Выступление «Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи старших дошкольников»
Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи старших дошкольников
Жильцова Евгения Викторовна,
Учитель-логопед,
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вытегорского муниципального района
«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
фронтальных (подгрупповых) занятий;
индивидуальных занятий;
занятий подвижными микрогруппами.
Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
В основе планирования занятий с детьми с нарушением речи лежат тематический и концентрический подходы. Содержание занятий оптимизировано, что обеспечивает интегрированный характер.
В нашем детском саду проводятся фронтальные занятия интегрированного типа, где решаются одновременно задачи познавательного, социально-коммуникативного, физического развития с доминирующей областью – речевое развитие.
Например, обобщающее интегрированное занятие по теме «Осень – припасиха». Нетрадиционное место проведения - русская изба. Дети, оказавшись в атмосфере старины, знакомятся с названиями кухонной утвари, которую люди раньше использовали. А также играют в голосовые, эмоциональные, речевые и пальчиковые игры со льдом.
Так, на занятии дети отлично показывают свои знания о природных явлениях осени, овощах, фруктах, ягодах, грибах. Запоминают названия- имена существительные и прилагательные, узнают много новых слов: народные названия осенних месяцев, как крестьяне на Руси делали осенью припасы на зиму: какие блюда готовили из репы, гороха, как хранили капусту, ягоды.
Логопедическое воздействие на фронтальных занятиях осуществляется различными методами: наглядными, словесными и практическими.
К практическим методам можно отнести широко используемые в практике работы методы моделирования и метод проектов.
Так, проводятся занятие-путешествие по теме: «Насекомые» с целью развития познавательного интереса детей к развитию речи с помощью способов наглядного моделирования (мнемотаблиц); интегрированное занятие «Кто лучше всех» по лексической теме: «Домашние животные» с использованием карты-маршрута по словным обозначениям.
В нашем саду активно применяется метод проектов. В каждом проекте решается задача речевого развития дошкольников. Например, в проекте «Чтобы дети помнили о войне» проводится конкурс чтецов стихов, посвященный Дню Победы «В военной шинели» с целью повышения речевой активности детей выразительно читать стихи; творческая выставка «Голубь-символ мира» с рассказами детей о поделках, выполненными совместно с родителями. В проекте «Профессии наших родителей» проводится множество экскурсий на предприятия, где работают родители. Затем дети с родителями составляют рассказы и оформляют фото-альбом с приложением. В проекте «Здоровая семья-здоровая страна» родители являются организаторами образовательного процесса: проводят оздоровительные мероприятия для детей, в том числе, утреннюю артикуляционную гимнастику, логозакаливание после сна.
Традиционным является проект «Неделя логопедии». Цель: повышение интереса к логопедии у всех участников образовательного процесса.
Неделя содержит ряд мероприятий не только по развитию речи, но и познавательному и социально-коммуникативному развитию:
-Акция от логопеда «Буква-самоделка» (домашнее задание детям и родителям - изготовить любимую букву из любого материала), по итогам организуется выставка готовых работ (букв) для составления слов и игр детьми.
-Показ занятия логопеда с детьми по обучению грамоте «Путешествие по стране звуков с Каринкой-Говоринкой» для родителей.
-Интерактивная игра воспитателя с детьми «Знатоки азбуки».
-«Веселая игротека» (речевые и словесные игры с детьми).
-Викторина с детьми «Грамотейка»
-Логопедические посиделки с детьми «Профессии»
-«Скороговоркин вечер» для детей
-Выставка книг по развитию речи и логопедической литературы для родителей.
-Выставка с презентацией логопедических пособий из бросового материала для родителей
-Педагогический клуб «Язык профессионала» (образовательный тренинг для воспитателей детского сада)
-Показ логоритмического занятия с детьми для воспитателей детского сада.
Для того, чтобы дети с нарушением речи проявляли музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к музыке и научить чувству ритма. Совместно с музыкальным руководителем проводится логоритмика.
Занятия в подвижных микрогруппах и ндивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития у детей. На всех этапах занятия: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; автоматизация звуков, используются нетрадиционные и природные материалы.
Кроме занятий практикуются логоразвлечения и логодосуги. В рамках работы с родителями и детьми в разделе: «Мои достижения». Например, в качестве итога изучения гласных звуков в старшей группе детей с нарушением речи проводится логопедическое развлечение «В волшебной стране гласных», на котором ребята с огромным удовольствием читают стихи, отгадывают загадки, показывают забавные сценки, рисуют и наклеивают буквы, выкладывают гласные из палочек, косточек, бобов и разноцветных крышек. Так дети демонстрируют отличное знание гласных букв, и получают угощения.
Решая задачи речевого развития в интеграции образовательной области «физическое развитие» проводится множество новых форм работы.
Логопоход. Цель: всестороннее развитие детей по различным направлениям: речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Дети собираются на прогулочном участке и проводится игра на концентрацию внимания. В основной части похода дети выполняют задания в командах. Разгадывают «заколдованное слово «МЯЧ» по звукам и выполняют упражнения с мячом. Разгадав загадку слова «МЕШОК», соревнуются команды – бег в мешках. Затем проводится игра «Собери слово» из букв, подвижные игры и чаепитие.
Литературная прогулка – это проведение викторины по произведениям С. Маршака с целью развития интереса к художественному литературному чтению во время прогулки детей.
Игры «Узнай отрывок» из стихотворения Маршака; «Продолжи» стихи; «Отгадай загадки»; «Знаешь ли ты?» и т.д.
Мастер-класс «Осенняя прогулка» с газетами. Цель: развитие эмоционально-познавательно-речевого интереса у детей к занятиям физкультурой с газетой. Кроме задач по физическому развитию, на мероприятии решались задачи речевого развития, например, развивать у детей мелкую моторику, фонематический слух, подвижность артикуляционных органов, отработать артикуляционный уклад для звука [Ш].
В спортивно-интеллектуальной игре «Форт-боярд» организуется станция «Звуковой ручеек». Участвуют 5 пар: дети с родителями. Нужно вместе (парой) пройти по камушкам, на которых изображены буквы. Ребенок называет букву, придумывает слово на эту букву, а родитель – предложение из количества слов, равное кол-ву лет ребёнку. Затем ключ находят в воде под камушками.
Новые формы работы с родителями воспитанников детской образовательной организации.
Главной особенностью взаимодействия является оказание реальной помощи детям, поддержки и оправдание их ожиданий, своевременное и деликатное информирование об индивидуальном развитии и необходимой коррекции их нарушений.
С целью пропаганды значения системы занятий в коррекции и развитии речи детей организуются практические консультации.
Возможность почувствовать роль педагога, учителя-логопеда, родители участвуют в Дне самоуправлении, посвященном дню дошкольного работника. Логопедическое занятие проводит мама воспитанника.
С целью педагогического просвещения родителей воспитанников о роли дыхания в осуществлении речедвигательной деятельности и важности развития речевого и неречевого вдоха-выдоха у детей; знакомства родителей с различными способами развития речевого дыхания у детей (игры и игровые упражнения); побуждения к эстетической фантазии, воображения, вкуса показан мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Музыка ветра». Готовое пособие «Музыка ветра» используется для работы с детьми в организованной образовательной деятельности (групповой и индивидуальной форме) с целью развития речевого дыхания.
Кроме того, «Музыка ветра» способна украсить интерьер в групповом помещении, создаст атмосферу красоты и эстетики.
Мастерская «Алфавит из фетра»: родители (мамы) шьют буквы алфавита из фетра. Ко дню 8 марта, дню матери оформляются фотовыставки с рассказами о маме.
Выполнение домашних заданий в тетрадях позволяет организовать общение с детьми и родителями вне дошкольной организации.
Техники получения обратной связи в рабочих тетрадях:
Какое задание было выполнять легко, какое сложно и не интересно?
Раскрась картинку, выбрав цвет твоего настроения.
Заштрихуй по образцу. Выбери цвет твоего настроения.
Если выполнять задание было сложно, нарисуй тучку. Если понравилось – солнышко.
Если выполнять задание было интересно, нарисуй голубую медузу. Если сложно – коричнево-красного осьминога.
Обведи в круг твоё настроение. Выбери из пиктограмм эмоций
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов, форм работы предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Разнообразие форм организации коррекционно-образовательной деятельности способствует повышению у детей познавательно интереса к занятиям по развитию речи, развития самоконтроля собственной речи, желания говорить правильно и красиво.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.