Авторское многофункциональное пособие для автоматизации «трудных» звуков и развития речи «Лягушка-болтушка»
Авторское многофункциональное пособие
(для автоматизации «трудных» звуков и развития речи)
«Лягушка-болтушка»
Состав:
- Короб-экран;
- Пособие «Автоматизация «трудных» звуков»;
- Картотека артикуляционной гимнастики + жетоны;
- Зеркало;
- Логопедическая лягушка-игрушка;
- Комплект предметных картинок (на липучке) на автоматизацию шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, сь, з, зь, ц), сонорных (л, ль, р, рь) звуков;
- Комплект наград и медалей;
- Комплект логопедических тетрадей.
Короб-экран изготовлен из обычной коробки для посылок размером 25 см* 32 см. Коробка обклеена цветной пленкой. На широкую сторону коробки прикреплена панель-экран из фетра с обозначением экрана для работы и 3-х маленьких карманов для размещения дополнительных упражнений-программ. Короб-экран помимо декоративной функции пособия-телевизора носит и практический характер: коробка является хранилищем для всех составляющих его компонентов (пособия, картотеки, зеркала, игрушки-лягушки, комплекта карточек, медалей и наград, комплекта тетрадей).
Цель данного пособия: проведение занятий по автоматизации «трудных» звуков и развитию речи.
Время проведения занятия: 15-25 минут.
Возраст: дети от 4 лет.
Тип взаимодействия: индивидуальная работа (возможна организация занятий небольшими подгруппами).
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах.
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
5. Автоматизация звука в текстах, рассказах.
6. Автоматизация звука в стихах.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Соответственно и работа с данным пособием представляет собой занятие (целесообразнее индивидуальное), которое проходит в несколько этапов:
Рассмотрим этапы работы с данным пособием на примере автоматизации звука Л.
Ритуальное стихотворение-приветствие:
- Добрый день, лягушка!
- Ква!
(Киваем головой в знак приветствия)
- Комара поймала?
- Два!
(Показываем два пальчика)
- Как дела, подружка?
- Так …
(Показываем большой палец или пожимаем плечами)
- Что в корзиночке?
- Пятак.
(Сжимаем и раскрываем кулачок – показываем ладошки)
- Денежка? Зачем?!
- Коплю,
Платье (книжку и др.) новое куплю.
Асеева И.И.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом для подготовки (акриловое зеркало вставлено в карман короба-экрана, 3 жетона вставлены в кармашки - «программа передач»). Ребенок выполняет 3 рекомендованных для автоматизации подготовительных упражнения. Например, для автоматизации звука Л выполним следующие упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка», «Месим тесто».
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Здесь весёлым помощником педагога и ребенка является логопедическая лягушка-игрушка, которая продемонстрирует артикуляционную позу и раскрепостит ребенка в игре.
2. После выполнения гимнастики работаем над автоматизацией звука в слогах (когда звук поставлен, и автоматизация изолированного звука пройдена) с помощью чистоговорок. Если ребенку трудно повторять чистоговорку целиком, то он проговаривает только ее слоговую часть. Например:
ЛА-ЛА-ЛА – Мила маме помогла,
ЛА-ЛА-ЛА – Мила в лодочке плыла.
ЛО-ЛО-ЛО – ловко вымыла стекло,
ЛО-ЛО-ЛО – светит солнышко светло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ – Алла купила пилу,
ЛУ-ЛУ-ЛУ – наточили мы пилу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у нас новые столы,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла полы.
АЛ-АЛ-АЛ – Павел днём не спал.
АЛ-АЛ-АЛ – в углу тёмный подвал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – пенал упал на пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – садимся мы за стол …
И т.д.
3. Следующий этап – автоматизация звука в словах. Здесь педагог предлагает разместить карточки-картинки на экране и назвать их. На этом этапе, как и в первых двух, просим произносить звук «утрированно», дольше, громче, чётче, чем обычно это делается в речи. Из карточек создаем своеобразную «звуковую дорожку» и работаем над её «чистотой». И переходим к следующему этапу.
4. Работа над автоматизацией звука в словосочетаниях и простых предложениях. Предлагаем ребенку составить словосочетание и предложение из предложенных слов. Например, кукла, белка, лампа, лук, молоко, дятел, стол, пенал. Белка посадила лук. Кукла любит молоко. Кукла включила лампу. Лампа и пенал на столе. Дятел взял пенал со стола. И т.д.
5. После успешной работы над автоматизацией звука в словах и предложениях можно провести работу с текстом или беседу по картинке. В сборнике представлены небольшие адаптированные тексты для чтения и пересказа. Формат пособия позволяет проводить и беседу по картинке (формата А5), которую можно разместить на экране, вставив в карман.
6. Однако новый звук должен закрепляться не только на занятиях, над звуком необходимо работать и дома, чтобы не сформировался так называемый «синдром кабинетной речи», когда ребенок вне занятия употребляет всё тот же «трудный» звук по-старому. В этом случае можно дать ребенку задание разучить дома стихотворение, например:
Куклу Милу Лида мыла,
с куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
обменяла на осла.
7. Вместе со стихотворением в качестве домашнего задания можно дать печатное задание для закрепления звука, можно это задание выполнить и на занятии. Например:
Примечание:
В процессе занятий по автоматизации звука, в принципе, как и в процессе любых занятий, очень важно заинтересовать ребенка, оставить приятное впечатление от проведенного времени и упражнений, воодушевить ребенка на дальнейшую работу. Мотивация – важный толчок для дальнейшей работы, но мотивация должна быть правильной. Следует объяснить ребенку, что говорить правильно и красиво необходимо для того, чтобы общаться и дружить, чтобы рассказывать стихотворения и участвовать в утренниках, чтобы хорошо учиться в школе и быть взрослым. Но и маленькие значки-поощрения никто не отменял, ребенок всегда очень доволен, когда его труды отмечены даже самой простой бумажной медалькой или забавной наклейкой.
В ходе использования данного пособия обнаружилось, что его можно использовать и в ходе упражнений по дифференциации звуков речи (Игра «Поймай звук»). Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. Для этого в окошки - «программа передач» помещаем два звука для дифференциации, например З и С, и предлагаем ребенку разместить их на нужном этаже, слова со звуком С напротив «С», слова со звуком З напротив «З»: лиса, зонт, медуза, сумка, сова, ваза.
Лиса, Зонт,
Сумка, Медуза,
Сова, Ваза.
По аналогии проводится игра «Какой звук?» с целью разделить слова в зависимости от того на какой звук начинается (оканчивается) слово: гласный, согласный твердый, согласный мягкий.
По аналогии проводим игру «Посчитай» для определения количества слогов в слове.
Спасибо за внимание!
Картотека артикуляционной гимнастики
PDF / 2.95 Мб
Пособие: речевой материал для автоматизации "трудных" звуков
DOCX / 25.91 Кб
Список использованных источников:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей (в 4 альбомах)
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи
Поваляева М.А. Справочник логопеда
https://sites.google.com/site/logopedonlain/ - Автоматизация, отработка звуков, правила и последовательность
http://logoportal.ru/ - Всероссийский образовательный сайт
https://yandex.ru/images/ - Фоны и картинки.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Янакова Ольга Александровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Ирина Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Ирина Анатольевна
Ирина Анатольевна
Ирина Анатольевна
Янакова Ольга Александровна
Янакова Ольга Александровна
Перминова Елена Федоровна
Янакова Ольга Александровна
Перминова Елена Федоровна
Телепенина Татьяна Федоровна
Перминова Елена Федоровна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Янакова Ольга Александровна
Дементьева Ирина Михайловна