Презентация на тему «Использование многофункциональной развивающей ширмы для развития и коррекции речи дошкольников»
Использование многофункциональной развивающей ширмы
PPTX / 10.94 Мб
Слайд 1
Мы живем в век интенсивного речевого общения. ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным, интересным, увлекательным. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании грамотной и правильной речи.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие.
Именно поэтому перед нами, педагогами, возникает проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющим недостатки в речевом развитии. Исходя из этого мы разрабатываем и внедряем в систему коррекционной работы разные дидактические пособия, одним из которых является многофункциональная развивающая ширма.
Слайд 2
Какие задачи помогает решить ширма?
-Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные ощущения;
-формировать элементарные математические представления, целостную картину мира, расширять кругозор;
-работать над звукопроизношением и связной речью;
-развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное;
-совершенствовать координацию руки и глаза, ориентироваться на плоскости;
-способствовать развитию интегративных качеств;
-принцип гибкого зонирования;
-способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей;
-способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы;
-развивает творческую активность, создает условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с другими детьми.
Слайд 3
Требования к стандартам развивающей ширмы:
- Безопасность.
(Речь идет об устойчивости конструкции)
- Трансформируемость.
(Способность менять свое положение путем передвижения)
- Доступность.
(Речь идет не о цене, а о возможности каждого ребенка осуществлять
определенные действия)
- Вариативность.
(Возможность менять чехлы и наполнение)
- Содержательность и насыщенность.
- Многофункциональность.
(Совокупность вышеперечисленных)
Слайд 4
Для изготовления каркаса нам потребовались пластиковые трубы, уголки и подвижные фитинги, как соединительные детали, утюг для сварки пластика.
Слайд 5
Вашему вниманию хочу представить развивающую ширму, изготовленную из пластиковых труб и съемных панелей на тканевой основе и соответствующую всем требованиям к стандартам ширмы.
Слайд 6
Ширма разделена на секции. На каждой секции имеются прозрачные полиэтиленовые карманы, а так же карманы из ткани. Это позволяет удобно размещать материал и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Магазин», «Мастерская», «Салон красоты» и т. д., а также для дидактических игр.
Игровую зону ширмы дети могут изменять сами, по своему усмотрению, с помощью навесных табличек и предметов, которые закрепляются с помощью пришитых резиночек.
С помощью ширмы, возможно реализовать и гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
Данная ширма - это обучающий инструмент со скрытыми интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.
Многофункциональность данной ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий.
Слайд 7
Обычно ширму делают из 3 элементов. Это одна центральная часть и две боковины, которые за счет подвижности могут трансформироваться в разные фигуры. Но можно добавить еще необходимое вам количество секций.
Слайд 8
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. И поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются все психические процессы, а также обогащается словарный запас.
Другими словами, развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека).
Слайд 9
Сенсорная панель (зона)
Ширма помогает детям преодолеть речевые трудности, приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению, повысить активность на занятиях, а также обучать родителей и детей различным вариантам игровых заданий и упражнений. Она имеет привлекательный вид и вызывает интерес многократной игры с ней.
Воспитанники моей группы – это дети 3-4 лет. Поэтому на данном возрастном этапе особою актуальность имеет развитие мелкой моторики рук, так как она тесно связана с речевыми процессами.
Наполняемость данной зоны:
- «Веселые прищепки»
Способствует развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
- Игры-шнуровки развивают моторику, глазомер, усидчивость, гибкость кисти и координацию движений рук.
Что активизирует развитие речи и является залогом отсутствия проблем с письмом.
- Молнии (мелкие, крупные, разного цвета и разной длины)
- Веревочки (можно нанизывать пробки, прищепки, яйца от киндер-сюрпризов, счеты, можно заплетать веревочки в косички).
- Мешочки разного наполнения для развития тактильного ощущения, умения определять на ощупь.
- Музыкальные коробочки, магниты, липкие ленты.
Ребенок учится также выделять цвет, форму и величину, группировать предметы по сенсорным признакам.
Дети, занимаясь в данной зоне, не только тренируют пальчики, но и узнают много нового.
Слайд 10
Уголок уединения
А также может к ширме прилагаться дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы могут быть изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри ширмы.
Слайд 11
Зонирование пространства
Боковины ширмы можно расположить под разными углами,
использовать для разделения пространства, для игр по интересам.
Можно к данной ширме крепить с помощью прищепок или зажимов какую-либо информацию (иллюстрации, правила, символы и т.д.) для детей. Можно даже устроить выставку детских работ или фотовыставку. Еще ширма становится отличным способом зонировать помещение при проведении викторин, сценок, разного рода мероприятий, чтобы дети не отвлекались на прочие дела.
Слайд 12
Театральная зона
Данная часть ширмы служит для организации театральных и режиссерских игр, игр фантазирования, дети могут разыгрывать спектакли по знакомым сюжетам или придумывают и показывают свои собственные истории. В средней части ширмы имеется окошечко со шторами для показа кукольного театра. В театральных играх ребенок учится проявлять эмоции, чувства, при чем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его поняли. Театральная зона – это любимое место детей, где они играют, фантазируют, придумывают сюжеты, проявляют творчество.
Слайд 13
Сюжетно-ролевые игры
Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей и активизируют определённую группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.профессий.
Слайд 14
Зона дидактических игр предполагает использование множества дидактических игр и упражнений, различные технологии. Например, в игре «Фруктовый сок» дети младшего дошкольного возраста отрабатывают относительные прилагательные (картинки: вишня-вишневый(сок). А детям старшего дошкольного возраста можно вводить задания по технологии «Синквейн» (составление по опорным словам предложений, рассказов и стихов).
Слайд 15
Вывод.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Татьяна