащает его словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Тесты и самоанализ помогает проектанту овладеть элементами рефлексии. Кроме этого, курс нацелен на развитие внимания и логики, помогает развивать мышление, любознательность. Благодаря этому курсу мои первоклассники в конце учебного года участвовали в проекте «Солдатский платок», посвящённого Дню Победы. Баранова Алёна смогла выступить со своим проектом на телевидении.
А с проектом «Памятники и памятные места Калужской области, посвящённые войне 1812 года» ученик выступил на школьной конференции, на региональной научно - практической конференции «Интерес. Познание. Творчество» в городе Обнинске (2 место), на международной конференции «Объединяемся знаниями» (стендовый доклад) в гимназии
№ 1517 г. Москвы и на IV международной научно-практической конференции «Поиск» ИКРО (институт консалтинга и развития образования) Московский педагогический государственный университет, где стал призёром. Работа включена в электронный сборник работ педагогов и учащихся Калужской области.
На занятиях кружка «Юный исследователь» использую технологию «Образовательный фотобиеннале» - автор-разработчик Мачехина О.Н.
Разработка авторской технологии «Образовательный фотобиеннале», направлена на развитие креативного мышления и формирование гражданских качеств школьников. Я использовала эту технологию по теме «Наш родной город» неоднократно, получала всегда разное видение родного города и разные ассоциации. Технологию можно использовать и в урочной системе. Но лучше всего во внеурочной деятельности.
Структура образовательного фотобиеннале [5]
Мозговой штурм – ПОЯВЛЕНИЕ ОБРАЗА
Стендовый доклад – мультимедийная презентация этапов работы детско-взрослого творческого сообщества ОБРАЗА
Фотоколлаж – СОЗДАНИЕ ОБРАЗА
Подготовительный этап.
Учитель собирает 4 группы учеников:
«фотокорреспонденты»,
«компьютерные дизайнеры»,
«фотодизайнеры»,
«проектировщики».
Основной этап
Проводится урок или занятие «Образ моего города. Ассоциации». «Мозговой штурм» - мысли о символе города.
Эскиз, рисунок или словесное описание образа края.
Выбирается общая модель символа города.
Разрабатывается план работы класса, обсуждается технология изготовления фотоколлаж.
Организуется работа группы «фотодизайнеров» по созданию утверждённой версии.
Организуется работа по созданию компьютерной презентации
Итог совместной работы класса – стенд и презентация «Наш родной город»
Использование технологии образовательный фотобиеннале позволяет вовлечь всех обучающихся. Каждый ребёнок задействован. Результатом использования этой технологии является создание творческого проекта, отражающего какой-либо значимый образ, например, образ семьи, школы, отдыха.
В начальной школе значительно труднее, на мой взгляд, организовать исследовательскую деятельность. Исследование младшего школьника, так же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту. Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.
В организации исследовательской деятельности помогает МАН «Интеллект будущего». Проект «Эврикум» помогает освоить алгоритм исследовательской деятельности. Этот конкурс учит детей проводить опыты по предложенной методике, самим добывать нужную информацию. Родители не остаются в стороне, активно включаются в процесс исследования. Участие в конкурсе, «Какие науки спрятались в борще», позволило получить подробную информацию об овощах, которые необходимы для борща. Были проделаны предложенные опыты, результаты зафиксированы. Получился вкусный борщ и был создан свой рецепт приготовления борща.
Интересный опыт исследовательской работы был в конкурсе «Сделай мир ближе». С помощью фолдскопа исследовали простейшие организмы, которые были присланы в комплекте. В 2014 году в мире появился бумажный микроскоп Фолдскоп (Foldscope). Его разработала команда молодых исследователей под руководством профессора Ману Пракаша в Школе медицины при Стэндфордском университете. Это недорогой и простой инструмент, который пользователь сам собирает из прочных бумажных деталей-заготовок и линз. Фолдскоп весит меньше 10 граммов и дает увеличение от 140 до 2 000 раз, то есть позволяет рассмотреть объекты размером 700 нм и более. С помощью родителей собрали фолдскопы. Рассмотрели предложенные организмы. Но не все дети смогли описать исследование – ведь 1 класс! Зато с нетерпением ждут следующих исследований.
Итогом исследовательской, проектной работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на конференциях различного уровня. Учащиеся моего класса принимают участие в школьных, районных, региональных, всероссийских и международных конференциях. Умение представить свою работу перед аудиторией, ответить на вопросы. Доказать свою точку зрения – вот главный итог работы.
Наши итоги:
Районная конференция учебных исследований младших школьников «Интересно устроен мир» - Диплом победителя 1 степени.
Продолжили участие Международной научно-практической Конференции «Объединяемся Знаниями» в марте 2018 года: Малыхов И. - Диплом Юный гуманитарий, Финютин Д. - Диплом За вклад в естественную науку, в марте 2019 года: Копылова К. – Диплом юного исследователя, Чуркина Д. – Диплом юного историка
Со своими первоклашками в октябре 2018 года выступили в Малоярославецком военно-историческом музее 1812 года на III молодежной секции XXIII Международной научной конференции «Отечественная война 1812 года и российская провинция в событиях, человеческих судьбах и музейных коллекциях».
Участвовали в Региональной открытой научно-практической конференция «Интерес. Познание. Творчество»/ Секция «Мир – газами детей»/ г. Обнинск – Диплом 2 степени.
МАН «Интеллект будущего» конкурс «Планета проектов» -I (конкурсный поток)
2018-2019 учебный год – 3 участника получили Диплом 2 степени.
МАН «Интеллект будущего» конкурс «Лучшее место Земли» 2018-2019 учебный год –
1 участник получил Диплом 2 степени
Чтобы школьники принимали активное участие в проектно-исследовательской деятельности необходимо:
Всегда подходить к проведению этой работы творчески.
Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
Не сдерживать инициативу детей.
Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.
Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.
Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения
Работать, используя метод проекта очень интересно. Принимая участие в научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Литература:
1. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно – правовых материалов. – М.: Вентана-Граф. 2012. – 160 с.
2. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ/авт.-сост. Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014.-175 с.
3. Савенков Александр Развитие исследовательских умений школьников Журнал «Школьный психолог» №18/2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200801802
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-4-е изд., исп. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.- 224 с.
5. Технология «Образовательный фотобиеннале» - автор и разработчик – Мачехина О.Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myslide.ru/presentation/tehnologiya-obrazovatelynyy-fotobiennale-