12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Надежда Николаевна839
Учитель биологии и химии МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" Верховажского района Вологодской области
Россия, Вологодская обл., п/о Урусовская д. Дьяконовская Верховажский район
2

Приложения для учащихся к вводному уроку биологии в 5 классе «Был ли Ной биологом?»

Всероссийский конкурс на лучший вводный урок «Знакомство с предметом»

Приложения для учащихся для  урока   биологии в 5 классе по программе Пасечника В. В. «Биология – наука о живой природе»

Жукова Надежда Николаевна, учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»

Верховажского района Вологодской области

 

Приложение № 1. Биосфера – «живая» оболочка Земли.

Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греческих слов «биос» - жизнь и «сфера» - шар).

Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 15 - 20 километров. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10 - 11 километров. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до 3,5 и более километров.

 

Приложение № 2. Заполни ковчег!

В овалах подпишите названия 8-10 организмов, которые вы «возьмёте» на свой ковчег, в скобках можно указать причину вашего выбора.

Критерии оценивания.

Представлены живые организмы:

·         всех царств (максимум – 4 балла, если названы представители всех 4 царств);

·         всех сред обитания (максимум – 4 балла, если названы обитатели всех 4 сред обитания) или всех оболочек Земли: атмосферы, гидросферы, литосферы (максимум – 3 балла, если названы обитатели всех 3 оболочек);

·         всех групп по роли в биосфере: производители, потребители, разрушители (максимум – 3 балла, если названы представители всех 3 групп).

Показана роль в природе или жизни человека (по 1 баллу – за каждый пример роли организма).

Показаны взаимосвязи организмов (по 1 баллу – за каждый пример взаимосвязи).

 

Обитатели ковчега

Названия организмов

Царства живой природы (бактерии, грибы, животные, растения)

Среды обитания организмов (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)

Роль организмов в биосфере (производитель, потребитель, разрушитель)

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

 

9.

 

 

 

10.

 

 

 

 

Приложение № 3. Греко-латинская основа терминов

Постарайтесь назвать, кем по профессии вы сегодня были.  Например, биологическая специальность - биолог от латинских слов «биос» - «жизнь» и  «логос» - «наука». (Правда, в названиях специальностей есть исключения.)

А

«альгос» - водоросль

«анатоме» - рассечение

Б

«бактерион» - палочка

«батрахос» - лягушка

«биос» - жизнь

«ботанэ» - трава, растение

В

«вирус» - яд

Г

«ген» - носитель наследственности

«гидро» - вода

«гистос» - ткань

Д

«дендрос» - дерево

З

«зоон» - животное

И

«ихтиос» - рыба

Л

«лепидоптерос» - бабочка

М

«микес» - гриб

«микрос» - маленький

П

«палеонтос» - «останки»

С

«селекцио» - отбор

Т

«терриос» - звери

Ф

«файно» - явление

«физиос» - работа, функция

Ц

«цитос» - клетка

Э

«эйкос» - дом, жилище

«эмбрион» - зародыш

«энтомос» - насекомое

 

Приложение № 4. Домашнее задание

Выбор домашнего задания по принципу «минимакса»:

1.Заполнить «ковчег» организмами.

2.Выполнить письменно задания 1 - 4 § 1 «Биология – наука о живой природе» в рабочей тетради.

3.Ответить на вопрос на странице 10 учебника: «Почему считают, что роль биологии в XXI веке будет возрастать?»

4. Предложить дополнения к рисунку 3 «Значение биологии» на странице 8 учебника.

5. Подумать и ответить на вопросы:

·         Почему строительство ковчега актуально и сейчас?

·         Какие условия необходимы для автономного существования ковчега?

·         Можно ли планету Земля назвать ковчегом?

6. Рассказать о своём «ковчеге».

 

Источники, использованные для составления приложений для учащихся:

1.      http://stendzakaz.ru/images/school/k-eco/k-eco-14b.jpg   Структура и границы биосферы

2.      http://emmanuel.org.ua/Kids/images/ColormeKovcheg.gif  Раскраска «Ковчег»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.