Приложения для учащихся к вводному уроку биологии в 5 классе «Был ли Ной биологом?»
Всероссийский конкурс на лучший вводный урок «Знакомство с предметом»
Приложения для учащихся для урока биологии в 5 классе по программе Пасечника В. В. «Биология – наука о живой природе»
Жукова Надежда Николаевна, учитель биологии, химии
МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»
Верховажского района Вологодской области
Приложение № 1. Биосфера – «живая» оболочка Земли.
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греческих слов «биос» - жизнь и «сфера» - шар).
Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 15 - 20 километров. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10 - 11 километров. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до 3,5 и более километров.
Приложение № 2. Заполни ковчег!
В овалах подпишите названия 8-10 организмов, которые вы «возьмёте» на свой ковчег, в скобках можно указать причину вашего выбора.
Критерии оценивания.
Представлены живые организмы:
· всех царств (максимум – 4 балла, если названы представители всех 4 царств);
· всех сред обитания (максимум – 4 балла, если названы обитатели всех 4 сред обитания) или всех оболочек Земли: атмосферы, гидросферы, литосферы (максимум – 3 балла, если названы обитатели всех 3 оболочек);
· всех групп по роли в биосфере: производители, потребители, разрушители (максимум – 3 балла, если названы представители всех 3 групп).
Показана роль в природе или жизни человека (по 1 баллу – за каждый пример роли организма).
Показаны взаимосвязи организмов (по 1 баллу – за каждый пример взаимосвязи).
Обитатели ковчега
Названия организмов |
Царства живой природы (бактерии, грибы, животные, растения) |
Среды обитания организмов (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная) |
Роль организмов в биосфере (производитель, потребитель, разрушитель) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9. |
|
|
|
10. |
|
|
|
Приложение № 3. Греко-латинская основа терминов
Постарайтесь назвать, кем по профессии вы сегодня были. Например, биологическая специальность - биолог от латинских слов «биос» - «жизнь» и «логос» - «наука». (Правда, в названиях специальностей есть исключения.)
А
«альгос» - водоросль
«анатоме» - рассечение
Б
«бактерион» - палочка
«батрахос» - лягушка
«биос» - жизнь
«ботанэ» - трава, растение
В
«вирус» - яд
Г
«ген» - носитель наследственности
«гидро» - вода
«гистос» - ткань
Д
«дендрос» - дерево
З
«зоон» - животное
И
«ихтиос» - рыба
Л
«лепидоптерос» - бабочка
М
«микес» - гриб
«микрос» - маленький
П
«палеонтос» - «останки»
С
«селекцио» - отбор
Т
«терриос» - звери
Ф
«файно» - явление
«физиос» - работа, функция
Ц
«цитос» - клетка
Э
«эйкос» - дом, жилище
«эмбрион» - зародыш
«энтомос» - насекомое
Приложение № 4. Домашнее задание
Выбор домашнего задания по принципу «минимакса»:
1.Заполнить «ковчег» организмами.
2.Выполнить письменно задания 1 - 4 § 1 «Биология – наука о живой природе» в рабочей тетради.
3.Ответить на вопрос на странице 10 учебника: «Почему считают, что роль биологии в XXI веке будет возрастать?»
4. Предложить дополнения к рисунку 3 «Значение биологии» на странице 8 учебника.
5. Подумать и ответить на вопросы:
· Почему строительство ковчега актуально и сейчас?
· Какие условия необходимы для автономного существования ковчега?
· Можно ли планету Земля назвать ковчегом?
6. Рассказать о своём «ковчеге».
Источники, использованные для составления приложений для учащихся:
1. http://stendzakaz.ru/images/school/k-eco/k-eco-14b.jpg Структура и границы биосферы
2. http://emmanuel.org.ua/Kids/images/ColormeKovcheg.gif Раскраска «Ковчег»